zaeto.ru

Формирование чувства любви к Родине Мордовии и России, своему городу, селу

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1 ... страница 2 страница 3 страница 4


Тема: “Встречаем Коляду”



Содержание.

В день зимнего солнцестояния мордовский народ праздновал «Роштувань куд». В этот праздник пелось очень много колядок – зимних величально-поздравительных песен (калядань морот).

Ранним утром колядки пели пастухи, обходя дворы, при этом начинали шествие с места выгона скота. Поднявшись в сени, они посыпали порог зернами пшеницы и пели колядки. Ходили с величальными песнями и дети. Они зычно выкликивали песню, выделяя слоги. Раньше, чтобы было лучше слышно песню, ко рту ребром прикладывали ладонь, что означало «кричать колядку» (так, считала мордва, можно было докричаться до духов- покровителей).

Вечером собирались колядовать девушки и юноши, и обычно их пение сопровождалось игрой на нюди, фаме, гарьзе. Колядующие по 4-6 человек входили в дом, пели колядки. За испольнение колядки хозяева одаривали гостей пирогами или орешками («орешкаса») - мучными шариками, жареными в масле. Затем приглашали молодежь этого дома на предстоящую вечеринку в «Рождественский дом» (Роштувань куд) - в избу, специально снимаемую для веселья на 2 недели. После того как все дворы были пройдены, колядующие шли в «Рождественский дом», где готовился праздник и куда уже сходились гости.

Колядование продолжалось с ночи 25 декабря по 7 января. В это время молодежь веселилась, устраивала игры, бои, рядилась в вывернутые наизнанку шубы, изображая медведей, козлов и вообще чудищ.

«Каляда» - разучивание. Работа над вокально-хоровыми навыками и выразительностью исполнения. Добиваться яркого, сильного звучания на слово «Каляда». Чтобы работа над песней вызывала интерес, музыкальный руководитель может предложить исполнить каждую музыкальную фразу новой группе, также возможен такой вариант: одна группа исполняет песню, другая простукивает и прохлопывает ритмический аккомпанемент. Музыкальный руководитель предлагает выбрать инструменты, необходимые для ритмического сопровождения песни.

После того как песня хорошо «впета», ребятам предлагается сочинить свои подголоски или свои варианты мелодии песни. Песенная импровизация: предложить детям придумать и исполнить свои благопожелания.
Музыкальный репертуар

(Э) Каляда, каляда! (Коляда) – пение.

(М) Каляда! Щакай, давай пяряка (Тетушка, дай пирожок) – пение.

Гололедица. Муз. Н. Сураевой-Королевой, ст. И. Линькова – пение.

(Э) Селека (Селезень) – ритмика.

Колдуватнень моросна. Колдуватнень морост. Хор колдуний. Н. Кошелева – слушание.



Тема: “Прощай, Масленица”



Содержание.

У мордовского народа, как и у русских, Масленица длилась семь дней. В этот праздник у мордвы пекли масляные блины и пироги в форме лошадей, овец и птиц: сорок, дятлов (блин считался символом солнца, а солнце – спутник весны и тепла); веселились, пели песни и играли, катались с гор, строили снежные крепости и «брали» их; исполняли частушки и дразнилки. К примеру, дети дразнились так:




А Левушка-кукушка,

Пярякат салась куймошка

или:

Кудряв боран



Шурьхкат наран,

Салуведь тиян,

Тонь аф андан!


А Левушка-кукушка,

Украл пирогов лукошко.


Кудрявый баран,

Луку нарву,

Окрошку сделаю,

Тебя не накормлю!



Учитель предлагает сочинить детям шуточные припевки на слова детских дразнилок:


Цили-били, Василий!

Очконяса эшеляй,

Сонць тараканшка

Пекоц барабаншка.



Цили-били, Василий!

В корытце купается,

Сам с таракана,

Живот - с барабан.


С первой ночи Масленицы, в течение четырех недель, молодежь пела молодежью весенние песни. Нарядно одетые юноши и девушки обходили село, заходили во дворы и пели песни, при этом не рассчитывая на вознаграждение. Считалось, что надо обойти все село и спеть перед каждым домом, где живет молодежь. Многие песни были шутливого характера.

Исполнение песен «Дай пачалксе» («Дай блин»), «Паро уряж, патинем» («Добрая невестка, тетушка моя»).

Загадка для детей:




Вечна карай,

А мастяркс аф арай.

(Шякшатась.)


Вечно стучит,

А мастером не станет.

(Дятел.)

«Ай, шякшата, шякшата» («Ай, дятел, дятел») - слушание и разучивание. Ангемитонный напев в объеме квинты с мелодической структурой м.3+б.2 +б.2, с опорой на II ступень (типичная попевка – нисходящяя м.3 и восходящее движение по I-II-IV). В первом такте заметно стремление мелодии к побочному устрою, во втором такте опорный тон ясно выражен, поэтому все звуки лишь опевают его. Песня относится к разряду масленичных. При разучивании обратить внимание на смещение метрических акцентов, поэтому необходимо прохлопывать ритм песни. Дети делятся на группы, песня исполняется от лица бабушки, озорного мальчика, ласковой девочки и «дятла». Возможно исполнение песни в лицах отдельными детьми.

«Чикор, чикор, сязьгата» («Сорока, сорока») - разучивание песни.

В полдень первого дня девушки и женщины, принарядившись в особый масленичный убор, отправлялись в поле, на пригорок. С собой везли угощение («сязьган пачат» – «сорокины блины»). Там угощали птиц блинами и разыгрывали песню. Женщина брала блин, намазывала его маслом и при этом напевала:



Чикор, чикор, сязьгата,

Мон тонь ватте вайняса.



Чикор, чикор, сорока,

Я тебя намажу маслом.


Затем она передавала блин снохе или дочери. Сноха садилась на санки, брала блин и пела:




Чикор, чикор, сязьгата,

Мес кувака пулоце?



Чикор, чикор, сорока,

Почему хвост твой длинный?


А в ответ от лица «сороки» пели девушки:




Сяс кувака пулозе,

Мес весяла морозе…



Потому у меня хвост длинный,

Что я весело пою.


Исполнение и инсценирование песни.

Затем все отправлялись кататься с гор на санях и перевернутых, облитых водой скамейках. Существовало поверье: «Кто не покатается на масленицу в санях, тщетно будет ждать хорошего урожая».
Музыкальный репертуар

Песня. Н. Бояркин – слушание.

(Э) Дай пачалксе (Дай блин) – пение.

(Э) Паро уряж, патинем (Добрая невестка, тетушка моя) – пение.

(М) Ай, шякшята, шякшята (Ой, дятел, дятел) – пение.

Мордовский танец. А. Путушкин – ритмика.

(Тат.н.п) Ай, былбылым (Соловей) – пение.
III квартал

Тема: “Портрет Н.В. Кошелевой”
Содержание.

Детство Нины Васильевны Кошелевой прошло в мокшанском селе Вертелим Старошайговского района. Ее окружала красивая природа и яркие, сочные мелодии мокшанских песен, которые она слушала дома, на праздниках, летними вечерами на улицах. Однажды маленькая Нина почувствовала, что ей хочется тоже петь, играть на каком-нибудь инструменте и сочинять музыку. И тогда родители решают, что Нине нужно учиться в детской музыкальной школе - интернате для одаренных детей. Здесь она окунулась в мир музыки. «Ей очень нравилось петь и играть на фортепиано. Особенно любила сесть за пианино «просто так». Это «просто так» означало, что она будет играть не ту музыку, что сочинил кто-то другой, она будет играть свою. И в ней расскажет музыкальными звуками, как интересно жить в интернате. Как весело ей вместе со всеми петь хорошие песни. И как скучает она по своей маме…» (Н.М. Ситникова).

Для того чтобы стать настоящим композитором, Н.В. Кошелева закончила Саранское музыкальное училище им. Л.П. Кирюкова и Казанскую государственную консерваторию.

Нина Васильевна - автор песен для детей и взрослых. В своих песнях она воспевает родную Мордовию, природу, счастливое детство и труд людей, живущих в республике. Автором Государственного гимна Республики Мордовия - «Шумбрат, Мордовия, шумбрат» является Нина Васильевна Кошелева. Она – автор балета «Алена Арзамасская», музыкальной сказки «Серебряное озеро» и цикла фортепианных произведений «Лесная сказка».


Музыкальный репертуар

Нюрямонь мора. Колыбельная. Мацтема моро. Н. Кошелева – слушание.

Нюрямонь мороня. Муз. Н. Кошелевой, ст. П. Родькина – слушание.

Лайме порась. Муз. Н. Кошелевой, ст. И. Девина – слушание.

Киштема (Танец). Н. Кошелева – ритмика.

Тишина. Муз. Н. Сураевой-Королевой, ст. В. Орлова - пение.


Тема: “Прощай, весна!”



Содержание.

В первое воскресенье после Троицы у мордвы провожали весну. В этот период проводился традиционный весенний карнавал. Для этого заранее готовили действующих лиц:

«Тунда» (Весна) – главный персонаж, ее изображал видный, плечистый, рослый парень, украшенный цветами, травой и ветками.

«Тундань алаша» (весенний конь). Его изображали два или четыре парня, покрытые одеялом (вместо головы коня торчал валенок).

«Тундань стирьхть да цёрат» (весенние девушки и парни). «Девушек» изображали переодетые в женскую одежду парни, а «парней» - одетые в мужской костюм девушки.

«Тундань атя» (весенний дед), его играла переодетая девушка.

«Тундань баба» (весенняя старуха), ее изображал парень.

«Цыгане и цыганка» собирали деньги и яйца.

Все участники шли из конца в конец села с песнями и плясками. Впереди шествовала «Весна», далее участники, а затем зрители, жители села. Они прощались с весной:

Весна, весна красна!

Минь прважатядязь

Кшиняса – салняса,

Седи вакскань валняса.

Саза цебярь кизонясь,

Улест лямбе пиземнят.

Сетьме ётаст атямнят

Шачест – касост паксяса

Лама туста сёронят

Шачест лама церанят.



Весна, весна красна!

Мы тебя провожаем.

С хлебом-солью,

С добрым словом.

Пусть придет хорошее лето,

Пусть будут теплые дожди,

Тихие, незлые грозы,

Пусть будет хороший урожай,

В поле росли бы тучные хлеба,

Родилось бы много мальчиков.


Пройдя село, шествие останавливалось у озера или реки, и начинались песни, пляски, круговые игры. «Весенние» действующие лица были зачинщиками песен и игр. Исполнение игр и танца.

Много песен посвящалось Ведяве – мордовской богине воды и дождя, деторождения и здоровья. Каждая река или озеро имели свою Ведяву.
Музыкальный репертуар

Колдунаватнень моросна. Хор колдуний. Колдунаватнень морост. Н. Кошелева – слушание.

Протяжная. М. Волков.

(М) Сака, сака, кизоня (Приди, приди, летушко) – пение.

Весна в Мордовии. Муз. Г.Г. Вдовина, ст. К. Смородина – пение.

Плясовая (Киштема моро). Н. Кошелева – ритмика.

(Тат.н.п.) – Эпинэ (Арипа) – ритмика.
IV квартал

Тема: “Портреты композиторов Мордовии”
Содержание.

Мордовия славится не только своим трудолюбивым народом, но и своими художниками, поэтами и композиторами. Свой талант подарили мордовскому краю композиторы: Николай Николаевич Митин, Елена Викторовна Кузина, Геннадий Георгиевич Сураев-Королев, Сергей Яковлевич Терханов, Дмитрий Викторович Буянов, Елена Васильевна Лысенкова (Уварова). С детства будущие композиторы любили слушать народные песни и музыку, исполнять ее, посещать театры, и ходить на концерты. Каждый мечтал посвятить себя музыкальному творчеству. А чтобы стать композитором, нужно было много учиться: закончить музыкальное училище и консерваторию. А когда мечта исполнилась, то Н. Митин, Е. Кузина, Г. Сураев-Королев, С. Терханов, Д.Буянов, Е.Лысенкова (Уварова) стали сочинять музыку для детей и взрослых, для различных инструментов: флейты, скрипки, фортепиано, баяна, виолончели, фагота, кларнета, а также для симфонического оркестра и оркестра народных инструментов. Г. Сураев-Королев, С. Терханов много песен сочинили к кукольным музыкальным спектаклям, которые проходят в Мордовском государственном театре кукол. Е. Кузина сочинила музыку к сказке по пьесе К. Мешкова (сл. Н. Задальской) «Жил-был зайка». Песни, сочиненные композиторами для детей и взрослых, серьезные и шуточные, бодрые и задумчивые, грустные и жизнерадостные. В них воспеваются родные мордовские просторы, мир, счастье, детство, радость и любовь.


Музыкальный репертуар

Мамины руки. Муз. Н. Митина, ст. Н. Таяновского – слушание.

Напев. Е. Лысенкова – слушание.

Танец медведя. Д. Скрипкин – слушание.

Даря баба. Бабушка Дарья. Муз. Г. Сураева-королева, ст. А. Анисимовой – слушание.

Тема: “Летние забавы”



Содержание.

Мордовские дети очень любили лето, с нетерпением ждали его, потому что оно приносило игры и забавы. Популярны были игры с мячом, камушками и другими предметами. От игрока требовались ловкость и меткость. Маленьким детям нравилось играть «В палочки», «В курочек», «В колечко», «В журавлей». Когда на улице собирались малыши и подростки, то играли в «прятки». У детей были такие игры, где копировались различные трудовые процессы: ткачество, посев и уборка льна, урожая. Девочки играли в игру «Тканье полотна». Выбирали «челнок» и «нитку», чтобы «ткать холст». Все играющие брались за руки, потом поднимали их вверх, а «челнок» с «ниткой» проходили под руками. При этом произносились слова песенки: «Оксинькин холст ткем!». Так «челнок» с «ниткой» проходили под руками всех девочек, после чего считалось, что холст «соткан».

Мальчики любили стрелять из лука, метать мелкие камни на дальность и в цель. Лук – «нал чирьке» (э), «нал» (м) - изготовляли в основном из ивы. Для тетивы использовался конский волос. К стреле прикреплялись два «крыла» из куриных перьев.

Во время летних праздников и сенокоса мужское население любило состязаться в борьбе. Сначала борьбу начинали дети, затем к ним подключались подростки и парни. А победителя ожидали всеобщее признание, уважение и популярность (Н.Ф.Беляева).


Музыкальный репертуар

Мотыльки. М. Волков – слушание.

Солнечные зайчики. Муз. Ген. Сураева-Королева, ст. А. Громыхина – пение.

(Э) Авкай, молян мон вирев (Матушка, пойду я в лес) – пение.

Колдунавань кштима. Пляска колдуний. Колдунавань киштема. Н. Кошелева – ритмика.

(М) Сака, сака, кизоня (Приди, приди, летушко) – пение.



(Тат.н.п) Энисэ (Аниса) – пение.
страница 1 ... страница 2 страница 3 страница 4


Смотрите также:





<< предыдущая страница        

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2020