zaeto.ru

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Волошка»

Муниципального образования город Ноябрьск

ЦИКЛ КОНСПЕКТОВ


«Расскажи нам, Ямал, о рожденье своем,

Как в дремучих вехах ты явился на свет,

Как припал к ледяной материнской груди

И растил богатырскую силу свою… »

Л. Лапцуй















Разработала:

воспитатель

Дадашова Марина

Владимировна
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию

«ДЕТИ СЕВЕРА»

ЦЕЛЬ: Расширить представления детей о нашей стране; развивать умение рассматривать картину, рассказывать по вопросам воспитателя; воспитывать у них интерес к своей Родине, дружеские чувства к детям северных народов, желание больше узнать об их жизни; поднять эмоциональный настрой детей.

МАТЕРИАЛ: Кукла в национальной одежде Севера, картина «Дети Ceвepa» ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение рассказов о жизни детей в других уголках России. Рассматривание кукол в национальных костюмах

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ: ханты, ненцы, манси
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Ребята, сегодня я вам буду рассказывать о нашей большой и дружной стране. Как она


называется?

(Ответы детей)

-На прошлых занятиях мы с вами говорили о том, что Россия - самая большая страна.

- В ней много разных городов, сел, деревень. Там живет много взрослых и детей. И


сегодня к нам в гости приехала девочка. Посмотрите, как она одета. Как вы думаете,
откуда она приехала?

-Дети рассматриваю куклу, одетую в национальный костюм жителей Севера.


(Ответы детей: с далекого Севера, с тундры)

Почему вы думаете, что она живет на Севере?

(Ответы детей.)

- Давайте вспомним, что мы с вами знаем о тундре.

( С помощью взрослого дети рассказывают то, что узнали на предыдущем занятии.)
Обобщить высказывания детей:

-Мы с вами живем на Севере, в городе - Ноябрьск; Дальше нашего города находится


тундра, там тоже живут люди — ханты, ненцы, манси. Эту девочку зовут Олеся. Она живет в хантыйской деревне.

-Скажите, пожалуйста, как одета Олеся и почему?

(Ответы детей)

-Правильно, Олеся одета в теплую одежду, потому что на Севере очень холодно, долгая


зима и короткое лето. Давайте рассмотрим картину, на которой нарисовано, как живут дети северных народов. (Рассматривание картины «Дети Севера).
-Что вы видите на картине?

(Ответы детей)

-На картине нарисовано катание детей на оленях. Быстро мчатся олени по глубокому
снегу, детям совсем не страшно, с ними взрослый. Детям весело, они получают большое
удовольствие от такого катания на оленях. Им совсем не страшен мороз, все тепло одеты
в меховые шубы и шапки.

Предложить детям внимательнее рассмотреть оленей и рассказать о них.

-Какие они?

-Какие у них рога?

(Ответы детей)

— Как они бегают?

(Ответы детей)

-Почему вы думаете, что олени бегают быстро?

(Ответы детей)

-Кто управляет оленями?

(Ответы детей)

-Вам бы хотелось побывать в хантыйской деревне, познакомиться с детьми, которые там


живут? Почему?

(Ответы детей.)

-Ребята, а сейчас Олеся нас научит играть в северную народную игру, которая
называется «У оленя дом большой».

Взрослый от имени куклы рассказывает правила и играет с детьми.


«У оленя дом большой — ладони сложены над головой в форме крыши.

Он сидит, глядит в окно — руки сложены перед лицом в форме окна.

Зайка по лесу бежит — дети изображают бегущего зайца.

В дверь к нему стучит: тук, тук — кулаком изображают, будто стучат.

Дверь открой — одной рукой берутся за воображаемую ручку двери и открывают ее.

Там в лесу охотник злой — рукой показывают за спину.

Зайка, зайка, не зевай — обеими руками манят к себе.

Лапу мне давай — подают друг — другу руки».

В начале игра проводится в медленном темпе, чтобы дети могли запомнить слова и
произносить их в соответствии с движениями. Затем темп игры убыстряется.

Олеся прощается с детьми, обещает прийти в следующий раз и научить детей играть в

новую игру, в которую играют северные дети.

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию
«Ханты и манси – жители Севера»

ЦЕЛЬ: знакомить детей с народностями ханты и манси.


ЗАДАЧИ: Дать представление о разновидности жилищ этих народов. Активизировать словарь (глинобитная печь, поселение, земляной дом, нары, амбарчик, чувал).
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: Географическая карта России. Реквизит для установки
чума. Иллюстрации с изображением чума, хантыйских построек.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Воспитатель.

Ребята, в какой части России мы живём? (На Севере.) Покажите на карте. Что вы


можете рассказать о Севере? (Рассказы детей.) Назовите коренных жителей Севера, о
которых мы говорили на предыдущих занятиях. (Ненцы) Что вы можете рассказать о
ненцах? (рассказы детей)

Кроме ненцев, на Севере живут и такие народы, как ханты и манси. Основные занятия хантов - оленеводство рыболовство и охота, А у манси основные занятия -рыболовство и охота. Оленеводством они почти не занимаются, используют оленей только как транспорт.


(Показывает иллюстрацию с изображением чума) Что это? (Чум) Кто живёт в таком
доме? (Ненцы) Почему они живут именно в чуме? (Они часто кочуют вместе с оленями, а чум легко разобрать, перевезти в другое место и потам опять установить)

Ханты-оленеводы тоже живут в чуме. Что вы можете рассказать о чуме? (Ответы


детей) Чум
ханты устанавливают почти так же, как ненцы. И ставят шесты для чума
женщины.

Вспомним, как устанавливается чум.



Дети с помощью воспитателя устанавливают большой чум, комментируют свои действия

Дети. Сначала выбираем и расчищаем место для чума. В середину будущей постройки
кладём железный лист для сооружения очага. Затем с каждой стороны листа раскладываем доски - это пол. Дальше стелим циновки и кладём на них оленьи шкуры - это постель.
Воспитатель. У хантов на постель кладут ещё и длинные подушки с узорами.

Дети. Затем ставятся два основных шеста.

Воспитатель. Какая загадка есть у ненцев об основных шестах? Дети. Два
друга сто друзей держат.

Воспитатель. К основным шестам по кругу прислоняют много других шестов -каркас
чума готов. Теперь накрываем шесты покрывалом из оленьих шкур - нюком. Этим у хантов занимаются мужчины. На покрывале есть специальные «уши», в которые ханты вдевают хорей и с его помощью поднимают покрывало до верхушки чума. Затем натянутое на шестах покрывало опутывается для прочности верёвками.

Наш чум готов. Но это чум ненцев, а не хантов. Почему? Потому что если у ненцев


дверью служит часть шока, которая при входе и выходе просто откидывается, то ханты дверь делают из дерева и обшивают кожей оленя и берестой. Её подвешивают на двух верёвках и открывают, поднимая вверх. (Показывает иллюстрации)

Ещё рядом с чумом хантов всегда стоит глинобитная печь, в которой они и зимой


и летом пекут хлеб.

Итак, кто живёт в чуме? Чем отличается чум хантов от чума ненцев? Что стоит рядом с чумом хантов? (Ответы детей)

A сейчас давайте вспомним игрv «Чум». Проводится северная народная подвижная игра.

Воспитатель. Ханты-оленеводы живут, как и ненцы, в чуме. А где живут хантыйские и
"мансийские рыбаки и охотники? (Предположения детей.) Охотники и рыбаки зимой живут в домах. Летом и осенью, когда начинается сезон охоты и рыбалки, они образуют
временные поселения. Как вы думаете, где находятся такие временные поселения. (Предположения детей) Рыбаки свои поселения устраивают около водоёмов, где есть
рыба, а охотники - ближе к лесу или прямо в лесу, где много дичи, в своих поселениях. они строят вот такие жилища. (Показывает иллюстрации) Этот дом вырыт в земле, сверху видна только крыша. Полом в таком доме служит земля, а кроватью - деревянные настилы, нары. В углу у двери стоит очаг - чувал. Его широкая труба выводит дым наружу. Внизу у чувала находится зев, там разводят огонь. Над огнём на перекладине подвешивают котёл. О чувале у хантов есть загадка.

В углу избы с четырьмя углами

Стоит женщина в шубе из стерляжьей кожи.

Если замёрзнешь,

Она согреться поможет.

Чувал хорошо обогревает дом, но только пока в нём горят дрова. На поселениях у хантов и манси есть ещё хозяйственные постройки - навесы и подставки для сетей, амбарчики, в


которых хранятся продукты и орудия труда. (Показывает иллюстрации)

Итак, как называется место, где рыбаки и охотники живут временно, в сезон охоты и


рыбалки? (Поселение) Где находится поселение охотников? (Около леса или в лесу.) А
рыбаков? (У реки)

Рисование «Поселение рыбаков».

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию
«ЗНАКОМСТВО С ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДОЙ

ХАНТОВ И МАНСИ»

ЦЕЛЬ: Познакомить с одеждой и обувью коренных народов Севера.

ЗАДАЧИ: Уточнять представления детей о женской одежде хантов и манси. Активизировать словарь (ернас, кокетка, складки, халат, нагрудное украшение, накосники, лoжные косы, нуй, сах, чижи).

МАТЕРИАЛ. Кукла Маснэ в национальном костюме хантов. Иллюстрация с
изображением накосников. Карточки с изображением женской одежды хантов.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитатель. Сегодня мы поговорим о национальной одежде хантов и манси. Ханты и манси — родственные народы, поэтому одежда у них похожа.

В гости к нам пришла хантыйская Девочка Маснэ в национальном костюме. (Выставляет куклу) Посмотрите, на Маснэ очень красивое праздничное платье – ернас. Такие платья женщины шьют дорого шелка и украшают его полосками из ткани другого цвета. Посмотрите внимательно на платье.. Что вы можете о нем сказать? (Ответы детей)

У платья спереди и сзади есть кокетка. на спине под кокеткой заложены крупные складки. Ворот застёгивается на пуговицы. Манжеты длинных рукавов украшены узором из пуговиц или бисера. Подол платья окантован полоской ткани.

Поверх платья женщины надевают халаты из однородной тонкой ткани. Халаты расшивают цветным бисером, украшают аппликацией, множеством пуговиц.

Весной и осенью хантыйские и мансийские женщины носят пальто из сукна -нуй сах.

На чью одежду похож нуй сах? ( На ненецкую). Как у ненцев называется такое паль-то? (Летняя ягушка) Как у хантов называется такое пш>ьто? (Нуй сах).

Различие между летней ягушкой и нуй сахом состоит в том, что ненки украшают

пальто только полосками и орнаментом из сукна другого цвета, а хантыйки и мансийки пальто украшают ещё и бисером.

Чем подпоясан нуй саху Маснэ? (Поясом.) А женщины-пенки носят пояс?

(Не носят.) Часто хантыйки и мансийки носят вышитый бисером пояс, к которому пришиты монеты и пуговицы. Поясом они особо дорожат и передают его по наследству дочерям.

Посмотрите на Маснэ. На шее и груди девочки - нагрудное украшение, которое плетется из бисера. Хантыйские и мансийские женщины, как и ненецкие, украшают себя накосниками с ложными косами. (Показывает иллюстрации.)

.1'


Скажите, что на голове у девочки? (Платок.) Верно. Хантыйские и мансийские женщины без платков не ходят. Платки они любят большие, с кистями и шьют их сами.

А сейчас Маснэ предлагает вам поиграть.

Проводится игра «Поймай мяч и ответь». Дети встают в круг. Воспитатель поочерёдно кидает мяч каждому ребёнку и задаёт вопрос о деталях женской одежды ненцев, хантов и манси. Дети ловят мяч и отвечают на вопросы,

Воспитатель. Пока мы играли, Маснэ переоделась. Что вы можете сказать об этой одежде? (Это зимняя тёплая одежда, она сшита из оленьих шкур.) Верно. Сейчас мы познакомимся с зимней одеждой женщин-хантыек, но сначала скажите, как называется зимняя одежда женщин-ненок? (Ягушка.) Правильно. А зимняя одежда хантыек называется сах. Сах и ягушка очень похожи. Сах тоже шьётся из оленьих шкур мехом наружу или вовнутрь; у него есть воротник, разрез спереди и завязки.

Сах, как и ягушку, украшают орнаментом из темного и белого оленьего меха, отделывают цветным сукном. Но посмотрите на орнаменты саха и ягутпки. Чем они различаяются?

(У ягушки элементы орнамента широкие, с тупыми углами, узор как бы растянут, а у сах


элементы орнамента узкие, с острыми углами, узор как бы сжат.}

Итак, как называется зимняя одежда у женщин-ненок? А у хантыйских в


мансийских женщин? Чем похожа эта одежда? В чём различия? (Ответы детей.)

Теперь посмотрите на обувь Маснэ. Как она называется? (Кисы) Что вы можете о


них сказать? (Ответы детей.)

Кисы хантов и манси тоже похожи на кисы ненцев. Их шьют из шкурок с оленьих


ног мехом наружу. В них для тепла кладут травяную стельку. В сильные морозы, прежде
чем обуться, на ноги надевают меховые чулки мехом вовнутрь, только у хантов и манси
такие чулки называются чижи, а не тобаки, как у ненцев. На женской обуви хантов орнамент располагается на подъёме ноги.

Дети, Маснэ предлагает вам собрать из деталей женский костюм хантов и манси.

Проводится дидактическая игра «Собери костюм». Дети собирают женские
национальные костюмы ненцев, хантов и манси из перемешанных деталей разрезных
картинок.

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию
«ПЛАТЬЕ ДЛЯ КУКЛЫ - ХАНТЫЙКИ»
ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о жизни и быте народов Севера, углубить эти знания;
ЗАДАЧИ: прививать интерес, любовь к искусству народов Севера, уважение к людям искусства; продолжать знакомить с искусством: составление орнаментов на платье; закрепить приемы и способы рисования орнамента; учить располагать орнамент в определенной последовательности;

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:


  • рассказ, вопросы;

  • показ орнаментов.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

  • коренные жители — ненцы,

  • мастерицы,

  • орнамент.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • экскурсия в музей;

  • беседа «Знакомство с искусством Севера»;

  • общий рисунок «Наш Cевep»;

  • рассматривание узора из бисера, бересты, меха;

  • рассматривание орнаментов, национальных костюмов.

МАТЕРИАЛ:

  • кукла, одетая в национальный костюм хантыйки;

  • орнаменты, вышитые бисером;

  • хантыйские костюмы на девочек;

  • магнитофон, аудиозапись с национальными мелодиями;

краски, кисти, подставки под кисти, палитры, салфетки, баночки с водой,

тонированный силуэт платья на каждого ребенка.



ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитатель: Ребята, помните на прошлом занятии, мы познакомились с жизнью,

бытом и обрядами, обычаями, легендами местных жителей ненцев и хантов. Сегодня мы с вами поговорим о... А кто это к нам пришел".



Девочка – певунья Миснэ (кукла, одетая в национальный костюм хантыйки):

«Вузя вота» — это по-нашему — Здравствуйте! Узнали меня? Я певунья Миснэ. Пришла к вам по делу. Скоро у нас в стойбище будет праздник, именуемый "Хейро", что означает-—праздник Солнца. На этот праздник все приходят нарядные, красивые. Много девочек собралось приехать к нам, а наряды-то все поизносились. Отправили меня в магазин за нарядами. Да вот беда: не продают в наших магазинах такие платья. Ведь не всякое платье наденет девочка-хантыйка. Дали мне в дорогу вот эти наряды, чтобы я не ошиблась.



Показ национальных женских костюмов

Девочка: Среди коренных жителей — ненцев и хантов есть такие мастерицы, которые вышивают на платьях узоры из бисера разных цветов. Эти узоры, вышитые бисером

называются орнаментами. Среди них есть такие как: «Оленья тропа», «Рога оленя»,

«Красные рога оленя». Посмотрите, какие красивые орнаменты на этих платьях! Они все
одинаковые или чем-то отличаются?

ДЕТИ: Они разные по цвету.

ДЕВОЧКА: Верно, они разные по цвету. И каждый цвет имеет свое значение:

Синий цвет — это небо,

Желтый цвет — это солнце,

Красный цвет — огонь,

Белый цвет — свет, чистота,

Черный цвет — чум, дым.



Детям предлагается рассмотреть орнаменты, вышитые бисером.

ДЕВОЧКА: Видите, сколько секретов надо знать, чтобы украсить платье для девочки- хантыйки. Наверное, не все знают их. Потому в магазинах нет таких платьев. Пока найду, уже праздник подойдет, не успеем мы платья сшить. Может, вы сможете помочь?

ДЕТИ: Да, мы поможем.

ДЕВОЧКА: Тогда распишете, пожалуйста, платья красивыми орнаментами! Покажите, как будете рисовать прямые линии, чтобы нарисовать рога оленя. Верно, кистью плашмя. Чтобы рука не дрожала, линия получилась ровная, надо нажать на весь ворс до упора и плавно вести сверху вниз или слева направо. («Показ сухой кистью на образце).

Посмотрите. на орнаменте есть еще маленькие рожки. Как их можно нарисовать? Правильно, концом кисти. Если на вашем орнаменте будет много аккуратных маленьких рожек то узор от этого станет еще краше. Девочки-хантыйки очень любят мелкие элементы в узоре. Ни одна девочка-хантыйка не наденет платье, если на орнаменте не будет мелких элементов, поэтому постарайтесь нарисовать мелкие элементы в орнаменте. Сначала нарисуйте все элементы одного цвета, например полоски, а потом все элементы

Другого цвета, хорошо промыв кисточку. Тогда краски будут чистые, яркие.

А теперь внимательно посмотрите на орнаменты и постарайтесь придумать свой.

Элементы можно взять такие же, а цвета изменить, но так, чтобы в орнаменте они смотрелись красиво. Платья могут быть украшены разными линиями, составляющими разнообразные орнаменты.

В ходе самостоятельной работы педагог наводящими вопросами помогает определить красивые сочетания цветов, напоминает, как пользоваться кисточкой и красками. По
окончании работы все рисунки вывешиваются на доске. Рассматривая совместно с детьми изготовленные орнаменты на платьях, педагог обращает внимание на то, как
один и тот же орнамент, украшенный линиями, в зависимости от цвета смотрится по-разному.

В конце занятия все платья дарятся девочке-хантыйке. Девочка благодарит и приглашает всех на праздник «Хейро». Воспитатель включает аудиозапись с национальной музыкой и предлагает детям исполнить национальный танец. После исполнения танца девочка прощается: «До свидания, Элу-Лум!» и уходит.

Конспект развлечения

по патриотическому воспитанию
«МОЙ НОЯБРЬСК»

ЦЕЛЬ: Способствовать формированию у детей активной позиции не равнодушного
созерцания, а деятельного и культурного участника в жизни города, родного края, своей страны.

ЗАДАЧИ:

1) Закрепить знания о родном крае, полученные детьми в течение учебного года;

2) Вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране;

3) Воспитывать любовь к родному краю, городу



МАТЕРИАЛ: 2 рабочих столика; пронумерованные вазочки с разным вареньем (4-6
шт.) на каждый стол; 2 чайные ложки; герб города, разрезанный на несколько частей
(2 комплекта); набор открыток с видом родного города и других: городов; медали (призы)
для награждения.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: мы проведем сейчас с вами развлекательную викторину. Посвятим ее
нашему родному краю, родному городу. Приглашаю участников занять свои места. В этот
момент в зал входит женщина в хантыйской одежде.

- Смотрите, дети к нам пожаловала гостья. Это женщина - хантыйка, ее зовут.


Впрочем, она сама сейчас представится.

Хантыйка: Здравствуйте, дети меня зовут Аякте. Живу я в далекой тундре. А на
ваш праздник пришла, чтобы научить вас тем играм, в которые играют мои дети,

(подвижная игра «хейро»)

Ведущий: Уважаемая Аякте, мы приглашаем тебя быть членом жюри
(Аякте занимает место за столом жюри).

- А мы с ребятами начнем нашу викторину.

- Сначала нам нужно познакомиться.

Предлагаю командам назвать свое название и приветствие.

Далее ребенок одной команды читает стихотворение «Российский край»

Вопросы задают командам по очереди

1. Как называется наша страна?

2. Люди, каких национальностей живут в нашей стране?

3. Основное занятие коренных жителей?

1. В какой части России мы
живем?

2. Назовите коренных жителей,


которые живут в нашем округе? ' "
3. Какую пользу приносят олени
человеку?
Ведущий: Сейчас мы немного отдохнем.

Хантыйка: поиграю с вами в игру «Поймай оленя»
4. Чем отличается север от юга?

4. Какие необычные явления, которые можно наблюдать только на Севере вы знаете?


Стихотворение «Северное Сияние» читает ребенок из другой команды.

5. Каких птиц и животных, обитающих на Севере, вы знаете? (На этот вопрос дети из


разных команд отвечают по очереди, называя одну птииу или одного животного)

Сюрпризиый момент: Включается хантыйская мелодия и в зал входят дети в
национальных хантыйских костюмах. Они показывают хантыйский танец. Этот
танец педагог готовит заранее с детьми других групп.

6. Какие вы знаете, растения, которые растут здесь на Севере? (дети отвечают по


очереди)

7. В центре зала выставляют два стола. На них размещены вазочки с различным


вареньем. У каждой вазочки свой номер, рядом чайные ложечки. Ведущий
вызывает по одному представителю из каждой команды.
Задание: нужно попробовать варенье из каждой вазочки и определить, под каким номером находится то или иное варенье.

Аякте: проводит со всеми детьми игру «У оленя дом большой»

Ведущий: Первая часть нашей викторины была посвящена родному краю, вторую ее
часть мы посветим нашему городу.

8. Как называется наш город? 8. Сколько ему лет?



Ведущий: Кто может назвать нашу область, округ (дополнительное очко)

9. Почему наш город назвали 9. По какой причине приехали сюда люди? Ноябрьск?



Ведущий: вызывает по одному ребенку из разных команд.

10. Задание: Нужно собрать картинку из частей (изображение герба города)

11. Вспомните, какие памятники, достопримечательности, интересные места вы знаете

в нашем городе (ответы принимаются по очереди)

12. На двух столах разложены открытки с видом различных городов, среди них и

город Ноябрьск.



Задание: Нужно выбрать только те открытки, где изображен наш город. Жюри
подсчитывает очки и подводит итог викторины.

Аякте: дарит командам призы, приглашает детей в гости к себе в тундру и уходит

Описание игр

«Хейро» (солнце) Играющие становятся в круг берутся за руки, идут по

кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на

каждый шаг говорят «хейпо». Ведущий- солнце сидит на корточках в середине

круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в

стороны). Все игроки должны увертывается от «солнца» на сигнал «раз, два, три» - в

круг скорей беги, те, кого не задело «солнце» возвращаются в круг.



«Поймай оленя» В центре зала выставляется горизонтальная палка (олень). К

обручу Д-45 см. привязывается веревка (лента). В одной руке ребенок держит обруч, а в другой конец веревки (ленты). Задача: набросить обруч на «оленя» с расстояния 2-3 метра. Высота палки -1м., длина веревки (ленты) - 3 м.



«У оленя дом большой»
У оленя лом большой

Он сидит, глядит в окно

Зайка по полю бежит

И в окно стучит

Тук, тук, дверь открой

Там в лесу охотник злой

Зайка, зайка не зевай

Лапу мне давай.


1. Лар Т. Пока горят костры // Красный Север. – 1999. - №104.

2. Лапина М.А. Этика и этикет хантов. - Томск. – 1998. – 114с.

3. Няруй В. Не тревожь хозяина воды // Ямальский меридиан. - 2000. - №5.

4. Сусой Е.Г. Из глубины веков. - Тюмень. – 1994. – 173с.

5. Харючи Г. А на могилах православные кресты // Красный Север. – 2000. - №84

6. Хомич Л.В. Ненцы. - Санкт-Петербург. – 1995. – 336с.



http://regionyamal.ru/narody/

http://www.yamal.ru/oin_i1.htm

http://www.gublibrary.ru/pub/prazd/Prazdniki.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B

http://costumer.narod.ru/text/sibir/khanty-mansi-costume.htm

http://costumer.narod.ru/text/sibir/nentsy-costume.htm

http://summercamp.ru/index.php5/

Фотографии предоставлены из личного опыта работы.
страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2020