страница 1
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе
Ключи ответов и критерии оценивания (11 КЛАСС)
1.В каких произведениях звучат эти диалоги? Назовите автора и героев, участвующих в диалоге.
-
А.И. Куприн «Гранатовый браслет» (генерал Аносов – Вера Шеина)
-
И.А. Бунин «Чистый понедельник» (рассказчик и его возлюбленная)
-
А.П. Чехов «Вишнёвый сад» (Любовь Андреевна Раневская – Петя Трофимов)
-
А.М. Горький «На дне» (Настя – Лука)
-
А.А. Блок «Двенадцать» (красногвардейцы – Петруха)
Оценивание: каждый вопрос оценивается в 1 балл при условии точного указания на автора, название произведения и героев, ведущих диалог. Отсутствие указания или на автора, или на название произведения, или на героев, ведущих диалог, – 0,5 балла.
Максимальная сумма баллов за задание – 5 баллов.
2.Прокомментируйте аллюзии, содержащиеся в этом тексте, обнаруженном на сайте шуточных стихотворений для учителей и учеников.
1.А.С. Пушкин «Каменный гость» (Дон Гуан, Дона Анна)
2.Л.Н. Толстой «Анна Каренина» (Вронский, Фру-Фру)
3. А.Н. Островский «Гроза»
4.А.С. Пушкин «Пиковая дама» (Германн)
5.М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
6.И.С. Тургенев « Муму»
7. Э. Успенский (мультипликационный фильм «Пластилиновая ворона»)
Оценивание: указание на автора и название произведения – 1 балл. При отсутствии указания или на автора, или на название произведения -0,5 балла.
Максимальная сумма баллов за задание – 7 баллов.
3.К каким библейским сюжетам обращаются поэты 20 века?
1. Вход в Иерусалим.
2. Моление о чаше (в Гефсиманском саду).
3. Превращение жены Лота, не послушавшейся совета не оглядываться во время ухода из Содома, в соляной столп .
4. Рождение Христа.
Оценивание: по 2 балла за каждый правильный ответ.
Максимальная сумма баллов за задание -8 баллов.
4. Творческое задание
Критерии оценки творческого задания
1. Уместность и корректность употребления приведенных в задании слов (словосочетаний) – по 1 баллу за слово (словосочетание). Максимально 10 баллов.
2. Соответствие выбранного учеником жанра композиционно-стилистическому воплощению текста. Максимально 5 баллов.
3. Знакомство с историко-культурным и теоретико-литературным контекстом и умение
ориентироваться в них. Максимально 5 баллов.
4. Связность и стройность работы, точность и выразительность речи, разнообразие синтаксических конструкций. Максимально 5 баллов.
5. Оригинальность работы (необычность замысла и воплощения, неожиданность
ассоциаций, интересные находки, оригинальность «сюжета», стилистическая свежесть и
т.п.) Максимально 5 баллов.
Итого: максимальный балл – 30 баллов
-
Комплексный анализ художественного текста
Максимальная сумма баллов за анализ – 50.
Критерии оценивания:
1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.
Максимально 20 баллов. Шкала оценок: 5- 10 – 15 – 20
2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту.
Максимально 20 баллов. Шкала оценок: 5 – 10 – 15 – 20
3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.
Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 2 – 5 – 8 – 10
Примечание 1. Сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчетом ошибок не предусматривается.
Примечание 2. При наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трех ошибок на страницу текста) допускается снижение на 5 баллов.
С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырехбалльной системе: первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четверка», пятая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.
Пример использования шкалы. При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчеркивает. Работа по этому критерию в
целом выглядит как «четверка с минусом». В системе оценок по критерию «четверке» соответствует 15 баллов, «тройке» – 10 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 11-14 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок-«зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном процессе, как оценивание письменных текстов.
Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр – оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.
Максимальная итоговая сумма баллов – 100. страница 1
|