zaeto.ru

Является усиление его общекультурного значения, что способствует повышению воспитательного потенциала содержания учебных программ

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Пастухова Н.Н.,

преподаватель

ОГОУ НПО ПУ №68 п.Улькан

e-mail: ninaPastuhova@mail.ru
Современное образовательное учреждение — важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения.

Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды.

Одной из ведущих идей модернизации естественнонаучного образования является усиление его общекультурного значения, что способствует повышению воспитательного потенциала содержания учебных программ. При освоении обучающимися естественно-научного метода познания необходим акцент на воспитании эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за развитие биосферы, за экологическое благополучие планеты. На уроках естественнонаучного цикла можно развивать у обучающихся эстетическое отношение к объектам природной среды, расширять опыт практической экологически значимой деятельности, в том числе во внеурочное время [3].

Характер отношения обучающихся к живой природе, растениям и животным, природным сообществам, к здоровью самого человека – определяется усвоением народных природоохранных традиций, глубиной экологических знаний, степенью развития потребности и привычки соблюдать моральные и правовые нормы и предписания. В формировании ответственного отношения обучающихся к природе, необходимо опираться как на логическую, так и на эмоциональную сторону методов.

На уроках естественнонаучного цикла большое внимание должно уделяться экологическому воспитанию подрастающего поколения. Одна из проблем современного общества пренебрежительное отношение населения к окружающему миру. Российский менталитет «У нас земли много» проявляется, например, в возникновении несанкционированных свалок. Преподаватели биологии и экологии уделяют большое внимание формированию у обучающихся основных этических норм поведения на природе, особенно в местах отдыха. Каждый обучающийся должен отчётливо представлять, как его поведение при общении с природой отражается на представителях окружающей среды; должен помнить, о том, что можно отдохнуть на лесной поляне, искупаться в реке, набрать грибов и ягод, не оставив после себя ни сломанной ветки, ни обрывка бумаги, ни клочка обожжённой земли. Перед проведением экскурсии, походов выходного дня необходимо повторять правила поведения на природе. Во время экскурсии, без поучений и назиданий, напоминать ребятам эти правила и наводить порядок в зоне отдыха перед уходом. Практическая деятельность обучающихся и личный пример преподавателя принесут больше пользы, чем просто беседа о том, как нужно поступать в том, или ином случае.

Для активизации учебной деятельности можно использовать разнообразные формы обучения. Диспут – одна из незаслуженно забытых форм выяснения разнообразия мнений обучающихся по той или иной проблеме. Диспут по теме: «Мы в ответе за будущее» можно организовать в виде обсуждения рассказа американского писателя – фантаста Рей Брэдберн «И грянул гром»[2]. Сюжет рассказа: в США прошли выборы и победили демократы. Сразу посла выборов группа путешественников на машине времени отправляется на охоту за динозаврами. Обязательное условие путешествия ничего не трогать и двигаться по специальной дорожке. Один из путешественников нечаянно наступает на бабочку. По возвращении они увидели, что весь мир изменился, а в результате выборов победил диктатор. Вопрос: Какие мысли о взаимоотношении человека и природы возникают после прочтения этого произведения? Для наибольшей эффективности работы формируются группы по 4-5 человек. Ребята обсуждают проблему в группах и в дальнейшем защищают своё решение в дискуссионной беседе. После диспута каждый обучающийся должен признать: нужно беречь каждую травинку, каждого мотылька - от них тоже зависит наша судьба.

Для формирования у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за развитие биосферы, за экологическое благополучие планеты можно использовать поэтические произведения.

Человек является частью природы. Чтобы вызвать интерес обучающихся к проблеме сохранения своего здоровья, познанию общепринятых гигиенических норм, на вводном уроке биологии проводится обсуждение стихотворения С. Острового «Человек».



Человек – он ведь тоже природа.

Он ведь тоже закат и восход,

И четыре в нём времени года,

И особый в нём времени ход,


И особое таинство цвета,

То с жестоким, то с добрым огнём,

Человек – он зима или лето

Или осень с грозой и дождём.

Всё вместил в себя вёрсты и время

И от атомных бурь он ослеп.

Человек – он и почва и семя,

И сорняк среди поля и Хлеб.


И какая в нём брезжит погода?

Сколько в нём одиночеств и встреч?

Человек – он ведь тоже природа…

Так давайте природу беречь!



Обучающиеся отвечают на вопрос: «Что подразумевал автор под высказанными аллегориями?». В результате активного обсуждения данного вопроса, обучающиеся должны придти к выводу, что человек сам отвечает за своё здоровье перед обществом. Домашним заданием может быть составление собственного «Кодекса здоровья» в виде мультимедийной презентации.

На уроке общей биологии при изучении темы «Биосфера» можно использовать стихотворение С. Викулова, отражающее многообразие сфер планеты Земля.



Три клада у природы есть:

вода,


земля и воздух –

три её основы.

Какая бы не грянула беда –

целы они –

всё возродится снова.

Но если…


Впрочем, в наш жестокий век

понятно всем,

что это «если» значит,

о Человек!

Природа – мать

ни рек и ни морей

от глаз твоих

не прячет,

ни росных трав,

ни голубых небес…

цени ж доверие природы!

Не обмани его!

И в тёмный лес

входи,


как в храм под мраморные своды.

Очень поучительное и доброе стихотворение Э. Асадова «Дикие лебеди» [1] , знакомит обучающихся с уникальными явлениями, происходящими в природе при перелёте птиц. Водоплавающие птицы при перелёте через морские просторы позволяют куропаткам воспользоваться их спинами для отдыха.

В результате обсуждения, обучающиеся подчерпывают теоретические знания о взаимоотношении видов. Обратив внимание на моральную сторону сюжета, о том, что животные часто приходят на помощь друг к другу, перед обучающимися ставится вопрос: «Часто ли люди поступают также?»

На современном этапе развития общества необходимо изменить подход к воспитанию сегодняшнего человека, предоставить обучающемуся больше свободы в выборе учебной деятельности. Задача преподавателя - умело направить самостоятельную работу обучающихся. При изучении курса экологии обучающиеся могут самостоятельно проводить исследовательскую работу.

Биологический эксперимент невозможно провести в рамках одного или нескольких уроков, т.к. сроки изучения материала по программе очень малы, поэтому для формирования у обучающихся навыков самостоятельной исследовательской работы, бережного отношения к природе, моральных, этических и эстетических качеств личности, могут быть использованы большие возможности внеурочной деятельности обучающихся.

При изучении курса «Экология и автомобиль» обучающиеся могут изучить степень загрязнённости воздуха путём проведения:

- мониторинга по темам:

«Растения - индикаторы», изучение состояния хвойных растений на определённой территории;

«Частота встречаемости и многообразие лишайников»;

« Влияние автотранспорта на чистоту воздуха»;

- экспериментальной работы по темам:

«Влияние комнатных растений на чистоту воздуха»;

«Определение степени озеленения посёлка» и т.д.

Итоги исследования оформляются как в традиционной форме - в виде реферата, так и в виде мультимедийной презентации. Результаты исследований должны быть доступны большинству обучающихся и их родителей. Плоды своей исследовательской деятельности обучающиеся могут продемонстрировать на конференции, посвящённой дню рождения выдающегося российского естествоиспытателя К.А.Тимирязева.

К.А.Тимирязев в своей книге «Жизнь растений» [4] писал: «растение – это посредник между небом и землёй, оно - истинный Прометей, похитивший огонь с неба. Похищенный им луч солнца приводит в движение и чудовищный моховик паровой машины, и кисть художника, и перо поэта».

По итогам конференции, обучающиеся должны придти к выводу – судьба всех живых существ на планете – это судьба человечества и она в руках самого человека. Заботиться о сохранении нашей планеты должен каждый человек, включая маленького ребёнка, т.к. все мы, так или иначе, влияем на окружающий нас мир.

Цель профессионального образования - воспитание нового человека, способного успешно решать задачи любой трудности, предложенные временем. Последние события в Японии, поставили под вопрос существование Человечества, поэтому мы должны правильно воспитать молодое поколение, чтобы они в будущем не совершили тех ошибок, которые совершаем мы сейчас.
Список использованных источников


  1. Асадов Э. Дикие лебеди (лирическая быль) [Электронный ресурс]. - http//romanticco//ection/.ru

  2. Брэдберн Р. «И грянул гром» [Электронный ресурс].- www.raybradbury.ru/library/story/52/8/1/

3. Орехова М. В. Использование ИКТ в образовательном процессе по предмету Биология [Электронный ресурс].- www.festival.1september.ru

4. Тимирязев К. А. Жизнь растений [Электронный ресурс].- http://www.bookshunt.ru/b7684_zhizn_rastenij





страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2018