Основным источником финансирования является бюджет федерального и районного уровней, спонсорские средства, добровольные пожертвования граждан и организаций, средства, поступающие за счет поощрения школы в процессе участия в различного уровня конкурсах. Цели и задачи программы: Основная стратегическая цель Программы - обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем совершенствования механизмов управления образовательным учреждением, обновления структуры и содержания образования, рззвития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирование системы непрерывного образования. Стратегическими задачами Программы являются: ? совершенствование содержания и технологий образования; ? развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; ? повышение эффективности управления в системе образования; ? совершенствование экономических механизмов в сфере образования.
I. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа развития школы
1. Анализ внешних факторов.
Развитие России на современном этапе определяется г^адачами ее интеграции в мировое сообщество с рыночной экономикой, в европейское образовательное пространство, необходимостью преодоления отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного прогресса.
В решении этих задач значительно возрастает роль образования как важнейшего фактора формирования нового качества человеческого капитала общества, его способности к созданию лучших мировых образцов в науке, экономике, культуре, обеспечивающих способность страны конкурировать с передовыми странами мира. Повышение качества системы российского образования связывается в настоящее время с ее всесторонней модернизацией, включая новое содержание образования и профильное обучение в старших классах, внедрение развивающих образовательных технологий и ноеых воспитательных стратегий.
В современных условиях социально-экономического развития России возрастает роль способности человека к планированию и реализации своей жизненной стратегии на основе адекватной самооценки своих возможностей и условий самореализации в социуме. Необходима позитивная и устойчивая мотивация жизнедеятельности растущего человека, его стремления к достижениям в созидательной, трудовой творческой деятельности, стремления к жизненному успеху на нравственно-правовой основе.
В последнее десятилетие четко обозначилось противоречие между потребностью общества в формировании самостоятельного ответственного и высоконравственного человека - деятеля, который способен к саморазвитию и преобразованию окружающей действительности, с одной стороны, и устаревшими подходами к образованию личности, с другой. Это диалектическое противоречие между развитием общества и уровнем образования на современном этапе подводит к необходимости разработки и реализации новых моделей школьного образования, направленных на развитие школьника как здоровой, конкурентоспособной личности и творческой индивидуальности. При этом проблема качества образования должна быть неразрывно связана с проблемой качества человека, с его опережающим развитием в системе образования, которая формирует общественный интеллект как фактор прогрессивного развития общества.
Сложные задачи реформирования общества, модернизации воспитания и образования нового человека требуют разработки научно-практических концепций и инновационных проектов развития школы.
Таким образом, можно сформулировать актуальную проблему современной школы: как сформировать потребность личности в наивысшем развитии и каким образом следует модернизировать образовательный процесс для реализации этой потребности? Только сильная личность, готовая жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способная смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом, то есть личность саморазвивающаяся и самореализующаяся, в состоянии сделать свою жизнь и жизнь ркружающих содержательной, интересной и радостной.
Необходимость разработки данной программы определились из анализа как внешних, так и внутренних факторов. Стратегия модернизации российского образования на период до 2010 года и Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы определили для общеобразовательного учреждения новые ориентиры, которые сводятся к следующему:
- развитие современной системы непрерывного образования; ? развитие профилизации обучения; ? совершенствование информатизации системы образования ? внедрение единого государственного экзамена; ? обеспечение доступности качественного общего образования;
- формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушевого финансирования.
Переход к личностно ориентированной парадигме образования, введение новых государственных стандартов, включающих в себя требования к уровню подготовки выпускников различных ступеней общего образования и условия осуществления образовательной деятельности, внедрение государственной системы оценки качества образования требуют от школы совершенствования управления и укрепления материально-технической базы, от педагога - высокого профессионализма, ориентации в инновациях, социальных и психологических процессах. 2- Анализ внутренних факторов.
К числу сильных сторон школы следует отнести достаточно высокую теоретическую и технологическую подготовку педагогов, существование у школьного сообщества положительного опыта осуществления инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе, благоприятный нравственно-психологический климат в ученическом и учительском коллективах, высокий уровень общеобразовательной подготовки выпускников.
В последние годы наблюдаются положительные тенденции в развитии школы:
- снизилось количество пропусков уроков учащихся по болезни; *— f f
- уровень здоровья учащихся не понижается, а по некоторым медицинским показателям имеются позитивные сдвиги (данные статистической отчетности медицинских работников)
- существенно возросла конкурентоспособность школы (несмотря на демографический спад, сохранение численности контингента школы, увеличилось количество победителей и призеров предметных олимпиад, научно-практических конференций, творческих конкурсов школьников и пр.) (см. таблицы в приложении); ? продолжает оставаться высоким авторитет школы в педагогическом сообществе Аксубаевского района, о чем свидетельствую победы и награды школы в республиканских и Всероссийских конкурсам образовательных учреждений (см. приложение);
? более эффективным стал процесс содействия развития личности учащихся, формированию их
познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов;
? положительный эффект дало внедрение разработанной системы воспитательной работы, интегрированной с дополнительным образованием;
? деятельность классных руководителей получила новую направленность в свете воспитания конкурентоспособной личности на основе акмеологического подхода;
? педагогический коллектив нацелен на воспитание успешности у школьников;
? наблюдается ежегодный рост удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе (выявлено на основе наблюдений и анкетирования учащихся, родителей, педагогов);
? значительно обогатился теоретический и методический арсенал педагогического коллектива, деятельность которого стала более целенаправленной, системной, наукоемкой
Вместе с тем анализ внутренних факторов позволяет выявить и недостатки в работе коллектива и их причины.
Недостаточная мотивация учащихся к творческой деятельности. Снижение количества учащихся, участвующих в олимпиадах по физике, химии. Несмотря на возросшее количество ученических исследовательских работ, представляемых на школьных научно-практических конференциях, снижается мотивация к выступлению на краевых и федеральных научных конкурсах.
Недостаточными темпами идет информатизация учебно-воспитательного процесса в школе. Это связано, прежде всего, с недостаточной материально-технической базой. В медиатеке школы не достаточно источников для полноценного применения информационных технологий. Учителя начальных классов практически не используют ИКТ в учебном процессе.
До сих пор не осуществлено упорядочение административных информационных потоков, что не дает возможность вовремя принимать управленческие решения.
Недостаточно эффективно организована работа с родителями.
Недостаточно продуктивно работает психолого-педагогич хкая служба школы из-за увеличения числа «проблемных» учащихся.
Анализ деятельности школы и его достижений показал, что дальнейшее развитие учебного заведения связано с развитием учебно-материальной базы, дальнейшим совершенствованием содержания школьного образования, омоложением педагогического коллектива, решением вопросов профипизации. Усилия педагогического коллектива должны быть направлены на создание такого образовательного пространства, в котором, с одной стороны, школьнику предоставляются возможность и создаются условия для творческого познания, развития способностей, формирования ценностного отношения к интеллектуальному труду, а с другой, учебное заведение формирует конкурентоспособную личность.
Решению задач Программы развития школы помогут возможности образовательной среды: связь с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры (театр, библиотеки, музеи и пр.).
Обозначенные проблемы являются важнейшим основанием для разработки Программы развития школы на 2010- 2014 годы.
III. Деятельность в рамках программы развития
Решение стратегической задачи совершенствования содержания и технологий образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным исправлениям:
- создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе;
- оптимизация нагрузки учащихся и расширение возможностей дополнительного образования;
- развитие профильного обучения в старшей школе, обеспечивающего возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана;
? внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования; ? внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий; ? повышение конкурентоспособности школьного профильного образования и получения возможности участия выпускников в системе международного непрерывного образования
Решение стратегической задачи развития системы обеспечения качества образовательных услуг достигается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
? совершенствование системы оценки деятельности школы с целью обеспечения ее соответствия
развивающейся системе образования; ? включение в единый государственный экзамен;
? развитие учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности; ? развитие системы дополнительного образования.
Решение стратегической задачи повышения эффективности управления в сфере образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
? совершенствование модели государственно-общественного управления школы в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности
? совершенствование системы управления школой на основе эффективного использования информационно- коммуникативных технологий в рамках единого образовательного пространства;
? совершенствование системы стимулирования и поощрения деятельности учащихся и педагогов.
?
Решение стратегической задачи совершенствования экономических механизмов в школе обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям: ? внедрение новых моделей финансирования;
? реализация комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности школы, способствующих притоку финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов. Решение главной задачи сохранения и развития здоровья учащихся обеспечивается за счет реализации
программных мероприятий по следующим основным направлениям:
? развитие применения здоровьесберегающих технологий и технологий оздоровления; ? совершенствование медицинского обслуживания детей; ? совершенствование школьного питания.
Решение главной задачи обеспечения условий безопасности детей в школе обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
? развитие сотрудничества с правоохранительными органами; ? введение пропускной системы и систем противопожарной безопасности; ? проведение профилактических мероприятий.
Пути решения задач
Задача
|
Что будет делаться
|
Каким образом будет организована деятельность
|
Сохранение и развитие здоровья учащихся
|
Развитие применения здоровьесберегающих технологий и технологий оздоровления
|
? Учеба педагогов и родителей
? Совместная деятельность с учреждениями здровоохранения
? Развитие применения здоровьесберегающих технологий.
|