страница 1
30. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университетов в европейской культуре. – М., Фонд «Новое тысячелетие», 1994. – 240 с.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 5
ГЛАВА 1. РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ИСТОРИИ УНИВЕРСИТЕТОВ, ИХ РОЛИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ И О ПОНЯТИИ "УНИВЕРСИТЕТ" 8
1.1. Роль науки и университетов в изменении облика европейской культуры в
средние века и новое время 8
1.2. Причины, стимулы и условия возникновения первых университетов 14
1.3. Об истоках и способах самоназвания сообщества, именуемого теперь
"университетом" 23
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВИКТОРИАНСКОЙ АНГЛИИ, В КОТОРОЙ ВОЗНИКЛА ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УНИВЕРСИТЕТА 28
2.1. Происхождение ИДЕИ УНИВЕРСИТЕТА, две основные тенденции
ее развития 28
2.2. Условия, в которых развивалась идея университета 32
2.3. Творческий путь Джона Ньюмена. Теория университета. Идея возвышения университета 38
ГЛАВА 3. ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН ГУМБОЛЬДТ. ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В ГЕРМАНИИ XIX В 48
ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ МОДЕЛИ УНИВЕРСИТЕТА В АМЕРИКЕ 58
4.1. Томас Джефферсон — президент и просветитель. Основные цели образования. Университет в Вирджинии 60
4.2. Становление высшего образования в Америке 61
4.3. Духовная атмосфера и материальные условия, в которых развивались
концепции общего и высшего образования 66
4.4. Торстейн Веблен и его концепция идеального университета для общества
бизнесменов 71
4.5. Абрахам Флекснер и его идея современного университета 81
ГЛАВА 5. ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ: КУЛЬТУРНАЯ МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА
ИЛИ СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА 90
5.1. Судьба и творческий путь Хосе Ортеги-и-Гассета. Понятие о поколении —
субъекте культурного процесса 92
5.2. Культура — главный предмет философского размышления испанского ученого 93
5.3. Жизнь, культура, образование 96
5.4. Концепция гражданской педагогики 98
5.5. Миссия университетов в XX в 100
ГЛАВА 6. КАРЛ ЯСПЕРС. ИДЕЯ УНИВЕРСИТЕТА В НЕМЕЦКОЙ
КУЛЬТУРЕ XX В 110
6.1. Из воспоминаний Карла Ясперса 110
6.2. Идеальная модель университета для недалекого будущего, или аргументы идеалиста в защиту свободы и истины 114
ГЛАВА 7. КЛАССИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РАЗВИТИЕ ИДЕАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УНИВЕРСИТЕТА.
(Дюркгейм, Вебер, Маннгейм) 121
7.1. Эмиль Дюркгейм. Теория общества и социология образования 122
7.2. Макс Вебер. Методология исследования социальных и культурных
феноменов. Теории идеальных типов. Университет, наука, общество 134
7.3. Карл Маннгейм. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН.
Развитие социологии образования 153
ГЛАВА 8. ДИСКУССИИ О МОДЕЛИ УНИВЕРСИТЕТА ДЛЯ США В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX В. ПРАГМАТИЗМ VERSUS ЛИБЕРАЛИЗМ 163
8.1. Возрождение классического университета 163
8.2. Роберт Мейнард Хатчинс. Чикагский план, или "нам нужны специализированные институты и неспециализированные люди" 164
8.3. Джон Дьюи. Прогрессивное образование для прогрессивного общества 180
8.4. Сидней Хук. Критерий неолиберализма и развитие утилитарного взгляда на образование и на университет 186
ГЛАВА 9. МЕСТО И РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТА В ПРОГНОСТИЧЕСКИХ
КОНЦЕПЦИЯХ XX В 201
9.1. Дэниэл Белл. Либеральное образование в постиндустриальном обществе 204
9.2. Кларк Керр. Плюралистическое индустриальное общество и его
мультиверситет 216
ГЛАВА 10. УНИВЕРСИТЕТЫ И НОВЫЙ ОБЛИК ЕВРОПЫ
(вместо заключения) 227 страница 1
|