zaeto.ru

Вторая. Алкогольная, наркотическая и другие зависимости. Экзистенциальное понимание и терапия

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1


Часть вторая.

Алкогольная, наркотическая и другие зависимости.

Экзистенциальное понимание и терапия.

ТРЕВОГА.


Все наше существо наполняют различные энергии. Среди них есть самая основная, базовая энергия, каждый момент времени вливающаяся в нас из окружающего мира и вырабатываемая внутри нас. Эта энергия узкоспецифична. Она дается нам из Источника Бытия только для одной единственной цели - для выполнения нашего смысла жизни. Причем эту энергию практически невозможно потратить на что-то другое. И если мы не выполняем смысл нашей жизни, блокируя своё развитие, то эта энергия, продолжая поступать и вырабатываться, накапливается в нас. И когда, её становится слишком много, ее избыток мы воспринимаем как определённое ощущение в теле. Это ощущение мы называем тревогой или волнением.

Современный человек считает тревогу проявлением болезни и всячески старается её уничтожить. Тревога считается симптомом психического заболевания. Её пытаются лечить, создавая всё новые и новые транквилизаторы, так как к старым она быстро приобретает устойчивость. Эталоном здоровья в глазах нашей цивилизации считается этакий деловой мажорный человек с вечной улыбкой «уверенного в себе человека».

Рыцарь материального достатка без страха и упрека, напролом продирающегося по жизни человека, с девизом компании Кока-кола «бери от жизни всё, не дай себе засохнуть», современного эквивалента древнего клича гедонистов «ешь, пей, и веселись, ибо завтра смерть грядёт». Такой человек живёт чисто материальными интересами. Ни о какой духовной жизни он не имеет ни малейшего представления. Весь он здесь. На поверхности. В плоскости вещей, власти, «собственного достоинства» с присущей ей тревогой «а что подумают обо мне другие?».

Так живёт подавляющее большинство всех людей на нашей планете. Результатом такого блокирования духовного развития, результатом невыполнения своего смысла жизни является глубокая тоска по смыслу и развитию. По тому, чтобы стать тем, кем я должен быть. А нереализованная энергия, накапливаясь, переполняя душу, превращается в жесточайшую тревогу.

С таким уровнем тревоги и тоски по несделанному жить становится очень тяжело. Ведь стремление созреть и выполнить свою жизнь – это одна из самых базовых потребностей, заложенных в природе человека. Она гораздо сильнее физического голода и страха смерти. Подтверждение тому – смерть тысяч людей, выбиравших выполнить свою жизнь, принеся людям знание о Пути духовного развития, например, во времена жесточайших гонений на Христиан.

Человек тяжело переносит ощущение тревоги. Потому, что она заставляет начинать движение. Идти вместо того, чтобы, вкусно поев, улечься на мягком диване и впасть в состояние блаженной свинскости, такой присущей всему нашему существу. Зверю, живущему внутри нас. И вполне естественно для нашего животного существа делать всё, что мешает покою и выгоняет из тёплой норы.

Всю свою историю люди изобретали способы борьбы с тревогой. Способы не слышать Зов Божий в нас, увлекающий нас вверх по пути превращения из животного в духовное существо. Средства эти разнообразны - транквилизаторы и наркотики, алкоголь и никотин, телевидение – современная попытка преодоления отчаяния, только усугубляющая его, и одержимость работой и приобретением вещей. Одним словом – это различные зависимости, или используя старинную терминологию – страсти. Болезненно измененные естественные человеческие устремления, привлекающие к себе энергию жизни, таким образом, блокирующие развитие.

Самый простой способ подавления тревоги, не требующий привлечения внешних средств – это построение иллюзорной реальности. Человек строит фантазийные представления о себе самом и окружающем мире, о жизни и её законах. Эти способы довольно шаблонны. Индивидуальные оттенки этих шаблонов имеются у каждого, но не делают эти шаблоны не узнаваемыми. Можно перечислить основные способы искажения реальности и жалобы человека в случае их поломки, и как следствие, прорыва тревоги.

- «Я уверен в себе». Человек считает себя чем-то состоявшимся, завершённым, «сильным», «мужественным». Типичные установки в отношении себя, как правило, катастрофически опасные для собственной чувствительности и способности мыслить. Это - «сильный человек ничего не боится», «мужчины не плачут», «уверенные в себе люди действуют, а не думают». Это отказ от любого духовного развития. Как называется отказ зерна прорастать и становиться колосом? Как называется отказ жёлудя становиться дубом? Как называется прекращение развития плода в материнском чреве?

Отказ от жизни, которая есть - непрекращающееся развитие - это смерть.

В селекции есть порог в 90 процентов всхожести партии зерна, когда она считается живой и пригодной для посева. Если менее 90 процентов зёрен всхожи, такая партия считается мёртвой и пригодной только на фураж, т.е. на муку и на корм скоту.

В ситуации с человечеством картина ужасающая – более 90 процентов людей не занимаются духовным развитием ни в каком виде, живя как есть, и удовлетворяя только телесные потребности. То есть, на языке селекции – это абсолютно бесплодная мёртвая партия семян. Как тут не вспомнить слова Иоанна Крестителя «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Евангелие от Матфея 3-10)!

И всё-таки и этот вид бегства от тревоги иногда терпит крушение.

При поломке защиты такой человек – жалуется на «неуверенность в себе» и сильную тревогу, страх. Не зная, что с этим делать. Рушится привычный пласт материальных забот и интересов, обнажая доселе неведомую реальность мира нематериального. Мира, для обозначения явлений которого у человека даже нет слов. И чем дольше человек лгал себе, удерживая себя на поверхности жизни и чем «увереннее в себе» он был, тем интенсивнее степень прорыва тревоги, доходящей до ощущения ужаса.

Еще один вариант иллюзорной реальности звучит так: «я уверен в завтрашнем дне, в своём будущем. В том, что всё будет хорошо». Человек при таком способе защиты строит фантазию о своём будущем, но перестаёт сознавать, что это мысленная конструкция. Он думает о таком своём сфантазированном будущем, что он его предвидит.

Человек в таком состоянии старается не заметить, что уверенности в чём-либо на Земле быть не может в принципе. Есть только Вера. Но и сама Вера наполнена бездонной энергией, огромной тревогой.

Самая большая опасность этого способа защиты – практически полный уход из реальности и прекращение отклика на события реального мира.

Для того чтобы обманывать себя, нужно много энергии. Чтобы поддерживать в себе эту иллюзию, требуется всё больше и больше сил. Чтобы убедить себя в реальности своего вымысла, приходится начинать себя вести так, как будто фантазия реальна. Люди, живущие в этом состоянии, часто ведут себя резко неадекватно – грубо нарушают правила дорожного движения, совершают другие действия, опасные для своей и чужой жизни. При поломке этого вида защиты жалуются на сильное чувство тревоги и «неуверенность в завтрашнем дне».

Недавно я в интернете увидел результаты одного из социологических опросов, где корреспондент сокрушается о том, что «30 процентов населения не имеют уверенности в завтрашнем дне». Ого, подумал я, как много людей не болеет, хотябы одной из самых страшных болезней современности, болезнью уверенности!

Еще один способ уменьшить тревогу - это изготовление из нее страхов. Страх – это тревога, у которой есть конкретный объект, например война, рак, инфаркт, экономический кризис, маньяк на улице, соседка – колдунья, конец света и т.д. У тревоги такого объекта не имеется. Тревога ждёт удара из всего и ничего конкретного.

Тревога стремиться стать страхом. Как и почему это происходит? Уровень тревоги, у которой нет точки приложения, то есть, у которой отсутствует объект – всегда значительно выше, чем тревога, которая направлена на что-то конкретное. Если я ожидаю угрозы для жизни или благополучия от какого-то определённого события, например, боюсь заболеть раком или погибнуть в авиакатастрофе, я всегда могу принять меры по недопущению этого события. Я могу вести здоровый образ жизни - не курить, питаться здоровой пищей, и таким образом значительно снизить риск заболевания раком, и, соответственно, уменьшить уровень тревоги. Или просто не летать самолётами, и так получить, вообще, стопроцентную гарантию безопасности от авиакатастроф. Тревога будет значительно снижена за счёт привязки к объекту.

А принимаемые меры по удаления объекта страха из своей жизни заберут дополнительно довольно много энергии, из переизбытка которой могла бы быть соткана тревога. Объект страха – это место, куда я проецирую свою смерть. Одна из самых распространённых попыток самообмана – это восприятие смерти, как чего-то внешнего, угрожающего мне снаружи. Это упорное нежелание сознавать, что источник смерти во мне самом. Он внутри меня в каждый момент времени. Вопрос только в том – когда я разбужу его и сделаю активным этот процесс.

Существует огромное количество типичных самообманов, призванных подавить энергию жизни – тревогу. Человечество за свою историю весьма преуспело в сочинительстве фантазий о человеческой жизни. Но все фантазии рано или поздно рушатся, и тревога обнажается. Что же делать?

Попытаться устранить тревогу химической атакой на себя самого. Выпить или закурить сигарету. Или потребив продукт с высоким содержанием глюкозы. Против лома нет приёма. Под наркозом тревога не чувствуется. Нужно только вовремя ввести следующую дозу, пока не началась ломка, и подавленная тревога и тоска не вскипела с удесятерённой силой. Раз за разом повторяя принимать химический суррогат радости и мира души. Той самой радости и мира, которые являются естественным плодом хорошо проживаемой жизни с осуществляемым смыслом. Раз за разом…. Незаметно человек обнаруживает себя в ловушке зависимости. Начинал отказом от развития себя, а закончил циррозом от алкоголизма. Пытаясь обезболить тревогу, человек создаёт зависимость.

Зависимость – это вожделение к чему-то вместо Бога. Это сотворение богов в этом, земном мире. Отливание золотых тельцов для собственного поклонения. И такими идолами могут быть любые вещи и эмоции. Григорий Богослов в слове 28 выразил это такими словами: «так всякая разумная природа стремится к Богу и Первой Причине, однако не может постичь Ее. Утомленная влечением, она как бы выбивается из сил и, не перенеся мучений, пускается в новое плавание, чтобы или, по дурному расчету, обратить взор на видимое и сделать что-либо богом, или из красоты видимого и порядка познать Бога, употребив зрение путеводителем к тому, что превыше зрения, но при этом не потерять Бога из-за великолепия видимого.»

Можно ещё затуманить свой разум мельканием картинок чужой жизни на экране телевизора. Испытать бурные эмоции, переживая за героя телепередачи или жертву бандитов в новостной программе, с вожделением смакуемую журналистами. Или переживать за победу «наших», глядя, как несколько десятков человек под дикие крики толпы зачем-то бегают по полю за одним единственным мячиком. О, высота человеческого разума, где ты? Главное – держать зомбоящик всегда включенным. Я встречал людей, которые. приходя домой, сразу включают телевизор или музыкальный центр, чтобы ни на мгновение не оставаться с собой наедине. Ибо там, в глубине собственной души, их ждёт встреча с пустотой и бессмысленностью внутри себя. И, конечно, с колоссальной тревогой и тоской – плодом не менее грандиозных запасов нереализованной энергии на проживание и делание своей жизни.

СМЫСЛ

Альберт Эйнштейн говорил что, человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден для жизни. Это действительно так. Человек, не выполняющий смысл своей жизни, влачит жалкое существование, для заполнения пустоты, культивируя у себя зависимость, пожирающую всю жизненную энергию. Очень быстро становясь больным и умирает не принеся плода.



Смысл жизни и его делание становится главным стержнем жизни человека, помогая перенести любые страдания и наполняя энергией жизни всё человеческое существо.

Можно вспомнить слова Ницше: «Если есть зачем жить, можно вынести почти любое как». А самое главное – человеческое сердце, зная о том, что человек творит неуничтожимый смертью плод жизни, наполняется глубокой и преизобильной радостью. Глубокий мир сменяет жившую в нём тоску. Конечно, тоска полностью никогда не уходит. Даже у самого плодоносящего человека всегда можно найти это напоминание о том, что мы пока не дома.

Об этом мы можем сказать словами блаженного Августина «наше сердце никогда не будет спокойно, оно и не должно быть спокойно, пока не успокоится в Боге».

А в нашей земной жизни у нас есть два варианта жизни. Либо огромная невыносимая тоска по тому чего у нас нет, и к чему мы не приближаемся, и без чего мы жить не можем – по любви, по смыслу. То есть по Богу. Ведь только он и есть этот смысл и любовь.

Либо огромная радость и счастье от делания такого смысла жизни, который становится нашей дорогой домой. В Царствие Небесное. Приближает нас к Богу. Но и это счастье всегда наполнено тоской. Правда, эта тоска не удручает и не вызывает чувство безнадёжности, а лишь усиливает радость возвращения. Лишь быстрее понуждает нас творить плод своей жизни. Лишь все сильнее заставляет биться наше сердце в предвкушении встречи с самым любящим нас Существом. Встречи с Богом.

В чем смысл человеческой жизни? Вопрос стар как мир. И, тем не менее на него есть ответ. Смысл человеческой жизни также универсален и определенен, как смысл жизни зёрнышка пшеницы – стать колосом пшеницы и ничем другим.

Так и созревание человека из нашего теперешнего зародышевого состояния – всегда состоит из двух непереодолимо-обязательных частей для каждого живущего на Земле человека. Первая – духовное развития себя. Вторая – забота о других людях.

Что есть духовное развитие себя? Это задавание вопросов себе. Кто я? Зачем я? Каков я? А каким я должен быть? Это поиск ответов на эти вопросы. Это переделывание, развитие качеств собственной души. Это сознавание невозможности изменить себя самого изнутри, как невозможности вытянуть себя за волосы из болота. Таким образом, возделывание в себе главного необходимого качества души – смирения. И тогда, это поиск силы, большей, чем я сам. Это поиск Бога.

Только при условии выполнения этой первой части смысла человеческой жизни – собственного духовного развития, мы можем действительно по-настоящему заботиться о других. Знать, как это делать. Не подменять заботу обеспечением только телесных инстинктов и потребностей.

Если духовного развития нет, то и забота о других не осуществляется. При таком варианте, как правило, человек совершает сверхусилия, направленные на заботу, но самой заботы дать не может. Он просто не знает, что это такое. А когда человек испытывает какую-нибудь потребность, но не знает, как её осуществить, он делает что-то простое. Самое примитивное. А что самое примитивное, похожее на заботу, в жизни человека? Это чисто животный, материальный аспект заботы. Инстинктивный. Такой же, как у любого зверя – кошки, собаки, кролика. То есть – нарожать зверят покрупнее, принести кусок пожирнее, устроить нору потеплее, запасов еды побольше. Переводя на человеческий язык – накормить, обуть, одеть. Или словами Горького – вырастить сына, посадить дерево и построить дом.

Это и есть такое проявление заботы, которое, будучи достаточным, для кошки или лисицы, наполняет сердце человека, щемящей неудовлетворённостью пустоты, даже в случае наиболее полного выполнения её. Проще говоря – для человека, такая забота – это не забота, а лишь преддверие её. Помощь в удовлетворении чисто физиологических потребностей. Родить, накормить, одеть – не есть забота. Это лишь первая ступенька к ней. Важно отметить, что я не пытаюсь обесценить заботу материальную и следование инстинктам – размножения и выкармливания потомства.

Я лишь говорю о том, что это не есть сама забота, необходимая составляющая смысла жизни человека. Примером тому могут служить многочисленные человеческие жалобы, когда «детей рощу, в «люди » вывожу, семью кормлю, одеваю, обуваю, а на сердце боль и тоска пустоты».

Часто человеческая неудовлетворённость жизнью «как все» подменяет духовный поиск поиском приключений, впечатлений, новых эмоций. Люди идут в горы, рискуя драгоценным даром – собственной жизнью, спускаются в пещеры, ищут власти и славы. Совершая главную подмену естественного поиска Бога. Всё что можно найти таким образом – это ещё больше тоски и безнадежности. Как тут не вспомнить пророка Экклезиаста «суета сует, все - суета и томление духа!».

Только человек уже осуществляющий духовное развитие себя, видит, что есть настоящая забота, и может её дать.

СМЕРТЬ

«Люди умирают не от старости, а от спелости». Эти слова принадлежат Михаилу Пришвину. Именно таким явлением должна быть наша смерть. Временем сбора урожая. Временем окончания телесной жизни и переходом в иное, более совершенное, существование.



Но мы боимся этого итога и перехода и должны жить с сознанием его неизбежности. Стоики говорили, что смерть - самое важное событие жизни и научиться хорошо жить - это значит научиться хорошо умирать. До нас дошли слова Цицерона: «Смысл занятий философией - подготовка к смерти» и Сенеки: «Только перед лицом смерти по-настоящему рождается человек».

Психологически смерть и жизнь переходят друг в друга. Нам достаточно и минуты

размышлений, чтобы понять, что уже рождаясь, мы находимся в процессе умирания и

в начале заложен конец. Практически каждый большой мыслитель думал и писал о

смерти; многие приходили к заключению, что смерть - неотъемлимая часть жизни и,

постоянно принимая ее в расчет, мы обогащаем жизнь. Как говорит Ирвин Ялом,

американский психотерапевт, «физически смерть разрушает человека, но идея смерти

спасает его».

Как связаны смерть, смысл жизни и радость? Осознавание смерти направляет нас на совершение важных действий, на создание ценностей и смыслов своей жизни. А выполнение смыслов жизни наполняет нас радостью от проживания, делания своей жизни.

Все вышесказанное закладывает фундамент понимания единственно работающей глубинной системы терапии зависимости – программы «12 шагов».

В лоне протестантского Христианства на стыке классического христианского миропонимания и Экзистенциализма, которое также можно считать рождённым в лоне Христианства, как продукт отчаяния нигилизма 20 века, остро встал вопрос реальной помощи людям с ярко выраженными деструктивными зависимостями – алкоголизмом, наркоманиями и т.д.

Середина 20 века – время небывалой секуляризации. Как помочь человеку, называющему себя атеистом. Почти всегда атеист – это просто здравомыслящий человек, не принимающий сказочно – мифологическую парадигму Бытия – как некого Сверхсущего бога, почти что сидящего на облаке и зорко смотрящего за человеком – не согрешит ли…

Но факт остается фактом. Человек говорит, никакого Бога не существует. Мы конечно, не будем вдаваться в философию и соглашаться, что Бог, действительно «не есть и не сущий».

Нам нужно получить реальную помощь из источника нашего существования. Из Бытия. Единственный путь – это контакт.

Как контактировать с тем, кого нет?

Такой путь был найден (или вернее подарен людям).

ПРЕКРАЩЕНИЕ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ

Зависимостью является любое импульсивное, привычное поведение, ограничивающее свободу человеческих желаний.

Прекращение выполнения любой зависимости состоит всегда из двух частей. Первая - это подготовка к прекращению зависимости. Такая подготовка также состоит из двух частей – внутренней и внешней. Внутренняя подготовка к прекращению зависимости – это выработка совершенно определённого, непоколебимого намерения прекратить выполнение зависимости, принятие чёткого решения. Внешняя подготовка - это создание таких условий жизни, которые помогут не провоцировать зависимое поведение. Хорошо проведённая подготовка - это пятьдесят процентов успеха. Так например довольно бессмысленно лечить бронхит у человека, работающего в пыли, дыму, на сквозняке ит.д. Любые успехи будут уничтожаться агрессивными внешними факторами.

Для прекращения выполнения алкогольной зависимости, проще - для прекращения пьянства также нужна подготовка. Нужно решить, не только для чего я совершаю прекращение зависимого поведения, но и выстроить картинку будущей жизни. Нужно прекратить всякие контакты со своими бывшими собутыльниками, которые ранее возвышенно именовались "друзьями" и избегать таких ситуаций, когда ранее проявлялась зависимость - походы в пьющие "гости", посиделки в строительной бытовке, где как правило, поголовно пьют. Возможно, во имя такой важной цели жизни, как непьющее состояние жизни, придётся сменить работу или прослыть на работе "белой вороной", иногда даже "придурком". Что делать. Приходится ради спасения своей жизни идти и не на такие жертвы! Вторая часть - это собственно прекращение зависимого поведения. Не излечения зависимости. Нет. Просто НЕДЕЛАНИЯ зависимости. И всё. Это, через небольшой период "ломки", которой избежать невозможно, погружает зависимость в сон. Она как-бы исчезает, и человек чувствует себя здоровым.

Важно помнить важнейшую истину - ЗАВИСИМОСТЬ НЕИЗЛЕЧИМА! Всё, что можно сделать - это прекратить выполнять зависимое поведение. Уложить зависимость в спячку, перевести в неактивное состояние, или говоря медицинским языком - перевести в ремиссию. В этом состоянии зависимость часто не проявляет никаких признаков жизни, как-будто её совсем нет. В случае с алкогольной зависимостью - человек не испытывает желания выпить, настроение может сохраняться ровным и хорошим долгие годы. И тогда часто возникает иллюзия, что зависимость ушла и человек здоров. Если такой непьющий алкоголик принимает мысль о том, что уже здоров, соглашается с ней, то попадает в ловушку своей спящей, но желающей проснуться зависимости. Как правило, через небольшой промежуток времени приходит вторая мысль - ловушка. "Ну ведь ты уже знаешь, что здоров - можешь выпить полрюмочки (сделать пару затяжек сигареты - для бросившего курить) и ничего страшного не случится". Если человек принимает и эту мысль, соглашается с ней - он снова переходит в состояние пьющего алкоголика и погружается в очередной запой. Дополнительная беда такого срыва заключается в том, что после периода воздержания, такие запои часто становятся сильнее и длительнее. Зависимость "просыпается изголодавшейся" и с удвоенной силой набрасывается на свою жертву. Неизвестно, сможет ли человек выжить после очередного запоя, чтобы делать следующую попытку прекратить выполнение зависимости. Так что лучше этого зверя не будить. И всегда нужно помнить, что он жив. Что он внутри меня, и любое моё небрежное движение может его разбудить. Осознание живущей внутри опасности делает человека очень бережным и осторожным, внимательным к себе. Чаще всего страшные автокатастрофы создают опытные водители, возомнившие себя мастерами вождения, а тонут чаще всего хорошие плавцы, впавшие в одно из самых горестных состояний, состояние «уверенности в себе».

Трезвенное реалистическое отношение к себе, без возвышенных фантазий о своей неуязвимости, и постоянное внимание к своей жизни - важнейшее условие не возобновить пьянство и сохранить свою жизнь.

Широкое распространение получили такие  группы как «Анонимные алкоголики». Общаясь на собраниях, участники делятся своим опытом, силой, рассказывают о том, кем были, что с ними произошло и как им есть в настоящее время.

     Как говорят сами анонимные алкоголики, «глубокая заинтересованность в желании оставаться трезвым, помощь новичкам на собственном опыте выздоровления, как отдельно взятой личности, так и группы в целом, духовный рост, независимо от вероисповедания, полная конфиденциальность являются движущими силами нашей программы».

     Работа  в таких группах осуществляется на основе программы «12 шагов», программы духовного переориентирования для зависимых от алкоголя или наркотиков. Целью является признание своей зависимости, апеллирование к «высшей силе» для излечения, возмещение ущерба, нанесенного другим в результате зависимости и донесение целительного знания до других зависимых. В значительной степени полагается на принятие «высшей силы» или Бога, который может пониматься по-разному, но является обязательной действующей силой в выздоровлении.

     Программа состоит из двенадцати этапов или шагов.

Первый Шаг. Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что неспособны управлять своей жизнью.

Второй Шаг. Мы пришли к. убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы сами, может вернуть нам здравомыслие.

Третий Шаг. Мы приняли решение передать нашу волю и нашу жизнь под защиту Бога, как мы его понимаем.

Четвертый Шаг. Мы произвели глубокий и бесстрашный анализ всей своей жизни.

Пятый Шаг. Мы признали перед Богом, перед собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.

Шестой Шаг. Мы полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от наших слабостей и недостатков.

Седьмой Шаг. Мы смиренно попросили Бога избавить нас от наших слабостей и недостатков.

Восьмой Шаг. Мы составили список всех людей, которым причинили зло, и приготовились попросить у них прощения и возместить ущерб.

Девятый Шаг. Мы попросили прощения и возместили ущерб, кроме тех случаев, когда это могло кому-либо принести вред.

Десятый Шаг. Мы постоянно осуществляем самоконтроль и, когда допускаем ошибки, сразу исправляем их.

Одиннадцатый Шаг. Мы стремимся путем молитвы и медитации углубить соприкосновение с Богом, молясь лишь о знании Его воли и о даровании нам силы для исполнения ее.

Двенадцатый Шаг. После духовного возрождения в результате выполнения предыдущих шагов, мы стараемся поделиться нашим опытом с алкоголиками, которые все еще страдают, и применять принципы Программы во всех наших делах.

Для меня, как и для многих людей, относящих себя к Христианам, важным является следующий вопрос. А как выглядит работа в программе 12 шагов с точки зрения христианства, как само христианство смотрит на эту программу?

Христианство – это жизнь реальная, реальных людей, реального человека, реального общества. И всё что разумно, всё что осознанно, всё что не противоречит здравому смыслу – это не может противоречить и самому христианству. Настоящее Христианство, в принципе, никогда не может противоречить трезвому анализу человеческой жизни. Бог так или иначе вложил в каждого человека определённую сущность, частичку Себя Самого. И в каждом из нас живёт потребность эту Божью Искорку как - то реализовать. Эта реализация осуществляется только через трезвое рассматривание и осознание своей жизни. Программа 12 шагов – это, на мой взгляд, наиболее трезвая и практическая попытка трезвого взгляда на свою жизнь и практического изменения себя. То есть того, что в Христианстве называется покаянием (от греч. Метанойя – изменение, перемена)

Теперь разберем эти шаги подробнее.

Шаг  первый 

     «Мы признали своё бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над собой».

Это шаг – фундамент для дальнейшей работы. Некачественно пройденный первый шаг повлечёт в дальнейшем срыв и невозможность дальнейшего движения по пути.

Что может быть достаточным основанием для изменения своей жизни ? Наиболее мощным основанием для изменения своей жизни, является осознание жизненного тупика, бессмысленности и бессилие изменить ситуацию собственными силами. Осознание того, что моя жизнь пришла к порогу, за которым начинается крах. Крах того, что мне важно и дорого – семьи, возможности заботиться о своих близких и о себе, т.е. риск потери работы, как средства материального аспекта заботы. Крах мой печёнки, без которой, если она откажется работать в моём теле, мне не жить. Крах меня, как развивающейся личности. Осознание, очевидность собственного бессилия в первую очередь перед жизнью. И как правило, человек не способен решать ничего, если он бессилен перед жизнью, которой он живёт. Речь конечно идёт об утрате духовной, некой внутренней силы, которая есть в каждом человеке. Я сам никак не могу изменить то, что происходит. А изменить надо, потому что здесь, как правило, возникает такая ситуация, что либо жизнь, либо смерть. Либо можно дальше жить, либо уже нельзя. В ситуации с зависимостью от алкоголя наступает какой – то переломный момент, где если идти дальше, то выжить становится уже невозможно.

Состояние зависимости от алкоголя, наркотика, сигарет - это ощущение, что человек ничего не может сделать, даже если он свою напряжёт всю волю. Нет ничего страшнее этого состояния. Наверняка большинство из нас переживали это. Здесь человек действительно оказывается бессилен перед силой зависимости. А что же будет, если я не признаю своего бессилия? Почему я должен признавать свое бессилие? Тогда я буду пытаться продолжать опираться на себя, на свою повреждённую зависимостью природу. И у меня опять не произойдёт никаких изменений, как ни происходило и раньше.

Сердцем Евангелия, квинтэссенцией Христианства являются, бесспорно, «заповеди блаженств», данные Иисусом Христом в Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея, главы 5 – 7)

Первая заповедь блаженств звучит так: «блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Как созвучен наш первый шаг Первой Заповеди Нагорной проповеди!

Признание своей духовной нищеты, то есть духовного бессилия, это момент принципиальный. Без этого ничего не начнется, потому что это нулевая ступень, нулевой шаг. Ибо, если я не признаю этого, если я не признаю себя таким, тогда значит у меня и проблем никаких нет духовных. Это значит, что мне менять свою жизнь совершенно не нужно, у меня в жизни все нормально.

Когда мы говорим о бессилии, то мы имеем в виду в первую очередь силу, которая есть во мне самом. Но, дело в том, что человек не существует абсолютно автономно, не может существовать абсолютно автономно. Человек не творился Богом (для людей атеистической веры – читай «не создавался природой») абсолютно автономным. Потому что, Источник Жизни, и в основе себя самого - самою жизнь, имеет только Бог. Он и есть сама Жизнь. Если я - есть творение Божие, если в меня эта жизнь вдохнута, то я неминуемо связан, соединен с тем, кто является источником человека и жизни. Бог и есть жизнь, а не просто дающий жизнь. Если человек совершает этот искусственный разрыв, замыкается сам в себе, уходит в самого себя, стремится черпать силы для жизни только из себя самого, тогда человек может осознать свое бессилие. И о бессилии речь идет именно, как о бессилии аутентичном, внутреннем, автономном, когда все мои автономные силы заканчиваются, и я уже ничего не могу. А почему не могу? Потому, что я сам себя отсек от жизни, от Бога.

Потеря контроля над своей жизнью – это когда человек перестаёт понимать самого себя и руководить своею жизнью. Это состояние хорошо выразил Апостол Павел: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Послание к Римлянам Св. Апостола Павла 7 – 15).

А смириться он с этим не хочет, поэтому начинает себя обманывать. Например, говорить себе о том, что «я не алкоголик, брошу когда захочу». Если я не признаю своего бессилия перед алкоголем, если я не признаю что я алкоголик, то мне и бороться не с чем. Потому что если я не алкоголик, то у меня такой проблемы нет. И первый шаг, с которого все начинается – это признание своего бессилия перед алкоголем, иначе проблемы нет, не чего прекращать.

А что значит обрести контроль над своей жизнью? Это значит быть свободным, причем Свободным с большой буквы, когда человек реализует одну из граней своего богочеловеческого существа. Бог – есть сама свобода, любовь и свобода. Если человек утрачивает эту способность быть свободным, не имеет быть возможности быть свободным, он очень страдает. Поэтому стремиться к свободе он будет в любом случае. Только вот нередко, человек может углубляясь в несвободу зависимости, обманывать себя. В случае с алкогольной зависимостью – это мысли «когда я выпиваю, я освобождаюсь от стресса, тревоги, депрессии» и т.д. Но проходит совсем немного времени, и человек понимает, что никакой свободы он не получил. Что все осталось также, а может еще и хуже. Что это был псевдо способ обрести свободу.

     Кто согласится признать себя окончательно побежденным?, говорит Билл Вилсон, основатель программы «Анонимные алкоголики». Конечно, никто. Все естественные инстинкты человека восстают против мысли о полном бессилии. Страшно признаться, держа в руках стакан, что разрушительное пристрастие к алкоголю настолько овладело нашим сознанием, что только вмешательство Провидения способно избавить нас от него.

     Но, вступив в группу «Анонимных алкоголиков», мы вскоре вырабатываем совершенно другую точку зрения на это состояние предельного человеческого унижения. Мы приходим к выводу, что только потерпев полное поражение, можно обрести способность встать на путь, ведущий к силе и освобождению. Признание полного бессилия в конечном счёте оказывается прочным основанием, на котором можно построить счастливую целенаправленную жизнь.

     На  данном этапе человек, следующий программе, должен убедить себя в том, что он безнадежен, признать свое полное поражение в борьбе с алкоголем. Описывается, что алкоголь – настолько сильное и коварное пристрастие, что никакая человеческая воля не в состоянии пересилить его. Пока в этом вопросе алкоголик не познает смирение, его трезвость - если и есть какая-либо - будет ненадёжной. Он не найдёт настоящего счастья.

     Почему  нужно настаивать на необходимости  “опуститься на самое дно”? Следуя принципам программы, не приняв первый шаг, нельзя пройти остальные одиннадцать. Тогда и только тогда алкоголики становятся настолько восприимчивы к силе убеждения и настолько готовы слушать, насколько способны только умирающие. Только тогда они готовы сделать всё, чтобы избавиться от губительной алкогольной зависимости. Такова суть первого шага. 



Шаг второй 

     «Мы пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие».

Второй шаг является естественным продолжением первого шага. Потому что, сделав первый шаг, можно на нем остановиться, и тогда может возникнуть состояние уныния и отчаяния. Потому, что я увидел свое бессилие перед алкоголем, да еще и признал свою несостоятельность. И что теперь делать? Выхода нет?

Похожим образом, когда человек приходит к заповеди «Блаженны нищие духом» и осознает свою нищету духовную, тоже очень часто может возникать состояние такой потерянности, тоски, уныния, осознания своей нищеты, неполноценности. Такое состояние, вообщем, и должно возникнуть. Только оно не должно стать застывшим. Оно должно привести к второму шагу. К поиску силы вне меня, силы Большей меня. К поиску Бога. Это шаг – рождения веры и прыжка в неизвестность. Если не пройден первый шаг, т.е. не родилось отчаяние и чёткое видение своей неспособности решить проблему, такой прыжок человек совершить не сможет. Второй шаг – это время особого смирения, принятия с миром своего несовершенства и несовершенства других людей. Именно смирение – это противоядие против сильно падающей в момент прохождения первых шагов самооценки. Без него человек часто впадает в состояние уныния.

Часто смирение путают с бездействием. Это ошибка. Смирение – это очень активное состояние действия. Действуй, но результат оставляй за Богом. Принимая проблему, как домашнее задание, которое нужно выучить, чтобы сделать очередной шаг развития своей души.

     Член  одной из американских групп «Анонимных алкоголиков» в своем интервью так  трактует это  шаг: «Давайте рассмотрим случай, когда человек говорит, что он не хочет верить, когда он - воинствующий “безбожник”. Его умственное состояние может быть описано как состояние дикаря. Вся его жизненная философия, позволявшая ему считать себя столь значительным, оказывается под угрозой. Достаточно уж, говорит он, признания, что алкоголь навсегда согнул его в бараний рог. И вот теперь он, всё ещё испытывая боль от этого признания, вынужден предстать перед чем-то поистине невозможным. Как он гордится тем, что человек, возникнув столь величественно из единственной клетки в первичном питательном иле, является венцом творения и потому единственным известным божеством во вселенной! И всё это он должен отвергнуть, чтобы спасти себя? Товарищество Анонимных Алкоголиков не требует, чтобы ты верил во что-либо. Все наши «12 Шагов» не более, чем предложения. Чтобы стать трезвенником и оставаться им, не обязательно с самого начала целиком принимать всю суть Шага. Я помню, что я сам не сразу принял его. Всё, что вам нужно, - это отказаться от предубеждений. Откажитесь от бесконечных споров и выяснения глубоких истин типа: что было раньше курица или яйцо.

     В поисках Высшего существа, Высшей силы члены общества идут самыми разными  путями, многие считает ей само общество. Ведь это довольно большая группа людей, которые решили проблему алкоголизма. В этом отношении они, конечно же, сила более могущественная, чем начинающий член общества, поскольку он нисколько не приблизился к решению своих проблем. «Даже этого минимума веры будет достаточно», - утверждают члены общества. Многие из них сумели преодолеть барьер именно этим способом. Освобождение от пристрастия к алкоголю необъяснимым образом изменило их образ жизни, они поверили в Высшую Силу, и большинство из них стало говорить о Боге.

     Многим  членам общества этот шаг дается очень  сложно, ведь многие являются атеистами, а многие разочаровались в Боге. Когда с верующими алкоголиками случается несчастье, они считали, что Бог отвернулся от них. Ведь это именно он допустил их до такого состояния. Суть Второго шага в том, чтобы любить Бога, оставить непокорность и спросить Его, какова Его воля в отношении себя.

     Второй  шаг является сложным для прохождения, поскольку поможет так называемая «правильная вера».

Если мерить по большому счёту, говорит Вилсон, то мы так и не удосужились произвести серьёзную и глубокую критическую оценку своих душевных качеств, не возместили ущерб тем, кого мы когда-то обидели, не дали никому ничего, не потребовав для себя вознаграждение за это. Мы даже не умели по-настоящему молиться. Мы всегда говорили: “Исполни мои желания”, вместо того, чтобы сказать: “Да исполнится воля Твоя”. Мы не понимали ни любви к Богу, ни любви к людям. Поэтому мы обманывали самих себя и были неспособны воспринять благодать, которая восстановила бы наше душевное здоровье.

     Второй  шаг считается самими «Анонимными  алкоголиками» отправной точкой программы. Потому как только подлинное смирение и непредвзятое отношение могут привести к вере и здравомыслию. 

Шаг  третий 

       «Мы приняли решение препоручить  нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали».

Здесь уже речь идет о том, что мы совершаем определенное действие. Мы отдаем свою волю Богу. Т.е. мы начинаем уже действовать, исходя из того мировоззрения, которое у нас сформировалось по прошествии прохождения первых двух шагов. Третий шаг – это уже безотлагательный переход к действию. Можно поменять мировоззрение, но при этом не жить согласно мировоззрению. Такое «застревание» также случается нередко.

Этот шаг – это начало труда человека, который действительно хочет жить по-человечески, который действительно хочет свою жизнь изменить. Когда мы говорили о втором шаге, мы говорили о том, что пришли к убеждению, что только Бог может помочь возвратить нам здоровье. Но для того чтобы отдать свою волю, отдать свою жизнь Богу, нужно хотя бы знать, кто такой Бог, нужно знать Бога. Когда мы совершаем третий шаг, то мы не просто узнаем Бога, а мы начинаем с Ним реально общаться.

     Каждому суетному человеку с практическим складом ума такой Шаг представляется трудным или вообще невозможным. Каким бы горячим ни было желание, ему нужно конкретно знать, каким образом он может вручить свою волю и жизнь тому Богу, который, с его точки зрения, существует. Мы, попробовавшие это с не меньшими опасениями, чем вы, можем заверить вас, что, к счастью, любой человек, каким бы он ни был, может начать делать то же самое. Мы можем также добавить, что самое главное — это начать, каким бы скромным ни было это начало. Однажды воспользовавшись нашим желанием, подобно ключу, открывающему замок, и слегка приоткрыв дверь, мы обнаружили, что теперь мы сможем открывать её всегда и всё шире и шире. Хотя своеволие может захлопнуть её снова, что часто бывает, она всегда будет поддаваться, как только мы снова воспользуемся этим ключом - нашей доброй волей.

     Всякий, вступивший в общество, уже приступил к выполнению Третьего Шага, хотя он ещё не осознаёт это. Разве вы не доверили решение всех проблем, связанных с алкоголем, сообществу «Анонимных алкоголиков», полагаясь при этом на его заботу, защиту и руководство? Ведь вы уже обрели желание подчинить вашу волю и ваши представления об алкоголизме тем идеям, которые выдвигают «Анонимные алкоголики»? Каждый добровольно вступивший в товарищество, чувствует уверенность в том, что это единственное пристанище для такого, терпящего крушение судна, которым стал он. Если это не вручение своей воли и жизни некоему найденному Провидению, то что же это?

     «Анонимные  алкоголики» призывают убедить себя в том, что самостоятельность решений  и ответственность за себя надо оставить в прошлом, поскольку сам человек не может себя спасти. И это касается не только проблем алкогольной зависимости, но также и всей жизни: семья, дети, финансовая ситуация – все это надо переложить на чьи-то плечи, поскольку  дух человека слаб. Сначала этим “кем-то” может быть его ближайший друг из общества. Он полагается на заверения, что все его беды, которые станут ещё более ощутимыми, потому что он не сможет заглушать боль алкоголем, тоже могут быть устранены. Конечно, руководитель группы, или спонсор, объясняет ему, что его жизнь ещё неуправляема, хотя он больше не пьёт, к тому же он находится в самом начале программ. Та степень трезвости, которая наступила в результате признания собственного алкоголизма и посещения нескольких собраний, это, конечно, большое достижение, но это состояние как небо от земли отличается от внимательного трезвения и содержательной, полезной жизни. Вот тут и вступают в действие остальные Шаги программы. Ничто, кроме постоянных действий, соответствующих этим Шагам и вошедших в образ жизни, не может дать желаемый результат.

     Затем алкоголику объяснят, что успешное овладение остальными Шагами возможно лишь при условии, что он настойчиво и решительно пытается выполнить предписания Третьего Шага. Это может удивить новых членов общества, которые испытывали не что иное как постоянное осознание умаления собственного “я” и растущую уверенность в том, что воля человека не представляет никакой ценности. От него требуется только готовность действовать.

      Шаг четвертый 

       «Мы глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения».

Увидеть самого себя таким как я есть на самом деле, притом, что я привык на себя смотреть как-то совсем по-другому, обманывая себя, - это действительно бывает очень страшно. Для этого потребуется большое мужество. Страх всегда порождается неведомым. Я не знаю, что там за дверью, и я этого опасаюсь, боюсь. Я не знаю, что там, в темноте, и я этого боюсь. Человек даже только-только входя в это внутреннее исследование самого себя, глубинное содержание самого себя, вдруг видит, насколько все ужасно у него там внутри, каково его истинное лицо, его жизнь.

Поэтому необходимо не только глубокое, но и смелое исследование себя. Одно без другого существовать не может, потому что, чтобы спуститься в эту глубину, необходима смелость. Потому что человек обычно даже не подозревает, каков он на самом деле. Это страшное зрелище. Для принятия себя, таким как я есть, необходима смелость и вера. Вера, что Бог меня любит таким. Что Он выведет меня из того мрака, в котором я нахожусь.

      Стремления к сексуальным отношениям, к материальному благополучию, эмоциональной защищенности и общению с другими людьми совершенно естественны, необходимы и, конечно же, дарованы человеку Богом.

     Однако, эти инстинкты, столь необходимые  для нашего существования, часто превосходят свои нормальные функции.

Они становятся зависимостями – попытками уменьшить тревогу, при помощи таких способов, которые не могут это сделать.

Властно, слепо, а порой весьма искусно они управляют нами, увлекают нас, подчиняют себе и настойчиво пытаются руководить нашей жизнью. Наши стремления к сексуальным отношениям, к материальному благополучию и эмоциональной защищенности, к высокому положению в обществе - часто тиранят нас. Становясь неуправляемыми, естественные желания человека причиняют ему большой вред, являясь причиной многих, а практически всех, его неприятностей. Ни один человек, даже самый благонравный, не может избежать этих бед. Почти все серьёзные эмоциональные проблемы можно рассматривать как случаи неверно сориентированных инстинктов. Когда это происходит, инстинкты, эти естественные дары человека, превращаются в бремя и ведут к физическим и психическим проблемам.

     Суть  четвертого шага состоит в том, что  человек должен познать себя, свои желания. Нужно установить точно как, когда и где естественные желания оказались извращенными. Нужно хотеть открыто признать, какие несчастья это принесло самим алкоголикам и другим людям. Обнаружив в себе эмоциональные отклонения, далее можно приступить к их исправлению. Без усердных и настойчивых попыток исправиться алкоголик не сможет вернуться к трезвости или быть довольным своей жизнью. Без такого глубокого и бесстрашного исследования своего поведения недостижима та самая вера, которая приводит к результатам в повседневной жизни человека.

Шаг пятый 

       «Мы признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений».

Для человека религиозного – этот шаг, конечно, ассоциируется с исповедью. Исповедь, в Христианстве – это кульминация, проявление во внешнем мире, свершившегося внутри человека таинства покаяния. Покаяние - это и есть осознание своих ошибок (слово «грех» в переводе с греческого «амортия» означает «промах, ошибка, неверное попадание»).

Мало увидеть, мало смело исследовать и честно исследовать себя, необходимо еще признаться, т.е. совершить определенное действие и совершить это действие при свидетелях. Для нас, живущих во времени и пространстве важно проявить то, что внутри.

Пятый шаг - это ступенька, в которой человек по-настоящему обретает возможность общения с Богом, как с личностью. Потому доверить что-то сокровенное во мне можно только подобному мне. Не только человек личностен, Бог тоже личностен. И здесь возникает ситуация взаимодействия двух личностей. В пятом шаге человек может обрести опыт общения с Богом именно как с личностью.

Многие люди задают вопрос: «А зачем мне говорить о своих грехах человеку, если я могу сказать это напрямую Богу?» Апостол Иаков сказал: «Исповедуйте друг другу согрешения ваши». Почему это так важно? Таинство покаяния может совершаться действительно наедине с Богом, без присутствия каких-то людей.

      Практика признания своих недостатков перед другим человеком известна, конечно же, с глубокой древности. Она всегда и во все времена признавалась эффективной и характерна для по-настоящему духовных и религиозных людей. Но в наше время религия - не единственный адвокат этого спасительного принципа. Психиатры и психологи указывают на глубокую потребность для каждого человека в практическом исследовании и понимании своей личности и её недостатков, а также их обсуждении с доверенным лицом. Что касается алкоголиков, то члены общества даже кое-что добавили бы. Большинство из нас считает, что без бесстрашного признания собственных дефектов перед каким-либо другим человеком, мы не смогли бы сохранить трезвость. По-видимому, Божья благодать не войдёт в них и не избавит их от разрушительного пристрастия, пока они не захотят попробовать выполнить этот Шаг.

Шаг Шестой.

«Мы полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от наших слабостей и недостатков».

Это шаг – ожидание. Ожидание активное. Вслушивание в себя. Напряжённая подготовка к прыжку в новую жизнь. Напряжённое ожидание попутного ветра. Это – шаг раскрытие ладоней навстречу Божьему свету.

Бог всегда бесконечным потоком даёт нам преизобильное здоровье, счастье, радость. Свою неизъяснимую Любовь. Себя Самого. Почему же люди так несчастны? Просто наши руки заняты множеством ненужных вещей – зависимостей, и мы не можем взять то, что даёт нам наш Отец.

Мы не можем принять добрую пищу потому, что набрали полные руки отравы и боимся её выбросить. Боимся остаться голодными. Не верим Божьей Заботе о нас, поедая найденное нами на помойке человеческой цивилизации. При этом сетуем на жизнь и Бога. Говорим «Не дал Бог здоровья и счастья», и так совершаем безумие клеветы на Источник Жизни.

Поток Божьёй Любви и Заботы о нас безусловен и бесконечен, постоянен и полон. Он всегда есть. Независим от наших грехов и добродетелей. Этот Поток вечен и бесконечен. Он приходит к нам без всякой нашей просьбы. До нашего покаяния, и до любого намёка на наше покаяние. Он Предвечен.

Для чего же нужна молитва и её плод – покаяние? Для того, чтобы мы могли перестать отгораживаться от Любви и Заботы. Для того, чтобы мы могли перестать отворачиваться от Бога. Чтобы мы могли отбросив от себя наши страсти-зависимости, раскрыть свои ладони и наполнить их живительной Божьей Любовью, исцеляющей нашу душу и тело, наполняющей каждый уголок нашей души лучезарным миром, а каждую клеточку тела – здоровьем и крепостью.

Полностью подготовить себя к тому, чтобы Бог избавил нас от наших слабостей и недостатков – это разжать руки, выбросить из них дрянь неверия, страха, зависимостей, и – раскрыть ладони навстречу Божьему дождю.



Шаг Седьмой.

«Мы смиренно попросили Бога избавить нас от наших слабостей и недостатков».

Противоположное гордости состояние - это состояние смирения.

Со словом смирение у множества людей существуют стойкие ассоциации. Первое, что приходит в голову - это какая-то текучесть, безвольность, неспособность к действию, рабская покорность. Это ложное восприятие этого столь редкого в наши дни состояния человеческой души. На самом деле – это просто принятие с миром того, что есть. Принять с миром – это не значит согласиться. Совсем нет. Можно активно менять ситуацию, не притязая на результат. Пахать, сеять, но не требовать урожай. Надеяться на то, что Божья Любовь подарит нам свой плод. Этот плод нами не заслужен даже при условии большого совершённого ради него труда. Даже если бы мы приложили в сотни раз больше усилий, мы не смогли бы сотворить плод. Все наши труды – это лишь изъявление нашего намерения получить нечто. И мы это не получаем в результате трудов, а получаем Даром Любви. Также как ребёнок протягивая ручонки к еде, получает её совсем не в результате движений рук, а из родительской любви. Его жесты и звуки – это всего лишь сигнал родителю, что он голоден.

Так и мы получаем просимое не в результате труда и молитвы, а Даром из Бесконечной Любви. Смирение и молитва - это настройка на нужную частоту приёма. Раскрытие себя Отцу.

Шаг Восьмой.

«Составили список всех лиц, которым мы причинили зло, и приготовились возместить, причиненный нами ущерб».

Люди - это клеточки единого организма - человечества. Зло, причиненное другому, воздвигает стену между человеком и организмом, и проводя аналогию с жизнью клетки, блокирует поступление питания из организма. Таким образом, клетка опасная для других клеток, а значит, и всего организма, лишается полностью или частично, в зависимости от степени причиненного ей зла, жизненной энергии, даваемой Богом, организму в целом. Поэтому, для восстановления, прерванной нами, связи с Богом, нам необходимо восстановить связь с людьми. Это зачит простить и быть прощенными. А еще, - это зачит простить себя. Позволить себе вступить на путь выздоровления и счастья. Ощущать себя вправе быть здровым и счастливым. Не в результате собственных заслуг, а лишь по одной единственной достойной причине. Мы - Образ Божий, призванный в результате духовного развития, стать и Его Подобием. Мы - дети нашего Безначального и Бесконечного Отца.

Шаг Девятый.

«Мы попросили прощения и возместили ущерб, кроме тех случаев, когда это могло кому-либо принести вред».

Это шаг - плод свершившегося в нас покаяния. Нужно подчеркнуть, что при качественно пройденных шагах, возникает естественная потребность возместить поичиненный нами ущерб, или хотябы постараться это сделать. Этот шаг происходит не в результате понуждения себя. Это естественная насущная потребность нашей пробуждающейся души. Это результат сияния Божьей Любви в нашей выздоравливающей душе. Если у нас не возникает естественого желание сделать этот шаг, зачит что-то мы не сделали в предыдущих шагах. Необходимо вернуться и пройти недоделанные или скомканные шаги заново.

Нередко наша попытка попрсить прощение встречает стену непонимания и отказ в прощении. Значит тот, кому мы причинили зло пока не готов нас простить и нам нужно стараться возместить ущерб, растопив лед в его сердце, самой своей жизнью.



Шаг Десятый.

«Мы постоянно осуществляем самоконтроль и, когда допускаем ошибки, сразу исправляем их».

Здесь важно не допустить очень распространенной ловушки, когда самосознание и самоконтроль подменяют самокопанием. Бесплодным пристальным рассматриванием своих проблем, интенций, эмоций. Святитель Игнатий Брянчанинов сравнивает такое самокопание с рассматриванием сора, выметаемого из избы. Человек в таком состоянии склонен погружаться в болезненно-унылое видение себя. Главная же опасность такого состояния - это выпадение из реальности в мир своих болезненных фантазий о себе. Таким образом, состояние самокопания противоположно трезвенному нахождению в реальности с вниманием к себе и чувствительности к ответу окружающего мира на свои действия.

Шаг Одиннадцатый.

«Мы стремимся путем молитвы и медитации углубить соприкосновение с Богом, молясь лишь о знании Его воли и о даровании нам силы для исполнения ее».

Только в контакте с Богом мы можем быть трезвенны.

Шаг Двенадцатый.

«После духовного возрождения в результате выполнения предыдущих шагов, мы стараемся поделиться нашим опытом с алкоголиками, которые все еще страдают, и применять принципы Программы во всех наших делах».

Типичная ошибка этого шага - навязчивое переделывание всех, встречающихся на пути, зависимых людей. Кроме абсолютной бесплодности таких попыток, такие действия могут вызвать у обращаемого нами в нашу веру, стойкое отвращение к программе двенадцать шагов, и к пути духовного развития в целом. Есть такая церковная шутка. Когда человек начинает путь духовного развития, его ближние становятся мучениками. Польза от нашего опыта другим людям бывает только при условии запроса о помощи с их стороны.

Программа 12 шагов – не только действенный способ преодоления зависимости, но и единственно реальный путь духовного развития современного человека.

В заключение пожелаю, чтобы каждый из нас, подходя к итогу своей жизни, вслед за Мариной Цветаевой воскликнуть:

«Золото моих волос

тихо переходит в седость.

Не жалейте! Всё сбылось,

Всё в груди слилось и спелось.

Господи! Душа сбылась:

Умысел твой самый тайный!»

Список литературы





  1. Мартин Хайдеггер – Бытие и Время

  2. Сьерен Кьеркегор - Страх и трепет

  3. Ирвин Ялом - Экзистенциальная психотерапия

  4. Соловей Игорь – Зависимость и Забота

  5. Виктор Франкл - Человек в поисках смысла

  6. Виктор Франкл - Основы логотерапии

  7. Карл Ясперс - Смысл и назначение истории

  8. Карл Ясперс - общая психопатология

  9. Сьерен Кьеркегор - Наслаждение и долг

  10. Ролло Мэй - Любовь и воля

  11. Пауль Тиллих - Теология культуры

  12. Пауль Тиллих – Мужество Быть

  13. Пауль Тиллих – Систематическая теология

  14. Билл Вилсон - Анонимные алкоголики

  15. Людвиг Бинсвангер - Бытие-в-мире

  16. Д. Бьюдженталь - Искусство психотерапевта

  17. Ролло Мэй - Смысл тревоги

  18. Семён Франк – Смысл жизни

  19. Упанишады

  20. Библия

страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2018