страница 1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
М.В. Горбунова, О.С. Смогунова
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Иностранный язык рассматривается сегодня не только как инструмент коммуникаций, но прежде всего как средство, стимулирующее процесс познавания.
Несмотря на немалый опыт использования информационных технологий в образовании в целом и в обучении иностранному языку в частности, среди концептуальных педагогических вопросов, которые поднимают А.А. Леонтьев, В.М. Монахов, Е.С. Полат, В.Ф. Шолохович, остается проблема поиска оптимальных форм применения информационных технологий, отвечающих требованиям учебного процесса. Ключевым, по мнению российских и зарубежных исследователей, является понимание того, каким образом должно происходить включение компьютера в процесс обучения, чтобы наиболее эффективным образом обеспечить вовлечение в процессы познания личности студента на уровне творческого, диалогического мышления и социальной активности.
Методика обучения иностранным языкам должна располагать всем разнообразием приемов, способов и видов работы, быть гибкой и дифференцированной. Необходимо учитывать все факторы, влияющие на успешность обучения: возраст, интерес способности учащихся, а также реальные условия, в которых осуществляется обучение.
Знаменитый немецкий педагог Адольф Дистервег писал: "Развитие и образовав одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…”Поэтому обучение не может сводиться к механической передаче знаний, умений, навыков. Обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагог и учащийся. За, преподавателя - побудить учащихся к энергичному, целенаправленному учению, пол преодолеть пассивность умственной деятельности, сформировать поисковый стиль умственных усилий. Воспитать эти качества в студентах невозможно без формирования их познавательной активности. Для этого в педагогической практике используются различные: пути активизации познавательной деятельности, среди которых разнообразные фор методы, средства обучения, а также их сочетания, стимулирующие познавательную активность и самостоятельность учащихся.
Проблему развития познавательной активности учащихся без преувеличения моя считать одной из ключевых проблем современного образования. От сформированности познавательной активности обучающихся зависит эффективность образования в целом, есть процесс образования должен стать процессом целенаправленного, планомерно педагогически организованного развития познавательной активности учащих осуществляемого на основе гуманистической модели.
Успешному развитию познавательной активности студентов способствует мет проектов. Проектная деятельность, с одной стороны, невозможна без наличия у учащих определенного уровня познавательной активности, с другой стороны, проекта; деятельность является и эффективным педагогическим средством развития познавательной активности.
Веб-ресурсы представляют широкий спектр технологий, но мы обратим внимание на технологию Веб-квест (WebQuest) в рамках метода проектов.
Веб-квесты создаются и используются новаторами в сфере образования по всему мир с 1995 г. «Отцы» этого новшества - Берни Додж и Том Марч - характеризуют его как образовательный процесс, ориентированный на самостоятельный поиск учащимися: информации во Всемирной сети. Основные признаки Веб-квеста:
-
Введение, где представлена виртуальная ситуация и дается краткая предыстория.
-
Задание, соответствующее возможностям и интересам учащихся.
-
Список электронных адресов источников, необходимых для выполнения задания.
-
Последовательное описание процесса выполнения учащимися задания.
-
Краткое руководство по использованию информации.
6. Заключение, последний этап задания, где участникам Веб-квеста напоминают о дос-
тижении поставленных целей.
Используя технологию Веб-квеста, мы получаем следующие преимущества: стимул к самостоятельной, осмысленной познавательной деятельности учащихся, взаимодействие и сотрудничество посредством выполнения задания в подгруппах, повышение мотивации изучающих иностранный язык при выполнении ими междисциплинарных, а также приближенных к жизни заданий.
Педагог, разрабатывая свои и применяя уже существующие Веб-квесты, особое внимание должен уделить опыту американских коллег и постараться избежать трех основных недоработок, которые ведут к нулевому результату:
ставится цель только собрать информацию по заданной теме (учащиеся «на всем готовом», они не анализируют полученные данные);
не уделяется должного внимания работе в подгруппах, а точнее, - переработке полученной информации в подгруппах;
студенты «перерывают» колоссальный объем информации, но при этом не осознают (не «пропускают его через себя»), а значит, не могут извлечь выгоду из приобретенных знаний.
Мы предлагаем использование технологии Веб-квест в обучении английскому языку в качестве эффективного средства для повышения познавательной активности учащихся.
Использование метода проектов на примере применения технологии Веб-квест направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности.
Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга. В современном мире развитие этих качеств у студентов во многом зависит от позиции и стиля работы преподавателя. То есть педагогу необходимо, максимально используя особенности предмета, помочь студенту наиболее эффективно организовать свою учебно-познавательную деятельность, тем самым способствуя формированию сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность.
Список литературы
Дистервег, А. Руководство к образованию немецких учителей // Публ. фрагм из трудов нем. педагога, 1834 // Нар. Образование. - 2001. - № 1.
Монахов, В.М. Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения //
Проектирование новых информационных технологий обучения. - М.,1991.
Полат, Е.С. Новые педагогические технологии // Пособие для учителей. - М., 1997.
Dodge, В. Some Thoughts About WebQuests [Электронный ресурс]. - 1995 -1997. - Режим доступа:
http://webquest.sdsu.edu/about_v/ebquests.html
March, Т. What's on the Web? Sorting Strands of the World Wide Web for Educators [Электронный ресурс]. - 1995-2001. - Режим доступа: http://www.ozline.com/learning/webtypes.html
страница 1
|