zaeto.ru

Программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории «Россия и мир в XX веке»

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1 страница 2 страница 3 страница 4 страница 5



10-

11


Национальный фактор российской модернизации

. Национальные движения в России и их организации.



2

1. Урок
изучения новых знаний.

Лабора-
торный


урок.

2.Урок
практи- ческого

приме-

нения


знаний

и умений.

Круглый

стол



Новые тенденции в национальной политике. Польский вопрос. Национальный вопрос в Финляндии и Прибалтике. Традиционные и новые подходы в политике властей в отношении народов Юга и Востока. Еврейский

вопрос. Классификация национальных движений и ее

особенностей в Российской империи.

Национальные

движения в России и их организации


Знать: суть национальной политики; национальные движения в Российской империи, их причины, классификацию, особенности, организации; личности: Николай II, Пилсудский, Джугашвили, Бунд; понятия: антисемитизм, национальное движение, джадизм. Уметь: работать с текстом учебника, картой; обсуждать проблемные вопросы; выявлять особенности национальных движений; характеризовать политику правительства; определять сходство и различие; устанавливать причинно-следственные связи;

составлять сравнительную таблицу



Работа с текстом учебника, картой; беседа, проблемные вопросы; сравнительная таблица «Национальные движения в Российской

империи и их

особенности»; групповая работа





§ 11 -12, вопросы по группам

12-

13


Первая

Российская

революция

и ее


влияние

на процессы

модернизации
Социальные итоги революции.



2

1. Урок

изучения новых знаний.

Проблемная лекция.

2. Урок


практи-

ческого


приме-

нения


знаний

и умений.


Семинар



Причины и начало

революции 1905 г.

Кровавое воскресенье и его последствия. Развитие революции весной и летом 1905 г. Всероссийская октябрьская политическая

стачка. Декабрьское

вооруженное восстание. Политическая реформа 1906 г.

Становление конституционной монархии в России.

Особенности российской многопартийности. Советы рабочих депутатов. Политическая активность крестьянства. Крестьянский союз. Крестьянский

вопрос в Думе. Армия в революции.

Социальные итоги

революции



Знать: причины, задачи, события,

итоги, значение первой российской

революции; изменения в политической системе Российской империи после октября 1905 г.; специфику Советов рабочих депутатов; особенности

крестьянского движения; позицию

армии; причины скромности социальных уступок по сравнению с политическими;

личности: Николай II, П. Д. Святополк-

Мирский, Трепов, Горемыкин;

понятия: патернализм, конституционная монархия, многопартийность,

Советы.

Уметь: обсуждать проблемные вопросы; структурировать учебный материал в виде таблицы, схемы; анализировать мнения современников и события; давать им оценку; делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать политические системы Российской империи и западноевропейских держав,

особенности первой российской многопартийности и английской партий-

ной системы


Схема «Революция

1905-1907

годов»; таблица «Этапы

революции

1905-1907

годов»; беседа, проблемные вопросы;

работа с текстом учебника, работа

с документом «Манифест 17 октября 1905 г.»





Становление российского парламента

ризма


§ 13-14,

таблица


«Этапы

революции 1905-

1907 гг.»;

эссе «Революция:

зло или

благо?»


14


Нацио-

нальные


движения

и нацио-


нальная

политика прави-тельства в годы рево

люции

1905-


1907 гг.

1

Урок

изучения новых знаний.

Практикум


Национальные движения и национальная политика

правительства в годы революции

1905-1907 гг.


Знать: изменения в национальной

политике; национальные движения

в годы революции 1905-1907;

понятия: национальный вопрос, политическая мобилизация.



Уметь: работать с текстом учебника;

выявлять особенности революционно-

го движения в национальных окраинах; характеризовать национальную

политику; сравнивать движения разных народов; устанавливать причинно-следственные связи; обсуждать

проблемные вопросы; работать с картой


Работа с текстом учебника, проблемные вопросы;

тезисный


план; работа

с картой; понятийный

аппарат






§ 15, со-

общение


«П. А.

Столыпин»



15-16

Столыпинская программамодернизации России

1

Урок

изучения новых знаний. Проблемная лекция




П.А. Столыпин: личность, деятельность, оценка современников и историков. Цели и итого реформаторской деятельности. Аграрная реформа. Административная реформа. Школьная реформа. Перемены в национальной политике. Разрушение общины и переселенческая политика. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

Знать: цели и итоги реформаторской деятельности Столыпина;

Понятия: реформа, административная реформа, модернизация, аграрная революция;

Уметь: работать с дополнительной литературой, выступать с сообщением, устанавливать причинно-следственные связи, проводить поиск исторической информации в различных источниках, критически анализировать эти источники.


Сообщение, беседа, понятийный аппарат, таблица «Столыпинская аграрная реформа»

Роль общины в жизни крестьянства

§ 16, эссе «Аграрная реформа Столыпина имела про

дворянскую направлен

ность», «Политические движения и партии России о государственном строе и методах Столыпина»


17-18


Страны Азии и Латинской Америки на пороге новейшей истории

1

Урок изучения новых знаний. Лабораторный урок


Подъем освободительных движений. Страны Ближнего Востока. Революция 1911-1913 гг. в Китае. Проблемы трансформации в Индии. Мексиканская революция 1910-1917 гг.


Знать: причины, задачи, движущие силы, результаты, значение революций стран Азии и Латинской Америки; личности: Гуансюй, Сунь Ятсен, Юань Шикай, Тилак, Диас, Мадеро, Сапато, Вилья, Уэрта, Карранса; понятия: трансформация, модернизация, реставрация, «пробуждение Азии», консерватизм, диктаторский режим.

Уметь: извлекать необходимую информацию из текста учебника; составлять таблицу, сравнительную характеристику революционных событий; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать; высказывать свое мнение; давать оценку; работать с картой


Работа с текстом учебника; сравнительная характеристика, таблица «Революции в Азии и Латинской Америке»; работа с картой


Идеология национального освобождения

Индивидуальные задания, тестовые задания

§ 17



Первая мировая война и её последствия. Общенациональный кризис в России (1914 – начало 1920-х гг.)

(11 часов)

19


Предпосылки Первой мировой войны.

1

Урок изучения новых знаний. Лекция


Международные отношения в конце XIX – начале XX веков. Складывание межгосударственных блоков –Тройственного союза и Антанты. Предпосылки Первой мировой войны. Характер военных действий и основные военные операции. Роль Западного и Восточного фронтов о

Знать: основные тенденции развития международных отношений в начале XX в.; роль России в I мировой войне; личности: А. фон Шлиффен, Ренненампф, Самсонов, Брусилов, Фош; понятия: мировая война, Тройственный союз, Антанта, «молниеносная война

Уметь: работать с картой; извлекать из текста необходимую информацию; составлять хронологическую таблицу; устанавливать причинно-следственные связи; высказывать свое мнение; сравнивать методы и средства ведения I мировой войны и известных ранее; раскрывать связь боевых действий на Западном и Восточном фронтах войны, выявлять тенденции; работать со схемой

Беседа; работа с текстом учебника, картой; хронологическая таблица «Основные события I мировой войны», тезисный план; схема «Россия в I мировой войне»


§ 18, хронологическая таблица «Основные события I мировой войны»


§ 18

20


Россия в войне.

1

1. Ком-
биниро-
ванный
урок.



Война и общество. Экономическая система России В годы войны. Война и российское общество. Повседневный быт населения. Национальный вопрос в годы войны

Знать: причины и результаты государственного регулирования; изменения в национальном вопросе во время войны;

личности: Ленин, Гучков, К. Либнехт, Николай II, Распутин; понятия: «гражданский мир», государственное регулирование, «Прогрессивный блок», «бюрократический социализм», маргинализация, радикализация.

Уметь: анализировать документы; сопоставлять; выявлять общее в экономической политике России и европейских стран; определять и характеризовать основные слагаемые кризиА; устанавливать причинно-следственные связи – почему маргинализация населения приводит к его радикализации; определять связь войны и революции; анализировать поведение Николая II

Беседа; работа с картой; тезисный план, проблемные вопросы

Влияние войны на российское общество

§ 19-20, проблемные вопросы

21-22


Февральская революция 1917 г. в России.
Возможные альтернативы развития страны.

2

1.Урок

изучения новых знаний.
2.Урок

практи-

ческого

приме-

нения

знаний

и умений.

Семинар

Причины революции и ее особенности. Своеобразие

политической ситуации. Либеральная альтернатива.

Леворадикальная

альтернатива. Организация правых

сил. Национальные

проблемы

Знать: причины Февральской революции и падения монархии; задачи

большевиков; суть программы правых; принципы Временного правительства в национальной политике;

личности: Николай II, Львов, Керенский, Корнилов, Милюков, Чернов,

Ленин, Алексеев, Лечицкий, Колчак,

Грушевский, Чхеидзе, Церетели;

понятия: Временное правительство,

Советы, буржуазно-демократическая

революция, республика, правовое государство, военно-диктаторская альтернатива.

Уметь: анализировать документы;



устанавливать причинно-следственные связи; характеризовать политическую ситуацию после падения монархии, возможные альтернативы политического развития; комментировать

высказывания; давать оценку событиям; сравнивать взгляды большевиков

и социалистических партий

Беседа; схема «Февральская

буржуазно-

демократии

ческая революция 1917

года», понятийный аппарат; анализ

документов,

эссе, схема

«Альтернативы общественного

развития»

«Революционное

оборончество» - сторонники

и противники. Разложение

армии, углубление

эк-ких трудностей, положение

на национальных

окраинах.

Причины

слабости

демократических сил

России

§ 21-22,

эссе «От-

речение

Николая II

с точки

зрения

российского законода-

тельства»;

проект

«Жизнь

и деятельность

последнего русского императора»

23.

Октябрь 1917 г. в России.

1

Урок

изучения новых знаний.

Лекция

с эле-

ментами дискуссии

Причины победы

большевиков. Дискуссии о характере

октябрьских событий. Первые декреты новой власти.

Учредительное собрание. Национальный вопрос и образование национальных государств

Знать: причины победы большевиков; дискуссии о характере октябрьских событий; первые декреты новой

власти; причины развала Российской

империи; образование национальных

государств; разгон Учредительного

собрания;

личности: Ленин;

понятия: декрет, Учредительное собрание, СНК, пролетарский интернационализм.

Уметь: работать с картой; устанавливать причинно-следственные связи;

комментировать мнения, высказывать

свою точку зрения; обсуждать проблемные вопросы


Работа с кар-

той, беседа;

эссе; схемы:

«Приход большевиков

к власти

в Петрограде»,

«Октябрьская революция», «II Всероссийский

съезд Советов 25-

27.10.1917 г.»,

«Учреди-

тельное собрание в России».

Характер

событий

октября

1917г.в оценках

современников и историков. Формирование однопартийной системы в России

§ 23,эссе

«Октябрь –

зло или

благо?»

24


Российское

общество

между

красными

и белыми

1

Урок

изучения новых знаний.

Лекция

с элемен-

тами

дискуссии

Социальный состав

и политическая

ориентация противоборствующих

сил. Создание

Красной Армии.

Крестьянство, рабочие, интеллигенция в Гражданской

войне

Знать: причины поддержки социальными слоями красных и белых;

личности: Ленин, Буденный, Блюхер,



Жуков, Конев, Кутяков, Тухачевский,

Чапаев, Якир, Парский, Егорьев, Сытин, Снесаров, Вацетис, Троцкий, Деникин;

понятия: Гражданская война, ВЦИК,



РВС, РККА.

Уметь: анализировать позицию русского офицерства, поведение крестьянства в Гражданской войне; определять политику белых в рабочем вопросе, специфику поведения интеллигенции в Гражданской войне



Беседа, работа с картой;

схемы: «При-

чины и начало Гражданской войны»,

«Белые

и красные

в Гражданской войне»;

работа с дополнительной литературой




§ 24, рефераты:

«Бои за

Царицын»,

«Наш

край в годы Гражданской

войны»,

о героях

Гражданской войны

25-27


Политические и сциально-экономи

ческие итоги Гражданской войны в России
Конституция РСФСР 1918г.
«Военный коммунизм» и его социальные последствия.

3

1.Комбинированный урок
2.Урок

практи-

ческого

приме-

нения

знаний

и умений.

Семинар

3. Ком-
биниро-
ванный
урок.




Политические и сциально-экономические итоги Гражданской войны в России. Конституция 1918 г. «Военный коммунизм» и его социальные последствия

Знать: особенности Конституции 1918 г.; социальные и политические функции системы чрезвычайных органов; черты военно-коммунистической модели;

Личности: Ленин, Троцкий.

Понятия: «диктатура партии», ВЧК, РСФСР, «военный коммунизм», террор.

Уметь: структурировать учебный материал в виде таблицы; работать со схемой, устанавливать причинно-следственные связи.



Таблица «Военный коммунизм», беседа, эссе.

Белый и красный террор. Причины поражения Белого движения.

§ 25, эссе: «Гражданская война-трагедия народа», «Цена победы большевиков в Гражданской войне».

28-29


Окончание мировой войны и образова

ние новых гос – в в Европе



Версальско - Вашингтонская система и её противоречия

2

1.Урок изучения нового, урок – исследова-

ие

2.Урок

практи-

ческого

приме-

нения

знаний

и умений.


Революционные процессы 1918-1923 гг. в Европе. Парижская конференция и участники «большой тройки». Версальско-Вашингтонская система и её противоречия. Советская Россия в международных отношениях начала 20-х. гг. Коминтерн, социал-демократическое движение. Образование независимых государств в Европе. Внутриполитическая борьба


Знать: позиции участников «большой тройки» во время Парижской конференции; противоречия в результате создания Версальско-Вашингтонской системы;

Личности: Маннергейм, Эберт, Либнехт, Люксембург, Тельман, Хорти, Грамши, Тольятти, Вильсон, Д. Ллойд, Джордж, Клемансо, Черчилль.

Понятия: Лига Наций, Версальско-Вашингтонская система, Коминтерн, социал-демократическое движение, пролетарская революция.

Уметь: работать с текстом учебника, картой, характеризовать значение образования новых государств в Европе после I мировой войны; устанавливать причинно-следственные связи; объяснять, почему провозглашение многих независимых государств сопровождалось обострением внутриполитической борьбы; давать оценку влияния революции 1917 г. в России на события 1918 – начала 1920 года в других странах; структурировать учебный материал в виде тезисного плана


Работа с текстом учебника, картой; беседа, тезисный план, понятийный аппарат.




Индивидуальные задания, тестовые задания

§ 26


Борьба демократических и тоталитарных тенденций в 20-е-30- е гг. XX в.

(8 часов)


30


Европа межвоен-

ного времени в поисках перспектив развития


1

Урок изучения новых знаний. Практикум


Периоды межвоенной истории. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Фашизм и нацизм. Тоталитарные режимы в Европе. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства. Формирование и развитие мировой системы социализма. Западные демократии в условиях нарастания кризисных

явлений в экономике и политическом развитии




Знать: события 1920-1930-х гг. в развитых странах, в соответствии с которыми возникали ситуации исторического выбора; причины мирного, конституционного прихода к власти немецких нацистов и итальянских фашистов; роль Народного фронта; причины утверждения демократических или авторитарных режимов в ситуациях исторического выбора в отдельных странах;

личности: Гитлер, Муссолини, Франко, Блюм, Рузвельт; понятия: экономический кризис, авторитаризм, тоталитаризм, демократия, фашизм, нацизм, эпоха массового общества, НСДАП, рейхсканцлер, период стабилизации, «новый курс» Рузвельта, Народный фронт. Уметь: определять общие черты и особенности итальянского фашизма

и германского нацизма, различия между тоталитарными режимами Италии и Германии и авторитарными режимами, установившимися в 1920-1930-е гг. в странах Восточной Европы; устанавливать причинно-следственные связи; работать в группах; извлекать необходимую информацию из текста учебника



Групповая работа, работа с текстом учебника, картой, составление тезисного плана, схемы, таблицы; беседа, проблемные вопросы, понятийный аппарат




§ 27, вопросы, эссе «Роль личности в истории» (на примере Гитлера, Муссолини, Франко, Рузвельта).

31.


Россия

нэповская

Поиск

оптималь-



ной

модели


строительства социализма

1

Урок

изучения новых знаний.

Проблем-

ная лекция



Причины перехода

к новой экономической политике (нэп).

Концепция нэпа.

Противоречия нэповской модели

развития. Экономические итоги нэпа.

Свертывание нэпа.

Борьба за власть

в большевистском

руководстве


Знать: причины перехода к новой

экономической политике (нэпу) и ее

суть; характеристику политического

режима в СССР в начале 20-х гг. XX в.;

причины борьбы за власть в руководстве РКП(б) и победы Сталина над

оппонентами;



личности: Ленин, Сталин, Троцкий,

Каменев, Зиновьев, Бухарин, Пятаков,

Рыков, Томский, Крупская;

понятия: нэп, социализм, оппонент.

Уметь: анализировать документ, мнения; высказывать свою точку зрения; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы; работать со схемой; определять черты сходства и различия


Беседа, проблемные задания; схемы: «Нэп»,

«Внутрипар-

тийная борьба за власть

в 20-е гг.»;

понятийный

аппарат


Концепция

построения

социализма

в отдельно

взятой

стране



страница 1 страница 2 страница 3 страница 4 страница 5


Смотрите также:





<< предыдущая страница         следующая страница >>

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2020