zaeto.ru

Программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории «Россия и мир в XX веке»

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1 ... страница 2 страница 3 страница 4 страница 5


§ 42

49.


Страны Западной Европы: тенденция к формированию единой России.

1

Урок

изучения новых знаний.

Лабора-

торный


урок

Расстановка ведущих политических сил. От восстановления к стабильности (1945-1950-е гг.).

Перемены 60-х гг.

Падение авторитарных режимов в Португалии, Греции, Испании. Неоконсерваторы и либералы в последние десятилетия XX -начале XXI в.: экономические достижения и проблемы стран Запада во второй половине XX в.


Знать: значительные демократические завоевания 2-й половины XX в.;

причины и суть «экономического чуда» 50-х гг., причины прихода к власти в конце 70-х гг. консерваторов;



личности: Аденауэр, Эрхард, Черчилль, Идеи, Ш. де Голль, Помпиду,

Сарагат, Брандт, Соареш, Хуан Карлос I, Суарес, Гонсалес, Тэтчер, Рейган, Коль, Блэр, Шредер, Меркель;



понятия: постиндустриальное общество, технологическая и информационная революция, сепаратизм, консерваторы, либералы, коллаборационистские правительства, нацизм, фашизм, демократия, «экономическое чудо», коалиция, концепция «функционального социализма», бюрократизация, неоконсерваторы, модернизация.

Уметь: характеризовать расстановку политических сил в странах Западной Европы во 2-й половине 40-х гг., сравнивать с довоенной ситуацией; характеризовать политику социал-демократических правительств в 60 - начале 70-х гг.; высказывать мнение, почему стал возможен переход от авторитарного к демократическому режиму в Испании

Работа с текстом учебника, картой;

эссе, понятийный

аппарат; работа

с дополни-

тельной литературой, Интернет -ресурсами


Социальный либерализм, социал-демок-

ратия,


христианская демократия. Эволюция коммунистического движения на Западе

§ 43,эссе

«Роль


личности

лидера


в успехе

политиче-

ского

движения»



50

Послевоенный СССР: альтернативы развития.




Урок изучения новых

знаний.


Проблемная лекция

Географическое положение СССР. Итоги второй мировой войны.

Экономика. Восстановление народ-

ного хозяйства.

Четвертая и пятая

пятилетки и их итоги. Ситуация

в высших эшелонах

власти. Идеология.

Продолжение репрессивной поли-

тики. Демографические и социальные процессы. Национальные процессы


Знать: как власть расценивала победу

в войне, как это повлияло на политическое развитие страны; причины ужесточения национальной политики

в первые послевоенные годы;

личности: Сталин, Молотов, Маленков, Берия, Микоян, Вознесенский, Жданов;

понятия: социализм, репрессии, социалистический реализм, «железный

занавес».



Уметь: определять, в чем заключался

противоречивый характер послевоенного развития советской экономики;

выделять причины возведения «железного занавеса» с 1947-1948 гг.; высказывать свое мнение, существовала ли

альтернатива тому варианту развития

советского общества в послевоенные

годы, который был избран Сталиным



Схемы: «Послевоенное

развитие СССР (1945-

1953 гг.)»,

«Новый виток политических репрессий»;

беседа, работа с картой


Идеологические кампании конца

1940-х годов



§ 44, эссе

«Величие


и трагедия нашей

страны


в начале

50-х гг.»



51

Советская экономика в 1953 – 1991 гг.

1

Комби-

ниро-


ванный

урок


Высокие темпы

экономического

роста, превращение

страны в сверхдержаву. Милитаризация экономики.

Промышленность.

Сельское хозяйство. Меры по подъему сельского хозяйства; освоение целины; совнархозы.

Теневая экономика.

Наука и техника. Социальная сфера: низкий уровень жизни населения; изменения в социальной политике



Знать: какова главная причина кризиса классической советской экономической системы; сущность нового

качественного этапа развития советской экономики, связанного с построением экономических основ индустриального общества;



личности: Маленков, Хрущев, Саха-

ров, Семенов, Королев, Тамм, Франк,

Черенков, Гагарин, Ландау, Терешкова, Басов, Прохоров, Леонов, Канторович, Доллежаль, Векслер;

понятия: индустриальное общество,

теневая экономика, коррупция. Уметь: устанавливать взаимосвязь построения экономических основ индустриального общества и перемен в социальной сфере; высказывать свое мнение



Схемы:

«Реформы


Н. С. Хрущева в сфере

управления

промышлен

ностью»,


«Реформы

Н. С. Хрущева в области

сельского

хозяйства»,

«Наука в

1953-1964 гг.», Реформа в сфере образования 1958 г.», «Повышение жизненного уровня населения»; работа с дополнительной литературой,

Интернет - ресурсами


Дефицит

товаров народного потребления,

развитие

«теневой


экономики»

и коррупции. Стратегия «ускорения»

социально-

экономического развития и ее противоречия



§ 45, реферат

«Личность

в истории»

(истории-

ческая

личность


по выбору

учащихся); эссе

«Можно

ли было


добиться

реального экономического прогресса в рамках существовавшей экономической системы? Что в ней необходимо было менять?»



52.

Советская политическая система в 1953-1991 гг.

1

Комбинированный урок

КПСС в политической системе. Конституционные реформы. Советская власть. Номенклатура. Политическая реформа в СССР в 1988 г.

Знать: причины усиления роли и влияния КПСС в жизни советского общества в 60-70 гг.; изменение места и роли Советов в ходе реализации реформы 1988 г.;

личности: Берия, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев;

понятия: номенклатура, КПСС, коммунизм, десталинизация. Уметь: высказывать свое мнение, почему в СССР часто менялась Конституция страны; объяснять стремление руководства страны осуществить политическую реформу в стране в 1988 г.


Схемы: «Борьба за власть после смерти Сталина», «Разоблачение культа личности», «Во власти идеологических стереотипов», «Политическое развитие страны в 1965— 1985 гг.», работа с дополнительной литературой, Интернет -ресурсами

Борьба за власть после смерти И. В. Сталина. Концепция развитого социализма. Концепция построения коммунизма. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества

§ 46, реферат «Личность в истории» (по выбору учащихся: Берия, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев)

53

Советская

федерация

в 1953-

1991 гг.


1

Урок

изучения новых

знаний.

Урок-


иссле-

дование


Выравнивание экономического уровня. Изменение социальной структуры. Расширение

полномочий национальных регионов.

Формирование национальных элит. Истоки кризиса

и распада СССР





Знать: с какими социально - экономическими изменениями связано завершение формирования национальных

элит; позитивные и негативные последствия реализации курса на расширение полномочий союзных республик в конце 50-х гг.; причины

стремительного экономического прогресса союзных и автономных республик СССР в послевоенный период;

личности: Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, Кравчук, Шушкевич;

понятия: «коренизация» кадровой политики, распад СССР, демократизация

политического режима, многонациональное государство, национальная

элита.

Уметь: объяснять причины отставания национальных регионов СССР;

высказывать свое мнение; работать

с текстом учебника; структурировать

учебный материал



Работа с кар-

той, текстом

учебника;

проблемные

вопросы, беседа; схемы:

«Предпосылки распада СССР», «Распад

СССР»,

«Обострение



межнацио-

нальных отношений

в период перестройки»


Причины

роста напряженно-

сти в меж

этнических

отношениях. Подъем

национальных движений в союзных республиках

и политика

руководства СССР.

Декларации

о суверенитете союзных республик. Причины распада СССР



§47,

План-


перечисление

«Факторы, способст-

вующие распаду СССР»


54-55

Духовный мир и повседневный быт советского человека.

2

1.Урок

изучения новых знаний.


2.Семинар


Эволюция представлений о смысле

жизни. Атеизм

и религиозность.

Изменение обще-

культурного и образовательного

уровня в условиях

радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Семья. Перемены в повседневном быте. Социальное расслоение


Знать: в какие периоды истории общество переживает усиление интереса

к религии; причины отставания темпов роста общекультурного и образовательного уровня населения от динамики экономического роста;



понятия: атеизм, кризис идеологии.

Уметь: сравнивать представления

о смысле жизни разных поколений советских людей: 30-х гг., периода войны, 1953-1964 гг., 70-х - начала 80-х годов.



Схема «Усиление контроля над

духовной


жизнью общества»




Эссе: «Какие уроки

можно из-

влечь из

истории


Советской

России -


СССР?»,

«Советский

человек: "винтик" или творец?», «Я хотел бы жить в эпоху...», «Юность моих родителей (бабушек, дедушек)»

§ 48


56

Страны Восточной Европы в 1945 – 1990 гг.

2

1. Урок
изучения новых знаний.
Урок-
иссле
дование.

2. Урок
практи-


ческого
приме-
нения
знаний
и умений.
Круглый
стол

Альтернативы 40-х годов. «Социалистический выбор». Противоречия и кризисы 50-х гг. За «социализм с человеческим лицом». Перемены 1989-1990-х гг. Причины обострения социальных противоречий

Знать: альтернативы развития; преобразования в восточноевропейских странах; суть внутренней и внешней политики стран Восточной Европы; причины обострения национальных противоречий;

личности: Бенеш, Готвальд, Броз Ти-то, Ракоши, Надь, Кадар, Дубчек, Гусак, Свобода, Мазовецкий, Валенса, Чаушеску, Квасьневский, Милошевич, Коштуница;

понятия: национализация, аграрная реформа, «социализм с человеческим лицом», «шоковая терапия». Уметь: сравнивать события, преобразования в странах; выявлять особенности, общие черты событий; характеризовать участников, цели, выявлять характер действий, выступлений; работать с текстом учебника, картой; структурировать учебный материал в виде таблицы, тезисного плана

Работа с текстом учебника, картой; беседа, проблемные вопросы; тезисный план, таблица, понятийный аппарат




§ 49-50, проблемные вопросы

57


Страны Азии Африки: освобождение и пути модернизации.

2

Урок изучения новых знаний. Урок-исследование.

  1. Урок практического применения знаний и умений. Круглый стол




Выбор ориентации и моделей развития. Восточная, Юго-Восточная и Южная Азия: достижения и проблемы модернизации. Афганский эксперимент. Страны арабского мира. Ближневосточный конфликт. Страны тропической и Южной Африки

Знать: пути развития стран Азии и Африки;

личности: Чан Кайши, Каддафи, Неру, Мураяма, Мао Цзэдун, Дэн Сяопин, Ким Ир Сен, Ким Чен Ир, Ганди, Кармаль, Насер, Садат, Мубарак, Бе-гин, Рабин, Перес, Арафат;

понятия: капиталистическая ориентация, социалистическая ориентация, эволюция, модернизация, сепаратизм, демократия, движение неприсоединения, «страны третьего мира» «японская модель» развития. Уметь: давать оценку событий, реформ, деятельности политических лидеров; высказывать свое мнение; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы; структурировать учебный материал в виде тезисного плана, таблицы; делать сравнительный анализ


Работа с текстом учебника, картой;

таблица, тезисный план;

проблемные

вопросы, беседа, понятийный аппарат




§51-52, вопросы

58

Страны Латинской Америки: противоречия и варианты модернизации.

2

1.Урок изучения новых знаний. Урок-исследование.

2.Урок практического приме-

нения знаний и умений. Круглый стол

Проблемы модернизации: общее и особенное. Революция 1944-1945 годов в Гватемале. Национал-реформизм. Кубинская революция. Чили в 70-90-е гг. Страны Латинской Америки в конце XX -начале XXI в.

Итоги социально-экономического и политического развития латиноамериканских стран в конце XX века

Знать: основные события в странах Латинской Америки (революции, реформы);

личности: Аревало, Арбенс, Перон, Кастро, Че Гевара, Батиста, Альенде, Пиночет, братья Ортеги, В. Барриос де Чаморро, Чавес, Моралис, Корреа; понятия: модернизация, национал-реформизм, «контрас», концепция «справедливого общества», общедемократические и радикальные преобразования.

Уметь характеризовать основные группы противоречий на социально-экономическом развитии латиноамериканских стран; устанавливать взаимосвязь между уровнем экономического развития страны и политической стабильностью; находить черты сходства и отличия в политике лидеров стран; устанавливать причинно-следственные связи; извлекать необходимую информацию в тексте; структурировать учебный материал; работать с картой



Работа с текстом учебника, картой; сравнительная таблица, тезисный план, проблемные вопросы, беседа, понятийный аппарат




§ 53-54, вопросы

59-61

Международные отношения во второй половине XX в. «Холодная война».

Военно-стратегический паритет Запада и Востока.

Разрядка международной напряжённости.


3

1.Урок изучения новых знаний.
2.Проблемная лекция

3. Комбини-рованный

урок


«Холодная война». Военно-стратегический паритет Запада и Востока. Разрядка международной напряженности. Перемены 80-90-х гт.

Знать: основные периоды в развитии международных отношений 2-й половины XX в. и их характеристики; события и явления, послужившие основанием для периодизации; причины и суть разрядки напряженности; наиболее значительные события в международных отношениях 80-90-х гг.; личности: Даллес, Никсон, Рейган, Горбачев, Буш;

понятия: «холодная война», разрядка международной напряженности, НАТО, ОВД, Движение неприсоединения. Уметь: работать с картой; характеризовать силы, выступавшие за мир и безопасность; оценивать значение создания и деятельности Движения неприсоединения; определять роль политических лидеров в современных международных отношениях; работать с картой



Таблица «Борьба за мир и безопасность»; работа с картой; беседа, проблемные вопросы; эссе; работа с дополнительной литературой, Интернет -ресурсами, понятийный аппарат

«Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны». Становление новой структуры миропорядка. Интеграцион-ные и дезинте-грационные процессы в мире после окончания «холодной войны»

§ 55, эссе «Роль политических лидеров в современных международных отношениях»

62

Эволюция советской внешней политики в 1953 – 1991 гг.

1

Комбини-рованный

урок


Концепция мирного

сосуществования.

Военно - стратегический паритет и начало разрядки. Кризис и окончание

разрядки. Новый

виток конфронтации. «Новое политическое мышление»: замыслы и результаты


Знать: причины перехода в середине

50-х гг. советского руководства от

прямой военно-политической конфронтации с Западом к политике мир-

ного сосуществования; влияние военно-стратегического паритета между

Востоком и Западом на изменение характера международных отношений;

цели СССР и США в начале 80-х гг. на международной арене;



личности: Маленков, Горбачев, Рейган;

понятия: конфронтация, «новое политическое мышление», военно-стратегический паритет.

Уметь: высказывать свое мнение по вопросу, были ли неизбежны кризис и окончание процесса разрядки; анализировать события; делать выводы; работать с текстом учебника, картой; структурировать учебный материал в виде тезисов

Работа с картой, беседа,

проблемные

вопросы; эссе; работа с дополни-

тельной литературой,

Интернет -ресурсами, понятийный аппарат, тезисный план


«Доктрина

Брежнева».

Хельсинкский процесс. Поли-

тика раз-

рядки

и причины



ее срыва. Афганская война и ее последствия


страница 1 ... страница 2 страница 3 страница 4 страница 5


Смотрите также:





<< предыдущая страница         следующая страница >>

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2020