ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта и примерной программы по истории средних веков Министерства образования и науки Российской Федерации, а также:
-
Приказа Министерства образования РФ от 9 марта 2004г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных
-
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
-
Приказ комитета образования «Об утверждении регионального базисного учебного плана на 2013-2014 учебный год для общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области № 254 от 27 мая 2013 г.;
-
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования»;
-
Примерными программами основного общего и среднего (полного) общего образования по предмету (письмо департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный № 1999;
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1067;
-
Приказ ОУ «Об утверждении учебного плана на соответствующий учебный год».
Программа обеспечивает изучение курса «История средних веков» в 6 класса и рассчитана на 32 часа. Авторы учебника «История средних веков»: Агибалова Е.В,. Донской Г.М..
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ курса Истории Средних веков:
Продолжить работу по развитию:
-
мышления учащихся;
-
умения локализовать события в пространстве и времени;
-
умения связно развернуто излагать факты, объяснять сложные события на основе нескольких источников;
-
умения совершать логические операции: анализ, синтез, сравнений обобщение фактов, прослеживать развитие явлений;
- умения работы с историческими источниками.
Формировать у них умения и навыки самостоятельной работы.
ТРЕБОВАН
ИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ Истори
и Средних веков:
-
называть имена правителей, представителей и памятники культуры средних веков;
-
показывать на исторической карте местоположение средневековых государств;
-
описывать условия существования, занятия, образ жизни людей в средние века;
-
составлять описание и объяснять назначение памятников средневековой культуры, архитек-
турных сооружений; предметов быта: произведений искусства;
-
называть характерные, существенные черты:
а) политического строя в средневековых государствах;
б) положение основных групп населения в средневековом обществе:
-
знать термины и понятия, связанные с историей средних веков
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№
|
|
|
В том числе на:
|
Примерное
|
п/п
|
тема
|
Кол-во
часов
|
уроки
|
Лаборат. и
практиче-
ские
|
Контрольные
работы
|
кол-во ча-
сов на са-
мостоя-
тельные
работы.
|
|
Введение
|
1
|
1
|
|
|
|
1
|
Западная и Центральная Европа в V-ХШ вв
|
5
|
4
|
1
|
|
1
|
2
|
Средневековое европейское обшество
|
8
|
3
|
1
|
|
1
|
3
|
Византия и арабский мир. Крестовые походы.
|
6
|
5
|
1
|
1
|
1
|
4
|
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья
(V-XV вв.)
|
2
|
5
|
2
|
1
|
|
5
|
Государства Европы в XIV-XV веках
|
5
|
3
|
1
|
|
1
|
6
|
Культурное наследие Средневековья
|
5
|
4
|
1
|
|
2
|
|
Итого
|
32
|
23
|
7
|
2
|
6
|
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
Введение (1час) Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.
-
Становление средневековой Европы в V -ХIIIвв. (5 часов)
Великое пересел
ение
народов. Кельты, германцы
, славяне
, тюрки.
Образование варварских королевств. Расселение франков
, занятия, общественное устройство.
Роль Христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Медий.
2. Сред
невековое европей
ское общество. (8 часов)
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйс
твенной жизни
. Феодалы и крестьянская община. Феодальные по винности. Жизнь
, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и
гильдии. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества.
Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
-
Византийская империя и славяне в VI-XI вв. Арабский мир в VI-XI веках. ( 6 часов)
Византийская империя: территория
, хозяйство, государственное устройство.
Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран.
Арабские завоевания в Азии
, Северной Африке, Европе
-
Народы Азии и Америки в Средине века (2часа)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские
восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание
государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение
монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, аптеки и инки: государства. верования, особенности хозяйственной жизни.
5. Государства Европы в XIII-XV вв ( 5 часов).
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества XIV-XV вв. Столетняя война: причины и
итоги. Жанна д 'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уолта Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
-
Культурное наследие Средневековья (5 часа)
Духовный мир средневекового человека.
Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре. скульптуре и декоративном иску
сстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
№ пп
|
Раздел программы
|
Форма контроля (№, тема контрольной работы )
|
Дата
|
1
|
Средневековое европейское общество
|
Контрольная работа №1 «Средневековое европейское общество»
|
|
2
|
Государства Европы в XIV-XV веках
|
Контрольная работа№2. «Сословно-представителъные монархии в европейских странах»
|
|
|
Итого:
|
2 К/ работы
|
|
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
-
Расселение франков. занятия, общественное устройство.
-
Жизнь и быт крестьян.
-
Правило поведения рыцаря.
4. Крестовые походы.
5. Док
олумбовы цивилизации Америки: гос
ударства, верования. Особенности хозяйственной жизни
6. Столетняя во
ина
: причины и итоги.
7. Разв
итие науки и техники.
Утверждаю зам.директора
Пр
усак
Е.В.
« » ____2013года
Календарно-тематическое планирование «История средних веков»
6 класс два часа в неделю
, всего 32 часов
Авторы учебника А
гибалова
Е.
В., Донской Г.М.учитель Мазур
Н.
Т.
№
п/п
|
Название тем уроков
|
Дом. задание
|
Кол-во
уроков
|
Сроки
провед
|
1
|
Введение.Средние века, понятие рамки
|
|
1
|
|
I
|
Западная и Центральная Европа в V-ХШ вв
|
|
5
|
|
2
|
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне,
расселение франков, занятия, общественное устройство. П.р
|
|
1
|
|
-
3
|
Создание и распад Карла Великого.
|
|
1
|
|
-
4
|
Образование государств в Западной Европе.
|
|
1
|
|
-
5
|
Ранние славянские государства. Просветители славян - Ки-
рилл и Мефодий.
|
|
1
|
|
-
6
|
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация
Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
|
|
1
|
|
II
|
Средневековое европейское обшество
|
|
8
|
|
7
|
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм.
|
|
1
|
|
8
|
Римско-католическая церковь в средневековье. Монастыри и
монахи. Фома Аквинский.
|
|
1
|
|
9
|
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы.
|
|
1
|
|
10
|
Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведния. П.р
|
|
1
|
|
11
|
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская
община.. Феодальные повинности. Жизнь и быт крестьян.П. р
|
|
1
|
|
12
|
Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Сам. р
|
|
1
|
|
13
|
Цехи и гильдии.
|
|
1
|
|
14
|
Контрольная работа по теме «Средневековое европейское
общество»
|
|
1
|
|
III
|
Византия и арабский мир. Крестовые походы.
|
|
6
|
|
15
|
Византийская империя: территория, хозяйство, государствен-
ное устройство. Императоры Византии Сам. р
|
|
2
|
|
16
|
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение исла-
ма. Мухаммед. Коран.
|
|
1
|
|
17
|
Арабские завоевания в Азии, Северной Африке. Европе.
|
|
1
|
|
18-19
|
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского обще-
ства. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых по-
ходов. Пр.р
|
|
2
|
|
20
|
Завоевание сельджуков и османов. Падение Византии. Осман-
ская империя.
|
|
1
|
|
IV
|
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья
(V-XV вв.)
|
|
2
|
|
21
|
Китай и Индия
|
|
1
|
|
22
|
Доколумбовые цивилизации Америки. Пр.р
|
|
1
|
|
V
|
Государства Европы в XIV-XV веках
|
|
5
|
|
23
|
Возникновение сословно-представительных монархий в евро-
пейских странах. Генеральные штаты во Франции..
|
|
1
|
|
24
|
Особенности сословно-представительной монархии в Англии.
Великая хартия вольностей. Парламент.
|
|
1
|
|
25
|
Кризис европейского сословного общества в XIV-XVbb.: Сто-
летняя война: причины и итоги. Жанна д' Арк. Пр.р
|
|
1
|
|
26
|
Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восста-
ния. Гуситское движение в Чехии. Сам р
|
|
2
|
|
27
|
Контрольная работа «Сословно-представителъные монар-
хии в европейских странах»
|
|
1
|
|
VI
|
Культурное наследие Средневековья
|
|
5
|
|
28
|
Духовный мир среднезековогочеловека. Рьщарская литерату-
ра. Романский и готический стиль в архитектуре, скульптуре и
декоративном искусстве.
|
|
1
|
|
29
|
Развитие науки и техники. Начало книгопечатания в Европе.
Появление университетов. Схоластика. Развитие науки и тех-
ники .Пр.р
|
|
1
|
|
30
|
Культурное наследие Византии.
|
|
1
|
|
31
|
Особенности средневековой культуры народов Востока. Ар-
хитектура и поэзия. Сам. р
|
|
1
|
|
32
|
Повторительно -обобщающий урок по курсу «История средних веко»
|
|
1
|
|
|
Итого
|
|
32
|
|