zaeto.ru

ВВ. Гордон, учитель физики гоу №197

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1


 

ВВ.Гордон, учитель физики ГОУ №197


Использование возможностей телеигры «Игра ума» для

сопровождение личностного роста ученика.


Современное образование  имеет  целью не только подготовку личности к участию в жизни общества, т.е.  социализацию личности, но и подготовку личности к активному воздействию на это общество с целью его совершенствования, что предъявляет  повышенные требования не только к знаниям, но и к личностным качествам  учащегося.  Интеллект, лишённый мудрости, любви, сострадания, приводит к глобальным кризисам, нарушению здоровья целых поколений. Ещё в 1647 г. Бальтазар Грациан испанский иезуит, автор сборника мудрых изречений, писал: «Даже знания должны быть в моде, а там где этого нет, разумно притворяться невеждой». Сегодня перед обществом стоит задача сформировать моду на знания.

 

Ниже приводится описание системы работы со школьниками, которая:



  • способствует росту интеллектуального уровня детей и подростков,



  • формирует у  них творческую  активность, гуманизм, инициативность и позитивное отношение к жизни,




  • формирует детско-взрослое сообщество,




  • развивает  готовность самостоятельно и продуктивно осваивать новую информацию. Как показывает опыт, знания, добытые в самостоятельной творческой деятельности, являются наиболее глубокими, прочными и переходят в убеждения.




  • способствует созданию психолого-педагогических условий для формирования гуманистической атмосферы в школе, в детско-педагогическом сообществе, создаёт положительный эмоциональный климат, который является одним из важнейших факторов жизнедеятельности школы.




  • требует от игроков не только определённого уровня знаний, но и умения общаться, позволяет  научить ребят работать в группе, научить диалогу, формируют атмосферу сотрудничества, взаимного доверия и уважения.

 

 

Формирование детско-взрослого сообщества. Важную роль в жизни детей и подростков играет социальная среда, в первую очередь - родители, родственники, сверстники и учителя. Процесс социализации осуществляется как  в специальных социальных институтах (школа и т.д.),  так и в различных неформальных объединениях. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Также, безусловно, важную роль в процессе социализации личности играют средства массовой информации и  социокультурная среда. Влияя  на конкретного человека,  субкультура актуализирует и развивает у него определённые потребности. Эти  потребности, согласуясь с требованиями данной социальной среды, детерминируют нормы индивидуальной морали. В конечном итоге формируется установочное поведение подростков, характерное для отдельных субкультур.



Задача социальных институтов (школа, семья, СМИ, учреждения дополнительного образования,  учреждения культуры, театры, музеи и т.д.) - обеспечить допустимое и целесообразное этическое вмешательство в процесс формирования подростково-молодёжной субкультуры. Н.В.Бордовская и А.А.Реан (2000г) отмечают необходимость взаиомосодействия различных институтов, направленное на достижение целей обучения, воспитания и развитие личности.

Назначение воспитания – обеспечить постепенность «погружения» ребёнка в неизвестный и неопределённый для него мир, который надо познать, научиться организовывать в нём собственную жизнь, брать ответственность на себя. К важнейшим условиям самоопределения личности ребёнка относится оказание взрослыми «текущей помощи» в установление отношений ребёнка с окружающим миром. Особую значимость приобретает личность педагога, его творческий потенциал, умение изучать детей, стимулировать их любознательность, инициативу, фантазию, воображение и творчество.

Мы все сегодня чувствуем кризисную ситуацию взаимоотношений в школьном процессе, в жизни. Игра формирует благоприятную среду, в которой и дети, и педагоги, и родители чувствуют себя более комфортно. Формируется партнёрский тип взаимоотношений между детьми, родителями и педагогами. Устанавливаются контакты, снимается напряжение и появляется чувство взаимного доверия. Совместная работа педагога и родителя позволяет педагогу более основательно изучить ситуацию в семье ребёнка, помочь установить контакты детей и родителей,  добрые взаимоотношения в семье. Так как в играх принимают участие не только хорошо успевающие дети (участие в играх добровольное и это выбор самого ребёнка), подготовка к играм, обсуждение итогов игр,  даёт возможность родителям говорить с ребёнком не про неудачи в учёбе, которые обычно обсуждаются дома, а о том, что интересно ребёнку. Родители учатся понимать  детей и сопереживать вместе с ними. Очень часто родители просят детей задать им вопросы, которые были на игре. Такие совместные обсуждения помогают изменить отношения детей и родителей.

 

Проводимое параллельно с проектом исследование показывает, что в  школах, работающих в проекте, снижается агрессия у так называемых «трудных» подростков.  Таким образом, система интеллектуальных игр  выступает инструментом целенаправленного формирования ценностей  подростково-молодёжной субкультуры, стимулирующей развитие личности,  которая  создает условия для формирования детско-взрослого сообщества и для взаимосодействия   различных социальных институтов, призванных обеспечить социализацию  подрастающего поколения.



Интернет даёт возможность участвовать в программах очень широкому кругу ребят. В новом учебном году началась активная работа по наполнению странички на сайте Городского Центра развития образования (www.iuro.websib.ru/ver.htm) для педагогов и родителей. Методические материалы (пакеты вопросов для игр, разработки познавательных программ, календарь знаменательных дат) должны помочь педагогам организовать интересную жизнь в школе. 

В процессе формирования команд и подготовки к первым играм мы, тренеры команд, опирались на опыт участия в интеллектуальных турнирах старшеклассников, которые проходили в Ленинграде в 60-х, 70-х годах на Ленинградском ТВ-канале. В "турнире СК" принимали участие ученики старших классов, как правило, специализированных школ: физ.мат школ 239, 30, 121, 38, 27, 470, Академической гимназии, а также школ с углубленным изучением иностранных языков. В те годы в этих школах было средоточие детей с хорошими и очень хорошими способностями. Турниры СК носили характер полемики эрудитов. Главным "оружием" в этих боях выступали не только знания, полученные в школе,  но и общая подготовка, начитанность, дополнительное образование и т.п.

В настоящее время многие школы города имеют специализацию по различным предметам или классы с углубленным изучением отдельных дисциплин; и в современном турнире старшеклассников "Игре ума" опять принимают участие, в основном, учащиеся из специализированных школ и гимназий, но по сравнению с участниками семидесятых, уровень нынешних эрудитов гораздо ниже. Часто игроки не только не знают ответов на какие-то сложные вопросы, но и в рамках школьной программы затрудняются в ответе. Плохо обстоит дело с умением грамотно выражать свои мысли хорошим литературным языком. Этому есть и объективные причины: современным ученикам все меньше приходится говорить на уроках, подготовка к ЕГЭ по различным предметам требует умения отвечать на тесты максимально сжато или односложно; устные экзамены теперь не сдают, живое общение зачастую заменяется общением через Интернет. Все это ведет к обеднению устной речи учеников.

Исходя из вышеизложенного, тренеру команды надо заботиться не только  о повышении уровня знаний учащихся, но и о приобретении учащимися навыков формулирования своих идей и мыслей.

Кратко сформулирую основные задачи/шаги/направления/действия тренера:

1. Сформировать команду

Для этого необходимо:

а) проконсультироваться с учителями-предметниками, в особенности с преподавателями литературы и истории, чтобы выявить эрудитов и знатоков. При этом тренер должен провести педагогическую диагностику и отбор тех кандидатур, которые ему предлагают. Не всегда ученик-хорошист и даже отличник по литературе или истории является эрудитом, так как, кроме учебного материала важна общая начитанность, умение строить логические цепочки, быстро реагировать на поставленный вопрос. На игре вопросы чаще всего бывают в нестандартной форме.

б) определить путем личного общения умение этих ребят высказываться грамотно и, что немаловажно, лаконично. При личном общении тренеру надо понять мотивацию будущего игрока вступить в команду:

Внешняя мотивация:

- желание выделиться из общего круга сверстников, заслужить признание и славу

- получение призов, грамот, хороших оценок от учителей, поощрения родителей

Внутренняя мотивация:

- ученик хочет больше узнать, хочет научиться вести диалог, вступать в спор, хочет в таких играх добиться своего интеллектуального и духовного роста. При этом неосознанно он стремиться повысить свою самооценку. Очень важным стимулом может быть соревновательный элемент – подросток в таких играх учится самоутверждению, растет его «самость».

Тренеру при этом должна быть более ценна внутренняя мотивация, но она не всегда бывает видна сразу, поэтому, формируя команду, мы стремимся как можно реже отказывать кому-либо, отбор будет производиться в ходе подготовки к играм и во время самих игр, а пока надо дать каждому возможность раскрыться и проявить себя. Ребят, приходящих в команду, чаще всего привлекают внешние атрибуты, немаловажную роль играет, конечно, и сам тренер. Подростки должны хотеть общаться с этим человеком, верить, что он поможет им в достижении поставленных задач. Нужно предложить вступить в команду всем желающим (в команде нужны люди, которые хотят активно участвовать в публичном действии). Выбрать (назначить) капитана команды. В ходе игр капитан может меняться, поэтому в первую игру его можно назначить по усмотрению тренера. Чаще всего это кто-то из одиннадцатиклассников, уже имевших опыт участия в играх.

2.Подготовка к игре. Основные этапы:

а) ознакомление команды с темой предстоящих дебатов

б) подготовка  домашнего задания

в) подготовка к дебатам.

Подготовка домашнего задания: Специфика этапа заключается в том, что его не требуется представлять лично. В этом есть свои преимущества и недостатки. Преимущества состоят в том, что задание готовится заранее, многократно проверяется, шлифуется формулировки ответов, форма подачи. Задание обсуждается всем школьным коллективом, а не только членами команды, учитываются советы учителей-предметников, можно использовать всевозможные источники информации. Недостатки заключаются в том, что если домашнее задание выполнено, но экспертам покажется, что ответы не точны, то ни поправить ни разъяснить свою позицию уже не удастся.

Задача тренера при подготовке домашнего задания - быть координатором и коллектором всех поступающих предложений. С одной  стороны, тренер должен подталкивать и активизировать работу учащихся, с другой стороны тренер должен давать максимум свободы и самостоятельности при выполнении задания.

Тема дебатов известна заранее, но неизвестно, какая позиция достанется команде – утверждение или отрицание, поэтому надо готовиться к обеим. В этом очень большое достоинство игры: на уроках физики, например, школьники учатся тому, что само по себе явление природы не может быть ни хорошим, ни плохим. Оно проявляет себя определенными действиями и в некоторых обстоятельствах они могут оказаться полезными, в некоторых вредными. Близкий к этому подход используется при подготовке к дебатам. Возьмем конкретный пример: была заявлена тема игры «Естественный отбор работает / не работает в современном мире». Вначале надо было, чтобы ребята еще раз повторили пройденный раздел по биологии, расширили свои знания в этом вопросе, составили для себя четкий план рассказа о теории дарвинизма, то есть повысили свою информационную компетентность в этом вопросе. После этого на общем обсуждении мы стали искать факты, подтверждающие и отрицающие теорию естественного отбора в современном обществе. При этом теория говорит о биологическом отборе, а мы должны были увидеть в современном обществе социальный и общественно-политический аспекты этой теории. Находя факты, ребята должны были выявить причины указанных явлений и делать из этого выводы. То есть при подготовке к игре происходит так называемое построение «рыбы» по принципу «проблема -> причина -> факты -> выводы». При таком подходе очень хорошо развивается умение логически мыслить, умение анализировать, сопоставлять различные мнения и факты, привлекать для аргументации все доступные средства информации и так далее. Также ребята заранее обдумывают возможные вопросы экспертов и свои вопросы соперникам, то есть игроки учатся задавать конкретные и ясные вопросы и отвечать на них; заранее определять слабые и сильные места своей позиции. Здесь есть еще один важный развивающий момент: ребята формулируют вопросы, на которые у них в данный момент нет ответов, представляют себе, что получат такой вопрос, ищут на него ответ и авансом готовят такой «сюрприз» своим соперникам.

Очень хороший опыт в подготовке к игре мы получили, проведя предварительно игру по этой же теме у себя в школе. В качестве соперников нашей команды была команда родителей. Экспертами выступали учителя школы. При рассмотрении естественнонаучного аспекта ребята увидели своих родителей в совершенно новом свете: родители оказались гораздо компетентнее учеников, они рассматривали все вопросы шире и глубже, чем их эрудированные дети. В социально-политическом аспекте ребята получили опыт в умении отстаивать свою позицию, и хотя порой выступления родителей и экспертов по содержанию были далеко не безупречны и очень субъективны, зато очень убедительны и для нашей команды это было очень ценно, так как ребята учились спорить и находить контраргументы. Ну и конечно же, когда ребята слышат чужое мнение, то соглашаются они с ним или нет, оно все равно учит их анализировать и повышает их компетентность в этом вопросе.

3. Участие в игре

Участвуя в игре, ребята реализуют все свои коммуникативные способности, раскрывают себя в умении быстро реагировать на поставленные вопросы, изменять некоторые сложившиеся у них стереотипы, оперативно и быстро находить новую информацию. Иногда это учеба «на ходу». Труднее всего дело обстоит с умением устно выражать свои мысли, и если это не домашняя заготовка, то это по силам не всем игрокам. Тренер во время игры не сидит с командой, все моменты игры предусмотреть заранее нельзя. Во время подготовки к игре тренер учил их самостоятельно решать все проблемы, и теперь он со стороны может оценить как работу учащихся, так и свою работу.

4. Рефлексия. Подведение итогов, "разбор полетов", обсуждение перспектив.



Каким бы ни был итог игры, тренер всегда должен отметить все положительные моменты в игре своих ребят. У каждого игрока во время дебатов были и успехи и ошибки, все их надо разобрать, но делать это надо крайне тактично. Самое главное, надо увидеть индивидуальный рост каждого участника и четко обозначить перспективы для подготовки к будущим играм. Победа не должна закрывать недочеты, а проигрыш не должен вести к самоуничижению.

Подводя итоги всего вышеизложенного можно кратко резюмировать, что «Игра ума» является хорошим институтом личностного роста подростка. На примере некоторых игроков, которые пришли в команду, имея в своем багаже довольно средние знания по многим вопросам, плохие навыки выражать свои мысли, но при этом обладая хорошими коммуникативными способностями, большой любознательностью и достаточным честолюбием, они через два года участия в игре научились формулировать свои мысли, отстаивать свою позицию и доказали это при поступлении в ВУЗы и дальнейшей успешной учебой в них.
страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2019