zaeto.ru

Занятие хореографического кружка ( средняя группа) Тема: Украинский народный танец. Движение «тынок», «падебаск», «выхилясник»,

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1



Хореограф: Яковенко Л.В.

Занятие хореографического кружка
(средняя группа)


Тема:

Украинский народный танец.

Движение «тынок», «падебаск», «выхилясник», «подбивка».




Методические цели:




Образовательные:

вызвать объективную необходимость изучения основных движений народного танца.




Развивающие:

содействовать развитию интереса к народному танцу, познавательных и общекультурных умений.




Воспитательные:

формировать добросовестное отношение к исполняемым действиям, положительную мотивацию, коммуникативные умения;

способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.




Тип занятия:

Изучение новых движений.




План занятия:







  1. Организационный этап.

2 мин.




  1. Этап постановки целей и задач занятия

3 мин.




  1. Разминка.

10 мин.




  1. Этап усвоения новых умений и навыков.

15 мин.




  1. Этап закрепления изученного.

12 мин.




  1. Заключительный этап.

3 мин.


Ход Занятия:


  1. Организационный этап.




  1. Этап постановки целей и задач занятия.




Педагог:

Среди богатейшей истории народного творчества одной из самых ярких страниц является народное творчество Украины. Не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами оно снискало себе заслуженную славу. Столь щедро одаренный народ украинский создал многожанровое искусство. И среди всех искусств танец занимает особое место.

Украинский народный танец, также как и другие виды народного творчества, развивался на протяжении всей истории украинского народа, обогащаясь новым содержанием и своеобразными, выразительными средствами. В нем нашли свое отображение радость творческого труда, героизм борьбы и величие побед, задорная веселость, мягкий юмор и другие черты, присущие украинскому национальному характеру.

Танец Украины – то задумчиво лиричен, то неудержимо весел, скромен и нежен. Искусство Украины, как и всякое искусство, отражало в себе всю историю и жизнь украинского народа, его в прошлом нелегкую жизнь. До воссоединения Украины с Россией украинский народ подвергался поработительным набегам, грабившим его материальные и духовные богатства. Упорная, продолжительная из века в век борьба с крымскими татарами, польской шляхтой, австро-венгерскими панами, наложила оттенок на все народное творчество, в особенности на песенное и эпическое. Украинский народ, в силу постоянных бед, обрушившихся на него со всех сторон, по своему складу характера скорее драматичен, нежели весел. Особенно это заметно по песням и танцам женщин, в которых говорится о тяжелой женской доле. В силу необходимости постоянно отражать набеги иноземцев, мужское население Украины, образовав Запорожье и другие казачества, почти все время проводило в походах. На плечи женщин ложился нелегкий труд и одиночество. Но с казачеством связана тема борьбы и воли, непримиримость к врагам, вольнолюбию, жизнерадостности, которые порождались самой борьбой украинского народа за свою независимость. Тут же имеет место и общепризнанный искрометный украинский юмор, с которым казаки, а с ними и весь народ Украины, относятся ко всем свои невзгодам, высмеивая своих врагов.

Сегодня народное искусство Украины по своим отличительным чертам и этнографическим особенностям делится на 5 этнографических зон.

I-я зона – Центральная Украина. В нее входят Киевская, Полтавская, Сумская, север Харьковской, Черкесская, юг Житомирской, север Днепропетровской и Запорожской областей. Этот район характеризует то, что обычно принято считать обще украинским. Здесь сложился общенациональный украинский язык, путем слияния киевского и полтавского наречий. Танцем культура этого района очень богата. Здесь бытуют гопак, и казачки, веснянки, хороводы и прочие танцы, но разговор о них пойдет ниже, при детальном рассмотрении каждого из этих танцев. Нужно отметить, что на создание украинской культуры танцевальной, как и культуры вообще, огромное влияние имели культуры соседних народов: России, Белоруссии, Польши, Венгрии, Крымского ханства и др..

II-я зона – Полесье. Тут особенно сказывается географическое положение этой зоны и ее климатические условия и соседство с другими народами. Золотистая местность и по сей день нетронутые леса. особый род занятий породили в этом краю и своеобразную манеру исполнения танцев. Шаги танцев более мелкие, с прискоком, осторожные, мало, чем похожие на движения танцев степной Украины. Наиболее распространенными в этих краях являются такие танцы как “Прутняк”. Само название этого танца говорит за себя – это, значит, крутиться, вертеться. Рисунок этого танца больше построен по кругу. Но только большой круг встречается редко, чаще всего он дробится на мелкие кружки и кружочки, быстро, на мелких, дробных шагах вращающихся по движению часовой стрелки, Также распространен здесь и “полесский гопак”, который является разновидностью общественного гопака.

В Полесье входят: Волынская. Ровенская, север Киевской и Житомирской, юго-восток Львовской и некоторые части других областей. Из географического положения видно, что на творчество Полесья большое влияние имеют Польша и Белоруссия.

III-я зона Подолье. Район Украины, примыкающий к Карпатам и выходящий к границе с Венгрией, Румынией, Чехией. Она включает в себя Хмельницкую, Тернопольскую, Дрогобыжскую, юго-запад Иваново-Франковской областей. В этих местах издавна развивались овцеводство, скотоводство, имеющие решающее значение в оформлении быта и культуры этого края. В танцах преобладают трудовые и игровые темы. Повсеместно бытуют в этой местности такие танцы как “Роман”, “Никола”, “Марина” и пр., которые чаще всего строятся на игровом элементе и на отношениях между участниками. Очень распространены тут обрядовые пляски и хороводы, но о них ниже.

IV-я зона – Карпаты. Наиболее в этнографическом плане большая зона. Карпаты населяет множество больших и малых народов. Культура здесь очень богата и своеобразна, подчас даже контрастна одна другой. Тут как нигде сказывается близость и влияние соседей. Каждый район и область очень своеобразны и неповторимы. Гуцулы, буковинцы. бойки, станиславцы, верховинцы и множество других народностей, населяющих Карпаты, - все имеют свою песню, танцевальную культуру, свой костюм, свои обряды и обычаи. Изучение этой богатой культуры составляет отдельную тему.

V-я зона – Крым с прилегающими к нему крайне южными областями Украины. Сюда входят: Одесская, Симферопольская. юг Запорожской и Днепропетровской областей, Николаевская область. Тут чувствуется влияние татарской культуры, тат как эта территория была территорией Крымского ханства. Из танцев, относящихся к украинским, здесь наиболее распространен херсонский гопак. Это танец украинских чумаков, ездивших на волах в Крым за солью. Творчество чумаков, их песни и танцы имели огромное значение для развития украинских тенденций в Крыму.

Характеризуя общенациональные танцы Украины, следует прежде всего отметить то, что на их развитие огромное влияние имели обряды Украины, Изобилие народных обрядов, обычаев, празднований, гуляний – порождало новые традиции, новые танцы. Обряды эти во многом сходны с обрядами русских и других славянских народов. Как и у большинства этих народов на Украине тоже существуют купальские обряды с их весенними играми и забавами, рождественские праздники с кол ядами и щедринками и др. Все эти обряды явились наследием еще языческой Руси. порождали массу ритуальных и обрядовых танцев. Хороводы вокруг майского дерева “Маринонька”, в котором девушки плетут венки, гадают, и рисунок танца напоминает хитроумные переплетения венка. Все эти пляски известны под общим характеризующим названием – “Веснянка”. В них наряду с девичьими хороводами имеются и пляски ряженых. Удалы пляски парней с девушками вокруг костра и т.д. Вершиной же, карточкой танцев Украины, является гопак. Он в первоначальной своей форме недавно. Это был воинственный танец запорожских казаков, и первоначально плясать гопак разрешалось только мужчинам. В гопаке казак показывал свою ловкость, удаль. смелость. Часто изображались в гопаке целые сцены боя, походов. О танцующем гопак казаке в народе говорили: “Казак пляшет, как на коне скачет”. У запорожских казаков гопак имел особое, организующее значение. Так, известно множество фактов, когда в стане казаков не было единства фактов, когда в стане казаков не было единства в отношении плана действия и когда все способы для достижения единства были исчерпаны, гетманы, взяв в руки булаву – символ гетманской власти – выходили в круг и , предварительно поднеся казакам по чарке горилки, начинали плясать гопак. Тот из казаков, который входил в круг плясать, тем самым давал согласие на повиновение гетману, и часто случалось так, что гопак всех увлекал в пляс. Позднее гопак стали танцевать не только на Сечи, но и в деревнях, и в городах. Сначала, как и на Сечи, его танцевали одни мужчины. но постепенно входят и женщины. Так он постепенно приобрел парадную форму, которую мы наблюдаем сейчас.

Очень сходен с гопаком и другой, посвященный запорожским казакам украинский парный танец – “Казачок”, названный так народом в честь своих защитников. Фактически это гопак, только в несколько упрощенной форме. Казачок обязательно и всегда танцевали парами, и вследствие участия в нем девушек, казачок более лиричен, не имеет больших трюков, рисунков.

Украинское искусство, восприняв лучшие традиции украинского народного танца и очистив это наследие от всего чужого, наносного, непрестанно пополняет его новыми выразительными средствами, обогащает хореографический язык. Разнообразие хореографических средств, глубина образов и сюжетов, богатство эмоциональных красок и красота рисунка придают украинскому танцу необычайную привлекательность и делают его ценной составной частью многонационального хореографического искусства.

Целью нашего сегодняшнего занятия будет продолжение разучивания основных танцевальных движений, используемых в украинских народных танцах, таких как «голубцы, с притопом», «присядка-растяжка», «метелочка».






  1. Разминка.




  1. Общеразвивающие упражнения в положении стоя:

  • упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях (поднимание и опускание, сгибание и разгибание, дуги и круги)

  • упражнения для туловища и шеи (наклоны и повороты, движения по дуге и вперед)

  • упражнения для ног (поднимание и опускание, сгибание и разгибание в разных суставах, полуприседы, выпады, перемещение центра тяжести тела с ноги на ногу)

  1. Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа:

  • упражнения для стоп (поочередные и одновременные сгибания и разгибания, круговые движения)

  • упражнения для ног в положении лежа и в упоре на коленях (сгибания и разгибания, поднимание и опускание, махи)

  • упражнения для мышц живота в положении лежа на спине (поднимание плеч и лопаток, то же с поворотом туловища, поднимание ног согнутых или разгибанием)

  • упражнения для мышц спины в положении лежа на животе и в упоре на коленях (небольшая амплитуда поднимания рук, ног или одновременных движений руками и ногами с "вытягиванием" в длину)

  1. Упражнения на растягивание:

  • в полуприседе для задней и передней поверхности бедра

  • в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра

  • в полуприседе или в упоре на коленях для мышц спины

  • стоя для грудных мышц и плечевого пояса

  1. Ходьба:

  • размахивая руками (кисти в кулак, пальцы врозь и др.)

  • сочетание ходьбы на месте с различными движениями руками (одновременными и последовательными, симметричными и несимметричными).

  • ходьба с хлопками

  • ходьба с продвижением (вперед, назад, по диагонали, по дуге, по кругу)

  • основные шаги и их разновидности, используемые в аэробике

  1. Подскоки и прыжки:

  • на двух ногах (в фазе полета ноги вместе или в другом положении) на месте и с продвижением в разных направлениях (с осторожностью выполнять перемещения в стороны)

  • с переменой положения ног: в стойку ноги врозь, на одну ногу, в выпад и др. (не рекомендуется выполнять больше 4 прыжков на одной ноге подряд)

  • сочетание прыжков и подскоков на месте или с перемещениями с различными движениями руками.




  1. Этап усвоения новых умений и навыков.




Движение «тынок» («падебаск»)

Исполняется на один такт. Исходное положение ног:

третья позиция, правая нога впереди.

На «за такт» и слегка присесть на всей ступне левой ноги, поднять невысоко вперед правую ногу, свободную в колене, затем сделать перескок с левой ноги на правую. В момент перескока правая нога слегка отводится вправо, описывая в воздухе небольшую дугу.

На «раз» опуститься на правую ногу вперёд и чуть вправо, колено присогнуто. Левая нога невысоко поднимается вперед, колено свободно, подъем вытянут, но не напряжен.

На «и» переступить на левую ногу на полупальцы, спереди-накрест правой ноги.

На «два» переступить на правую ногу позади левой на всю ступню, слегка сгибая ногу в колене. Левая нога поднимается невысоко вперед.

На «и» перескочить с правой ноги на левую, как на «затакт».

Движение продолжается с другой ноги. Корпус прямой или слегка поворачивается то правым, то левым плечом вперёд. Во время исполнения «тынка» с правой ноги корпус поворачивается левым плечом вперед, при исполнении «тынка» с левой ноги корпус поворачивается правым плечом вперед.
Движение «веревочка»
Исполняется на один такт.

Исходное положение ног: третья позиция, правая нога впереди.

На «за такт» и слегка подскочив, проскользнуть вперед на низких полупальцах левой ноги, колено свободно. Правая нога, согнутая в колене, поднимается спереди около левой ноги и переводится назад за левую ногу, колено направлено в сторону и слегка вперед, подъем вытянут, но не напряжен

На «раз» правая нога опускается на низкие полу пальцы позади левой ноги в третью позицию, колено свободно или слегка при согнуто.

На «и» с чуть заметным подскоком проскользнуть вперед на правой ноге. Левая нога поднимается спереди и переводится назад за правую ногу, как на «затакт».

На «два» левая нога опускается на низкие полу пальцы позади правой ноги, как на счет «раз».

На «и» повторить движение на «затакт».

«Веревочка» исполняется на месте или с продвижением назад.


Движение «выхилясник»
Исполняется на один такт.

Исходное положение ног: шестая позиция, носки чуть разведены в стороны.

На «раз» слегка подскочив, опуститься на всю ступню левой ноги, колено слегка при согнуто. Одновременно правая нога становится не выворотно на носок правее левой ноги, колено при согнуто и направлено влево, пятка вправо. Корпус слегка поворачивается правым плечом вперед, голова повернута к правому плечу.

На «и» пауза.

На «два» второй подскок на всей ступне левой ноги, колено согнуто. Одновременно правая нога, вытягиваясь в колене, выворотной становится на каблук вперед и чуть вправо. Корпус слегка поворачивается левым плечом вперед, голова поворачивается к левому плечу.

На «и» пауза.

С началом следующего такта исполнитель перескакивает на правую ногу и выполняет «выхилясник» левой ногой по тому же принципу.

«Выхилясник» часто сочетается с тройными притопами.


Движение «подбивка»

Исполняется на два такта.

Исходное положение ног: первая позиция.

На «за такт» и раскрыть руки широко в стороны, взяв в каждую руку по нескольку лент от венка. Поднять правую ногу невысоко вправо, левая нога немного согнута в колене.


1 такт

На «раз» правую ногу, немного согнув в колене, приставить по шестой позиции к левой и перенести на нее тяжесть корпуса, левую ногу слегка поднять от пола.

На «и» переступить левой ногой влево во вторую «не выворотную» позицию, ноги в коленях вытянуты, тяжесть корпуса на левой ноге.

На «два» соскочить на правую ногу, слегка присев на ней. Левую ногу резко выбросить влево, носок и колено левой ноги вытянуть, нога чуть поднята над полом.


2 такт

На «раз» приставить левую ногу по шестой позиции к правой и перенести на нее тяжесть корпуса, немного согнув ее в колене, левую ногу слегка поднять.

На «и» переступить правой ногой вправо во вторую «не выворотную» позицию. Ноги в коленях вытянуты, корпус остается на правой ноге.

На «два» соскочить на левую ногу, слегка присев на ней. Правую ногу резко выбросить вправо, носок и колено правой ноги вытянуть, нога чуть поднята над полом.



На «и» пауза.




  1. Этап закрепления нового материала.




Отработка в нарастающем темпе изученных танцевальных движений.




  1. Заключительный этап.




Подведение итогов занятия. Указания для самостоятельной работы дома.




МОУ «Новенская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района Белгородской области

страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2018