zaeto.ru

Задача к уроку 5 кл. «Разнообразие живых организмов»

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1


Кейс (ситуационная задача) к уроку 5 кл. «Разнообразие живых организмов»
Кейс 1.

Свойства живого.
После исследований Луи Пастера было окончательно установлено, что заразные болезни вызываются мельчайшими живыми организмами – микробами или бактериями, которые проникают в тело человека или животных. Почти одновременно Роберт Кох разработал основные методы исследования бактерий, положив вместе с Пастером начало науки о микробах - микробиологии. После работ Пастера и Коха буквально посыпались открытия микробов - возбудителей различных болезней. Но ни самому Пастеру, ни Коху, ни их ученикам, сколько они ни бились, не удавалось открыть возбудителя некоторых болезней, как, например, оспы, бешенства, кори и других. В своих работах микробиологи фильтровали жидкость через фильтры с мельчайшими отверстиями, чтобы отделить клетки бактерий от растворов, в которых те находились. Но выделить возбудителей болезней не удавалось. Среди заболеваний, причину которых выяснить не удалось, – была «мозаичная болезнь», поражающая листья томатов, сладкого перца и др. (смотри фотографии).
file:tobacco mosaic virus symptoms tobacco.jpg file:tobacco mosaic virus symptoms orchid.jpg

«Мозаичная болезнь»
В 1852 г. русский ботаник Дмитрий Иосифович Ивановский впервые получил вытяжку (экстракт) из растений, пораженных мозаичной болезнью.

Д. И. Ивановский установил, что растения поражены двумя разными болезнями совершенно различной природы. Одна из них вызывается мельчайшим паразитическим грибком, и её распространение связано с климатическими условиями. Эту болезнь Д. И. Ивановский назвал «рябухой».

За другой он сохранил название «мозаичной болезни». Такое название эта болезнь получила потому, что листья становятся пятнистыми.

Уже в конце XVII в. было известно, что эта болезнь является заразной. Но причина того, почему она заразна, оставалась совершенно неизвестной. Д. И. Ивановский занялся поисками возбудителя этой болезни. В процессе работы он профильтровал сок больного растения через фарфоровый фильтр. Он представляет собою полый цилиндрик из пористой глины, закрытый с одного и открытый с другого конца. По внешнему виду он напоминает свечу. Его вставляют в горлышко стеклянной колбы, пропустив через пробку, плотно пригнанную к горлышку колбы. Через верхний открытый конец свечи наливают зараженную жидкость. Из колбы откачивают воздух. Жидкость стекает в колбу, а возбудители остаются на фильтре.

До исследования Д. И. Ивановским считалось, что отфильтрованная жидкость уже не содержит возбудителей и, следовательно, не является заразной.

Однако когда Д. И. Ивановский применил этот метод к соку растения, больного мозаичной болезнью, он обнаружил удивительный факт: «Сверх всякого ожидания, – писал Д. И. Ивановский, – оказалось, что и после фильтрования … способность сока передавать болезнь не уничтожалась». Тем самым, впервые в мировой науке, Д. И. Ивановский доказал, что есть такие возбудители, которые могут пройти через фильтры.

Этому факту Д.И. Ивановский предложил два объяснения. Заражение могла вызвать или «сама бактерия, способная проходить через фильтр, благодаря своим ничтожным размерам, или, быть может, выделяемый ею растворимый яд, способный сам по себе вызвать всю внешнюю картину заболевания». Позднее Д. И. Ивановский наблюдал, что заболевшее от фильтрованного сока растение способно передать заразу другому – здоровому, это последнее – третьему и т. д. Это значит, что заразное начало в организме растения размножается. Д. И. Ивановский на первом этапе своих исследований возбудителя мозаичной болезни на этом и остановился.

14 февраля 1892 г. в Академии наук Д. И. Ивановский сделал доклад о своих исследованиях.

Выяснив практическую сторону вопроса, Д. И. Ивановский заинтересовался теоретической стороной, - ему хотелось поймать этого невидимого возбудителя.

В то же время голландец Байберинк повторил опыт Ивановского. Он понял, что имеет дело с новым явлением, и считал, что заразное начало этого заболевания представляет собою некую «живую инфекционную жидкость» загадочной природы.

Считая, что возбудитель мозаичной болезни является живым организмом - мельчайшим микробом, – Д. И. Ивановский хотел, во что бы то ни стало, увидеть его. Для этого он изучал тончайшие срезы через листья больного растения, окрашенные красками, которые применяются для окраски бактерий. В поражённых участках он увидел какие-то бесцветные кристаллы и скопления окрашенных палочек и точек. Именно их впоследствии выделили в отдельное царство Вирусы, так как выяснилось, что к Бактериям они отношения не имеют.
file:tobaccomosaicvirus.jpg

Задания для работы с данной информацией:

Вопросы к тексту выглядят вот так



Основной вопрос выделен полужирным шрифтом

(Курсивом в скобках даны дополнительные задания)


  1. Прочитайте приведенный текст

  2. (Составьте план рассказа, представьте информацию в виде таблицы, схемы или «интеллектуальной карты» (mind map))

  3. Какими признаками обладает возбудитель болезни?

  4. Постарайтесь ответить на вопрос, является ли источник болезни, обнаруженный Д. И. Ивановским, живым организмом или нет?

  5. Какие эксперименты можно провести, чтобы ответить на поставленный вопрос? Какие методы для этого можно использовать?


Личностно-значимый познавательный вопрос.


  • Опасна ли «мозаичная болезнь» для людей?

  • Могут ли существовать аналогичные заболевания опасные для человека? Если да, постарайтесь привести примеры.

  • Какие меры защиты можно использовать, чтобы не заразиться такими заболеваниями?

страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2018