zaeto.ru

Развитие теории бухгалтерского учета и аудита в зарубежных странах и в Казахстане

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 10 страница 11


Сравнение подхода разных стран при разработке


норм бухгалтерского учета.

Страна


Основной источник регулирования

Общая характеристика регулирования

Роль профессионалов

США

Законодательный орган и профессионалы

Гибкая

Существенная, но подвергаемая нападкам

Великобритания

Законодательный орган и профессионалы

Становится все больше объектом законодательства

Значительная

Бразилия

Законодательный орган

*

Минимальная

Франция

Законодательный орган

Доминирование консервативного подхода и налогового законодательства

Оказывают помощь в подготовке законодательных актов и готовит свои, необязательные для исполнения регламентации

Германия

Законодательный орган

Чрезвычайный консерватизм при доминировании налогового законодательства

Занимаются обеспечением соответствия практики с действующим законодательством, а не разработкой нового.

Япония

Законодательный орган

Высокий консерватизм при доминировании налогового законодательства

Действуют под контролем министерства финансов

Корея

Законодательный орган

Доминирование налогового законодательства

Очень ограниченная

Нидерланды

Законодательный орган и профессионалы

Гибкая. Сильное влияние экономистов

Значительная

Филиппины

Законодательный орган, профессионалы, фондовая биржа

Похожая на США

Основная

Тайвань

Законодательный орган

*

Традиционно незначительная, но возрастающая

* Об этих странах данных по данному параметру не приводятся

Законодательство каждой страны принимает участие в определении бухгалтерских требований. Однако степень влияния на эту деятельность профессионалов бухгалтерского дела может существенно отличаться. В США, Великобритании, Нидерландах и Филиппинах эти специалисты играют непосредственную роль в формировании таких требований, примером чему являются правила стандартной бухгалтерской практики.

Во Франции профессионалы также влияют на установление стандартов, но их роль зачастую ограничивается консультированием законодателей. В Швейцарии органы профессионалов выпускают рекомендации, которые не являются обязательными для пользователей, но, тем не менее, сильно влияют на их работу. В Германии подобные структуры больше озабочены обеспечением соответствия практики действующему законодательству, чем разработкой новых бухгалтерских процедур. На Тайване органы профессионалов, созданные только в 1945 году стали особенно влиятельными в 80-е годы. В 1982 году общепризнаваемых принципов бухгалтерии. В Бразилии, Японии и Корее влияние таких специалистов незначительно. /20, 57/

Важнейшей отличительной функцией бухгалтеров является проведение аудиторских проверок – аудит (auditing), названных также «выражение мнения» (attest fuction), которые представляют собой проверку и исследование финансовых отчетов, ибо общество в значительной степени рассчитывает на аудиторскую деятельность для получения достоверных финансовых отчетов. Все государственные корпорации и компании, которые обращаются за значительными займами, должны провести аудиторскую проверку своей финансовой отчетности и других документов, привлекая для этого независимых аудиторов (auditors). Задача аудитора – дать профессиональное аудиторское заключение (auditor's opinion) о том, насколько правдиво финансовые отчеты компании отражают ее финансовое положение и результаты деятельности. Аудиторы должны проверить первичную документацию, остатки денежных средств, установить достоверность проводимых на предприятии инвентаризаций материальных ценностей, проверить реальность дебиторской задолженности и эффективность системы внутрихозяйственного контроля, также убедиться в том, что учет ведется в соответствии с общепринятой практикой. Наконец, аудиторы должны положиться на свое собственное суждение для вынесения заключения по поводу финансовых отчетов компании. /29, 14/

Бухгалтерские отчеты компаний подтверждаются аудиторскими отчетами, выполняемыми независимыми профессиональными зарегистрированными аудиторами. Директива Европейского сообщества №8 требует проведения аудиторской проверки для всех крупных компаний, позволяя самим государствам ЕЭС обеспечить квалификацию аудиторов, которые, по меньшей мере, должны иметь высшее образование. Каждое государство должно самостоятельно обеспечить независимость и качество работы аудиторов. В таблице 2 суммированы требования, предъявляемые к аудиторам в ЕЭС (Ирландия не представлена, так как ее практика полностью соответствует британской). /20, 83/
Таблица 2.

Характеристики членов крупнейших профессиональных


аудиторских и бухгалтерских организаций.




Год основания

Только степень*

Только спец. экзамен

Степень или плюс экзамен

Степень плюс спец. экзамены

Требуемая продолжительность работы (опыт)

Бельгия

Дания


Франция

Германия

Греция


Италия
Люксембург

Нидерланды

Португалия

Италия


Великобритания


1953

1912


1942

1931


1955

(см. примеч.3)


1895

1977


1944

1880




Х (№1)


Х (№2)

Х (№2


Х

Х

Х



Х

Х



Х
Х

Х


3 года

3 года


3 года

5 лет


11лет

2 года
3 года

формально нет

3 года


соответствующий

3 года

Примечание


  1. При помощи соответствующей степени могут быть больше изъятия из объема материала, выносимого на экзамен

  2. При наличии соответствующей степени могут быть некоторые изъятия из объема материала, выносимого на экзамен.

  3. Описание относится к процедурам, требуемым для получения государственной квалификации.

Исследование европейских аудиторских отчетов, выполненное Арчером (Archer) с коллегами (1989), позволяет выявить некоторые особенности аудиторской практики в разных странах Европы.

Каждое государство по-своему определяет составные части ежегодной отчетности документации, которые должны подвергнуться аудиту. Например, в некоторых государствах отчеты об изменении фондов могут не проходить аудиторского контроля. /20, 85/.

В аудиторских нормах рекомендуется, чтобы указывались стандарты, на которые ориентировался аудитор при составлении своего отчета. Если этого не делается, предполагают, что в этом случае применялись национальные стандарты аудита. Под аудиторскими стандартами понимают правила проверки финансовой отчетности. Аудирование бухгалтерской отчетности – это техническая процедура сбора данных независимым лицом (аудитором) с целью формирования своего мнения о степени соответствия этой отчетности. Арчер (Archer) с соавторами пришли к выводу, что из проанализированной ими выборки аудиторских отчетов указание на использованные стандарты было сделано менее чем в 60% отчетов, причем ни одна из компаний в Австрии или Германии этого не сделала.

После издания директив ЕЭС нормы бухгалтерского регулирования в Бельгии резко изменились. Отличительной чертой бельгийской системы бухгалтерии является прочная связь между налоговыми и бухгалтерскими отчетами, все чаще первенство отдается не бухгалтерским принципам, а фискальным. Другая отличительная черта - заметная роль, которую играют рабочие комитеты в развитии бухгалтерского дела. Например, бизнесмен, имеющий более 100 работников, должен предъявлять финансовые отчеты и этому комитету.

Бельгийское законодательство по бухгалтерскому учету и отчетности в сильной степени соответствует французской модели, т.к. в Бельгии официальными языками, имеющими одинаковый статус, является французский и фламандский. По сравнению с другими европейскими странами его отличают две особенности:



  1. сильное влияние на бухгалтерское дело работников и их представителей;

  2. тесная связь между налоговым и бухгалтерским законодательством./20, 159/

Германия имеет давние и прочные традиции бухгалтерского дела, некоторые из них должны показаться парадоксальными человеку, привыкшему к англо-американскому подходу в этой сфере. С одной стороны, на бухгалтерское дело заметно влияют законодательные предписания из налоговой области. С другой – в Германии есть хорошо подготовленные научные и практические работники в области бухгалтерии. /20, 209/

В Германии есть три типа компаний:



  1. Компания с ограниченной ответственностью (КсОО).

  2. Компании с ограниченной ответственностью с ограниченным правом на передачу акции (КООсОППА).

  3. Компании, в которых, по крайней мере, один член несет полную личную ответственность (КсПЛО).

Дихторн (Dyr[hoorn) и Зиннинг (Sinning) (1981) сообщают о некоторых проблемах, с которыми сталкиваются немецкие аудиторы, стараясь быть независимыми при осуществлении своих функций. Среди них, отмечаются следующие:

1. Около 30% доходов аудиторов поступает от консультирования руководства компаний. Обзор показал, что свыше 70% журналистов, пишущих на тему бизнеса, полагают, что эта практика подрывает независимость аудиторов.

2. По немецкому законодательству, ответственность аудитора незначительна, что препятствует проявлению этими специалистами своей независимости.


  1. Немецкие аудиторские фирмы могут, чего нет нигде больше в Европе, иметь большинство акций, принадлежащих внешним акционерам. А клиент такой фирмы может иметь тесные отношения с акционерами, владеющими акциями этой фирмы. /20, 212/

В рамках Европейского сообщества Германия выделяется своим ярко выраженным подходом к применению формальных и четко описанных норм бухгалтерского учета и отчетности. /20, 226/

В Великобритании имеется несколько отличительных характеристик бухгалтерского дела, которых нет в других странах Европейского сообщества. Выделим, прежде всего такие:



  • независимое и влиятельное положение специалистов бухгалтерской профессии;

  • традиция всестороннего юридического обоснования предъявляемых требований и детальное формулирование бухгалтерских методов, чем занимаются негосударственные организации;

  • прочные связи с коллегами из США, чему способствует единый язык, а также тесные контакты между офисами международных бухгалтерских фирм, расположенных в Великобритании и США. /20, 320/

В соответствии с предписаниями Закона о деятельности компаний в Великобритании принимается новый порядок аудиторских проверок, основные компоненты которого следующие:

  1. Занесение в реестр аудиторов и дальнейшая работа с ними возлагается на «Уполномоченный наблюдательный орган» (УНО).

  2. «Уполномоченный орган по присвоению квалификаций» (УН п ПК) устанавливает требования для подготовки и приема соискателей в аудиторы, экзаменационные процедуры и другие квалификационные критерии.

  3. «Квалифицированный специалист» – это член УО п ПК, имеющий сертификат на право занимать эту должность. Ими стали либо те специалисты, которые получили это право по действовавшим в прошлом нормам, либо получившим такую квалификацию в другой стране.

  4. «Зарегистрированный аудитор» - это фирма или физическое лицо, прошедшее регистрацию в УНО.

Все четыре упомянутые выше профессиональных организации получили статус УНО, и УО п ПК. УНО отслеживает качество аудиторских фирм (Вольтер /Wooff), 1992) /20, 325/

В вопросе о бухгалтерском учете в зарубежных странах я отметила основные отличительные черты системы бухгалтерии и аудита в некоторых странах.

В заключении вопроса можно сделать вывод, что имеется целый ряд бухгалтерских проблем, решаемых в разных странах по-своему, что приводит к тому, что в мире складывается самая разнообразная практика их трактования. А также, различия в бухгалтерской практике – это серьезная проблема для международного финансового аналитика. Кроме того, при анализе деятельности компаний требуется осторожная интерпретация различных культурных традиций, влияющих непосредственно или косвенно на показатели компаний.


    1. Развитие бухгалтерского учета и аудита в Республике Казахстан.

В послании Президента Республики Казахстан к своему народу «Казахстан-2030» подчеркивается, что конечной целью развития нашей страны является экономический рост, что приоритет экономического роста «будет одним из самых важных и сегодня и завтра, и в течение следующих тридцати лет»/1/. Важную роль в достижении этой цели играет информация, развитие которой «окажет воздействие не только на экономический рост, но и на социальную сферу, а также на интеграцию Казахстана в международное сообщество». В условиях формирования рыночных отношений практически невозможно управлять сложным экономическим механизмом хозяйствующего субъекта без своевременной экономической информации, основную часть которой дает четко налаженная система бухгалтерского учета. Данные бухгалтерского учета используются для оперативного руководства работой хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений для составления экономических прогнозов и текущих планов и, наконец, для изучения и исследования закономерностей развития экономики страны. /27, 31/

Показатели работы предприятия во многом зависят от состояния бухгалтерского учета, его оперативности, и достоверности. Это в свою очередь определяется организационными формами учета, применением технических средств сбора, передачи, обработки и хранения информации.

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан «О бухгалтерском учете» от 26 декабря 1995 года и государственной программой реформирования бухгалтерского учета в республике, Национальная Комиссия Республики Казахстан по бухгалтерскому учету и аудиту Министерства финансов Республики Казахстан, разработали основные нормативно-правовые документы по организации бухгалтерского учета в Республике.

В настоящее время проведена большая работа по гармонизации бухгалтерского учета.

Работа над реформированием бухгалтерского учета началась в 1993 году и была возложена на Департамент методологии, организации и контроля бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Республики Казахстан, перед которым стала дилемма: срочно изобретать свои методики или обратиться к опыту других стран; осуществлять реформу отечественного бухгалтерского учета постепенным, напоминающим ежегодный текущий ремонт путем без каких-либо кардинальных изменений и поломок, либо одноразовым путем, предполагающим полную папку сложившихся традиций.

Департамент выбрал «второй путь, и с этим трудно не согласиться», как пишет В.К. Радостовец. Первый путь действительно нецелесообразен, поскольку невозможно создать работоспособные эффективные методики, игнорируя зарубежный опыт, изучение и применение которого требуют рыночные отношения. Приведение казахстанской учетной информации в соответствие с международными стандартами становится одним из значимых факторов интегрирования Республики Казахстан в мировую экономику. /30, 23/.

Реформирование бухгалтерского учета работники указанного Департамента проводили с участием фирм «Дэлойт энд Туш» и «Прайс Уотерхаус». С целью глубокого изучения международного опыта, ведущие специалисты Департамента и Национального банка Республики Казахстан с 5 октября по 11 ноября 1995 г. прошли обучение в США, программа которого включала широкий спектр вопросов бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики.

Заметным достижением экономических реформ, проводимых в Республике Казахстан, следует считать разгосударствление и приватизацию в отраслях народного хозяйства и образование новых негосударственных структур в экономике (различных форм хозяйствующих субъектов и др.)

Несомненно, что деятельность в сфере материального производства государственных и негосударственных структур была бы успешной, если бы они функционировали в условиях нормативного рыночного хозяйства, на базе единых принципов коммерциализации и предпринимательства. В действительности же такого равенства нет, что подтверждается продолжающейся практикой нарушений и финансово - хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов. /22, 3/

В Казахстане аудиторская деятельность делает пока свои первые шаги. История становления и развития аудита здесь охватывает немногим более шести лет. В 1989 году при контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов Казахской ССР была создана хозрасчетная ревизионная группа, затем на ее базе в 1990 году решением правительства были организованы первая аудиторская фирма «Хозрасчетный аудиторский центр» и ее территориальные отделения. Накопленный опыт, постоянно увеличивающийся объем аудиторских услуг, а также в известной мере реконструкция мировой аудиторской практики позволили в 1992 году преобразовать хозрасчетный центр в крупную независимую акционерную компанию «Казахстанаудит».

Сейчас в состав акционерной компании входят около 40 дочерних аудиторских фирм и филиалов. Фирмами компании «Казахстанаудит» накоплен определенный опыт в проведении аудита, в портфеле заказов на услуги – широкий и постоянный круг клиентуры.

В настоящее время акционерная компания «Казахстанаудит» является единственным влиятельным партнером Палаты аудиторов, который безвозмездно способствует формированию структуры Палаты аудиторов, ее целей и разработчиком проекта закона об аудиторской деятельности в нашей республике и главным консультантом при его обсуждении в министерствах, на правительственном уровне и в парламентских комитетах, а также была автором проекта Устава Палаты аудиторов Казахстана. /28, 40/

Переход экономики республики к рыночным отношениям вызвал появление огромного числа новых по своей форме предприятий, малых предприятий, акционерных межотраслевых концернов, корпораций, ассоциаций, объединений, коллегий, совместных предприятий с участием иностранных инвесторов, бирж, коммерческих банков. /34, 12/

В коммерческую деятельность были вовлечены тысячи смелых, решительных бизнесменов и предпринимателей нового поколения, которые, однако, не обладали должным опытом, знаниями и необходимой осмотрительностью, имели весьма приблизительное представление о законах и нормах Республики Казахстан, регламентирующих работу их хозяйствующих субъектов (предприятий). Кроме того, неотработанность законодательного механизма зачастую, в свою очередь, не гарантирует уверенность собственника в начатом деле.

Между тем движение к правовому государству предполагает обязательность уважительного отношения к законам, их строгое соблюдение. Поэтому на данном переломном этапе возникла настоятельная необходимость оказывать всем новым экономическим структурам содействие в том, чтобы их коммерческая деятельность строилась на основе норм и положений, предусмотренных законами. Отсутствие бухгалтерского учета или его неправильное ведение чреваты злоупотреблениями и прямыми хищениями имущества хозяйствующих субъектов, развалом работы, банкротством и прекращением их деятельности.

Все это вызвало необходимость организации новой формы контроля за работой хозяйствующих субъектов. Этот контроль должен сочетаться с постоянной опекой, консультированием, экспертизой, правовой помощью и другими видами аудиторских услуг, оказывающих в целях повышения эффективности коммерческой деятельности, улучшения постановки учета и отчетности на данных предприятиях. Аудиторскую форму контроля за деятельностью коммерческих и других структур осуществляют все государства мира с развитой рыночной экономикой. /28, 52/.

Аудиторский контроль широко применяется в мировой практике. Основной его предпосылкой является взаимная заинтересованность хозяйствующих субъектов (акционерных обществ, фирм) в лице их владельцев (акционеров) и государства в лице налоговой инспекции и аудиторов в защите имущественных интересов собственника и государства в обеспечении учета и отчетности.

Независимый аудитор определяет достоверность отчетов предприятий, соблюдения действующего законодательства и составляет аудиторское заключение. На схеме 1 представлены основные принципы аудиторской деятельности. /33, 6/

Проблема весьма актуальна, тем более, что в Казахстане начались углубленные экономические реформы и в связи с этим большое значение приобретают аттестация и лицензирование специалистов – аудиторов и аудиторских фирм в городах и областях республики.










Свободный выбор хозяйствующим субъектам аудитора или аудиторской фирмы







Контрактные (договорные) отношения аудитора с заказчиком (предприятием) и аудитора с аудиторской фирмой.




Основные принципы аудиторской деятельности













При обнаружении недостатков возможность отказа заказчику (предприятию) в выдаче аудиторского заключения до их устранения







Запрещение аудиторам и аудиторским фирмам заняться торгово-коммерческой, посреднической, финансовой и хозяйственной деятельностью и другими услугами, кроме разрешенных законодательством.







страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 10 страница 11


Смотрите также:





<< предыдущая страница         следующая страница >>

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2020