страница 1
Педагогический опыт
воспитателя детского дома
Упаловской Натальи Васильевны
«Портфолио как новая форма оценки личности
достижений школьников»
Архангельская обл.,
г. Сольвычегодск
ГБОУ АО «Сольвычегодский
детский дом № 2»
Проблема профильного обучения является одной из важнейших задач модернизации образования. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно ставить более индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников. Реализация этих идей направлена на изменение целей, содержания, технологий организации подходов к оценке образовательных результатов учащихся.
Анализ результатов образовательной деятельности школьников может быть представлен посредством накопительной системы оценки учебных достижений (портфолио).
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях».
Портфолио (в широком смысле слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Он относится к ряду «аутентичных» (то есть истинных) индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной целью аутентичного оценивания является оказания помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять ее с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, совершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
•Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
•Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения самообучения;
•Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
•Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
•Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки в дальнейшем – профильного обучения.
Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным.
В настоящее время в теории и практике образования выделяют следующие типы портфолио.
«Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Преимущества данного варианта: итоговая балльная система делает портфолио этого типа действенным механизмом определенного образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимым состовляющим этого рейтинга. Ограничения данного варианта: портфолио данного этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов.
Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческий, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. Преимущества данного варианта: портфолио этого типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. Ограничения данного варианта: качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. Однако в ряде случаев она может быть педагогически весьма значимой, поскольку есть много учеников, для которых «Портфолио работ» - дополнительная форма выражения успешности, «состоятельности» подростка в его образовательной карьере.
«Портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника свой конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио может быть представлено в виде тестов заключений, рецензий, отзывов, резюме, рекомендательных писем и прочего.
Преимущества данного варианта: эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления. Ограничения данного варианта: сложенность формализации и учета собранной информации.
На основании предложенных вариантов портфолио преподавателю предлагается конструировать и апробировать либо «комплексные» модели портфолио (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов), либо «простые» (реализующие один из названных типов).
Разработано 2 варианта «портфолио»: для учащихся начального и среднего звена обучения. В начальных классах лучше назвать его «Дневником (или папкой) достижений». Модель для начального звена не содержит «Портфолио отзывов», но зато содержит более информативный для изучения личности ребенка раздел – «Мой портрет».
Вариант индивидуальной накопительной папки: «Мой дневник достижений»
Цель:
•Фиксация своих достижений в жизни;
•Повышение образовательной активности и мотивации учащихся к достижению высоких результатов в обучении;
•Формирование позитивного самоотношения.
«Дневник достижений» является прообразом «Портфолио достижений», которое заполняется в более старших классах. Желательно его регулярное ведение и переход с ребенком из класса в класс.
Для положительного самоотношения крайне важен успех. Задача учителя – помочь ученикам выработать у себя привычку фиксировать новые успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех и обрести адекватную самооценку, когда они видят свой прогресс и отмечают свои новые достижения.
На каждого ребенка можно завести тетрадь или папку его достижений и регулярно заполнять вместе с ним, как минимум, в течении года. Это поможет детям доводить самые сложные дела до донца и выработать внутреннюю последовательность в делах и решениях. При этом нет необходимости записывать только самые громкие достижения. Любой, даже самый небольшой, успех имеет значение. страница 1
|