zaeto.ru

Формирование чувства любви к Родине Мордовии и России, своему городу, селу

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1 страница 2 страница 3 страница 4


Слушание


Задачи:

  • знакомить детей с разнообразными мордовскими лирическими, эпическими, сатирическими, свадебными песнями, татарскими народными песнями, учить выделять их особенные черты;

  • знакомить с различными русскими, мордовскими, татарскими наигрышами, учить выделять их национально-своеобразные черты;

  • продолжать знакомить с произведениями композиторов Мордовии, более подробно останавливаясь на рассмотрении творчества Л.П. Кирюкова, Л.И. Воинова, Г.И. Сураева-Королева, Г.И. Вдовина, Н.И. Бояркина, Н.В. Кошелевой, Г.Г.Сураева-Королева ;

  • учить разбирать эмоционально-образную сферу инструментальных и вокальных произведений, выделять средства музыкальной выразительности;

  • учить различать русские, мордовские, татарские наигрыши, произведения мордовских и русских композиторов на слух.

Музыкально-ритмическая деятельность


Задачи:

  • продолжать знакомство с народной танцевальной и инструментальной музыкой русского, мордовского, татарского народов, произведениями композиторов Мордовии;

  • формировать навык исполнения русских («в три ноги», подскоки, различные «дробушки» и т.п.) и мордовских (различные движения рук в сочетании с притопом и движением вперед, в сторону; «качалочка», «елочка», «боковой шаг») танцевальных движений;

  • формировать навык импровизации под музыку;

  • формировать навык движения в хороводе («плетень», «улица» и др.);

  • формировать навык движения в парах;

  • способствовать участию детей в создании композиций танцев;

  • формировать навык сольного исполнения танцев, а также исполнения танцевальных движений в ходе драматизации песен;

  • формировать навык движения в зависимости от сюжета игр.

Игра на музыкальных инструментах


Задачи:

  • знакомить с русскими (рубель, трещотка) и мордовскими (кальдердема, шавома (чавома)) народными музыкальными инструментами и формировать навык игры на них;

  • совершенствовать навыки игры на ранее предложенных детям народных инструментах;

  • формировать навык импровизации на данных инструментах;

  • формировать навык оркестровки народных песен, игр, плясок;

  • в индивидуальном порядке формировать навык игры на гармошке, балалайке.


I квартал

Тема: «Мой дом – Мордовия и Россия»
Содержание.

Мордовия – республика, которая является частью России, и в которой мы с вами живем. Столица Мордовии – Саранск, очень древний, красивый город. Дружной семьей в Мордовии живут народы разных национальностей.

У нас изумительная природа: леса и пашни, березовые рощи, сосновые боры и зеленые дубравы, луга и долины, полноводные реки, большие и малые озера.

Наша республика, как и другие, имеет свою символику, которую мы должны знать и почитать. Это флаг, герб и гимн. В дни больших торжеств вывешивается флаг и звучит гимн Мордовии.

Флаг состоит из трех цветов. Каждый цвет имеет свое значение. Полоса темно-красного цвета символизирует «Жизнь»; белая полоса означает: «Чистота намерений», «Духовная чистота». На белой полосе флага располагается восьмиконечная розетка, солярный знак, - символ солнца, тепла и доброты. Темно-синяя полоса – «Земля, напоенная водой», ведь народы Мордовии испокон веков занимались земледелием. На гербе Мордовии в центре изображен геральдический щит, на котором три горизонтальные полосы цветов флага. На них – герб города Саранска (три стрелы и лиса). Обрамляет щит с гербом женское украшение с семью значками, означающими семь городов республики. Все это окружено золотыми колосьями пшеницы, перевитыми лентами цветов флага. В верхней части герба - солярный знак. Гимн является символом сохранения традиций национальной культуры, единства многонационального народа Республики Мордовия. Создатели гимна – композитор Н. Кошелева и поэт С. Кинякин.
Ты трудной дорогой, Мордовия, шла,

России держалась и голову гордо несла.

Давали силы вольные Мокша, Сура,

Ты духом была и осталась сильна и добра.


Н.В. Кошелева родилась в мокшанском селе Вертелим Старошайговского района Мордовии. Окончила Саранское музыкальное училище им. Л.П. Кирюкова, затем Казанскую государственную консерваторию. В настоящее время она живет в городе Саранске и возглавляет Союз композиторов Мордовии.
Музыкальный репертуар

Гимн Мордовии. Муз. Н. Кошелевой, ст. С. Кинякина - слушание.


Полянка. Муз. Н. Кошелевой, ст. А. Норкина – слушание.

Мордовская плясовая. Муз и ст. Н. Сураевой-Королевой – пение.

Старуха Сюмерге. Обр. И. Соколовой – ритмика.

(Тат. н.п.) Каз канаты (Гусиное перо) – пение.


Тема: “Портреты композиторов Мордовии

(Л.П. Кирюков, Л.И. Войнов)”
Содержание.

Леонтий Петрович Кирюков родился в 1895 году в деревне Пичевка. Основоположник композиторской национальной школы, организатор музыкального театра и музыкального училища в Саранске.

С детства композитор с наслаждением слушал мордовские народные песни, которые исполняла его мама – талантливая народная певица, чье имя было широко известно на Тамбовщине. В деревню часто приезжал мордовский ученый-просветитель Макар Евсевьевич Евсевьев, записавший множество народных песен, напетых мамой Л.П. Кирюкова. «Моя мать песни пела, Макар Евсевьевич записывал, а я часами сидел около них, слушал и наблюдал за работой», - вспоминал будущий композитор. А когда Л.П. Кирюков стал музыкантом, он сам записал эти песни нотами. Свыше 500 напевов, записанных композитором в различных районах республики, частично изданы в сборниках. Л.П. Кирюков сочинил марши, вальсы, гимны, кантаты, скрипичный концерт, писал музыку к театральным спектаклям, в том числе по произведениям национальных писателей: «Литова» П. Кириллова, «Норов Ава» («Мать плодородия») В. Коломасова, «Мордовская свадьба» М. Бебана и др.

В 1944 году композитор завершил работу над оперой «Несмеян и Ламзурь» (либретто А. Куторкина). События происходят в далеком 1747 году, когда мордовские крестьяне нескольких сел не хотели становиться подданными чужого князя, который купил их. Они восстали и решили воевать за свою свободу. Возглавил крестьян гордый и смелый Несмеян Кривов. А его любила Ламзурь. Но ее отец был богатым человеком и не хотел, чтобы Ламзурь дружила с Несмеяном. Ведь Несмеян поднял восстание против богатых!

Однажды, когда Ламзурь шла в лес, чтобы повидать своего друга, слуги воеводы Баратаева выследили, где прячется Несмеян, и устроили засаду. Когда появился Несмеян, раздался выстрел. Ламзурь заслонила от пули своего любимого и погибла. А Несмеяна казнили. Народ дал клятву, что никогда не забудет двух прекрасных молодых людей - Несмеяна и Ламзурь.

В опере звучат различные жанры мордовской народной песни: игровые, хороводные мелодии, народные плачи и причеты, эпические и лирические напевы.

Вторая опера Л.П. Кирюкова «Нормальня» (либретто М. Бебана) была поставлена в 1962 году. В ней рассказывается о трудолюбивой, доброй девушке Нормальне, которую любит веселый парень Лекмай. Но однажды Лекмай ушел воевать за революцию, а Нормальню выдали замуж за богатого, сына кулака Урая. Не смирилась девушка с такой участью и убежала от мужа-хозяина. Вскоре и Лекмай вернулся вместе с красногвардейским отрядом. Сколько было радости и веселья, когда они встретились!

Леонид Иванович Воинов – дирижер, композитор, талантливый мастер-исполнитель на балалайке, организатор первого в Мордовии оркестра русских народных инструментов в городе Темникове. С детства он научился хорошо играть на балалайке, а когда вырос, то сам стал сочинять музыку: марши, вальсы, увертюры, фантазии, сюиты, кантаты. По пушкинской «Сказке о попе и работнике его Балде» сочинил оперу (для солистов, хора и оркестра русских народных инструментов).

Темниковский оркестр русских народных инструментов существует до сих пор. Участники оркестра помнят Л.И. Воинова как талантливого музыканта и композитора и включают его произведения в концертную программу.
Музыкальный репертуар

Хороводная. Л.П. Кирюков – слушание.

Марш на мордовские темы. Л.И. Войнов – слушание.

Тютю-балю. Муз. Л.П. Кирюкова, ст. Ф. Атянина – пение.

(Э) Балюта, балюта – пение.

Кштема (Танец). Л.П. Кирюков – ритмика.


II квартал

Тема: «Портреты композиторов Мордовии

(Г.И. Сураев-Королев, Г.Г. Вдовин, Н.И. Бояркин)»
Содержание.

Георгий Иванович Сураев-Королев родился в семье, где любили музыку и красиво пели мордовские народные песни. В шесть лет маленький Георгий пел песни чистым и высоким голосом вместе с мамой Прасковьей Васильевной, которая говорила: «Пой, сынок, людям нравятся песни». Однажды отец Сураева-Королева с ярмарки привез балалайку. С ней Георгий не расставался. После школы Георгий Иванович решил посвятить себя музыке и получил музыкальное образование в Саранском и Томском музыкальных училищах (класс скрипки и хорового дирижирования), а также в Московском музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (историко-теоретико-композиторский факультет).

Многие годы Георгий Иванович ездил по мордовским городам и селам, записывал мордовские народные песни, которые позже были опубликованы в сборниках. А для того чтобы собранные песни были услышаны и исполнены, композитор организовал народный ансамбль «Келу» («Березка»), где пели самые голосистые девушки Мордовии.

Г.И. Сураев-Королев - автор музыки для театра, симфонического оркестра, вокальных, хоровых, камерно-вокальных и камерно-инструментальных произведений, основоположник оратории и струнного квартета в мордовкой музыке. Георгий Иванович занимался преподавательской деятельностью в Саранском музыкальном училище, и среди его учеников - талантливые композиторы Мордовии Гавриил Вдовин и Николай Бояркин.

Гавриил Вдовин родился в семье актера и с детства знал, что такое театр, опера, балет. Любил слушать музыку, смотреть все спектакли, в которых играл его отец, и мечтал стать композитором. Свою мечту он осуществил, когда учился в Саранском музыкальном училище им. И.П. Кирюкова и Горьковской государственной консерватории им. М.И. Глинки.

Гавриил Григорьевич пишет музыку для театра (музыкального и драматического), детскую музыку, оперы, оперетты, вокально-хоровую музыку, симфонии, скрипичные концерты, увертюры и оркестровые пьесы.

У него учились такие композиторы Мордовии, как Николай Митин, Елена Кузина, Елена Лысенкова (Уварова), Дмитрий Скрипкин.

Николай Иванович Бояркин родился в семье учителя. С детства любил музыку, мордовские народные песни. Он учился в Саранском музыкальном училище им.Л.П. Кирюкова и Казанской государственной консерватории, чтобы стать дирижером, руководителем хора, композитором. Пишет музыку для хора, солистов, инструментальных ансамблей и фортепиано.


Музыкальный репертуар

Песенка. Г.Г. Вдовин – слушание.

Тролейбус. Г. Вдовин, ст. Е. Руженцевой – пение.

Школав (В школу). Муз. Г.И. Сураева-Королева, ст. Живайкиной – пение.

Колыбельная. Муз. Н. Бояркина, ст. О. Панковой – пение.

Танец. Г.Г.Вдовин – ритмика.




страница 1 страница 2 страница 3 страница 4


Смотрите также:





<< предыдущая страница         следующая страница >>

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2020