zaeto.ru

Сергеева Ирина Владимировна Должность: учитель истории и обществознания Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение- гимназия №34 Орел 2010

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1


Муниципальное общеобразовательное учреждение - гимназия №34

«Согласовано» «Утверждаю»

С кабинетом ИУУ Директор гимназии №34

Зав. кабинетом истории ___________ Ю.В. Алферова

_______________________ _____ _____________ 2010 г.

от ___ ____________2010г


Программа элективного предмета
«Вспомогательные исторические дисциплины»

Программа подготовлена в соответствии с

Государственными стандартами образования

Автор: Сергеева Ирина Владимировна

Должность: учитель истории и обществознания

Место работы: Муниципальное общеобразовательное

учреждение- гимназия №34

Орел 2010


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс предназначен для учащихся социально-гуманитарных классов.

Программа создана на основе учебника для ВУЗов «Вспомогательные исторические дисциплины» под ред. Г.А.Леонтьева, П.А. Шорина, В.Б.Кобрина.

В школьной программе по истории не уделяется достаточного внимания изучению вспомогательных исторических дисциплин: палеографии, нумизматики, сфрагистики, хронологии, геральдики, метрологии, нумизматики и т.д. Многие школьники не знают о существовании подобных исторических дисциплин, об их роли в разгадывании исторических тайн или имеют весьма поверхностные знания.

Данный курс поможет учащимся с большим интересом воспринимать исторический материал, получить навыки критики исторических источников, установлению их подлинности, времени и места составления, авторства.

Демонстрация типов письма, украшений книг сделает более полным и наглядным объяснение вопросов культуры. Значение метрологии поможет раскрыть содержание старых мер, перевести их на современную метрическую систему. Перевод дат на новое летосчисление и новый стиль нагляднее раскроет суть календарных преобразований, проводимых в нашей стране в начале 18 и 20 столетий. Знание основ теоретической геральдики поможет глубже и всесторонне изучить проблематику государственного герба, городских и частных гербов. Обращение к дополнительному материалу в виде изображений и надписей на монетах значительно активизирует усвоение учащимися курса истории.

Предлагаемый элективный предмет построен преимущественно на мате­риалах истории России с использованием отдельных элементов из истории зарубежных стран. В основу курса положено сочетание проблемно-тематического и хронологического принципов.

Данный элективный предмет рассчитан на 68 часов и предназначен для учащихся 10-11 классов.

Применение фактического материала и методик вспомогательных исторических дисциплин поможет в создании экспозиций школьного музея, краеведческой и экскурсионной работе, в факультативных занятиях и занятиях школьных исторических кружков.


Цель

Формирование активного познавательного интереса учащихся к истории, развитие навыков самостоятельной творческой деятельности, обучение некоторым приемам и методам научной и исследовательской работы


Задачи


  • Углубление знаний учащихся в области истории;

  • развитие основ исторического мышления на базе систематизации и обобщения ранее изученного материала, а также углубленного анализа исторического процесса;

  • формирование навыков работы с историческими источниками;

  • развитие умения анализировать, сравнивать и обобщать исторические факты, давать им оценку;

  • формирование устойчивого интереса к истории;

  • закрепление навыков самообразования

  • развитие абстрактного мышления, умственных и творческих способностей учащихся;

  • содействие стремлению учащихся к исследовательской работе;

  • развитие интересов и способностей к самоорганизации, готовности к сотрудничеству, активности и самостоятельности;

  • содействие развитию бережного и уважительного отношения к историческому наследию страны.


Ожидаемые результаты
В результате освоения теоретической и практической частей курса

учащиеся должны:



  • получить представление об основных видах вспомогательных исторических дисциплин;

  • самостоятельно ориентироваться в различного рода исторической информации, исторических источниках, их содержании;

  • работать по четкому плану, читать схемы, работать с иллюстрациями, картами, документами;

  • освоить методы научно-исследовательской работы;

  • высказывать собственное отношение, понимание исторических событий;

  • использовать полученные знания при изучении других дисциплин


Формы организации занятий и контроля знаний
Организация учебного процесса предусматривает изучение предмета

«Вспомогательные исторические дисциплины» во взаимосвязанных и взаимодополняющих формах.

Урочная форма (лекция - семинар), в которой учитель объясняет новый материал, а затем вместе с учащимися закрепляет его на конкретных примерах.

Внеурочная форма, в которой учащиеся самостоятельно изучают исторические источники по нужной тематике, анализируют и оценивают их содержание, выясняют значение новых понятий и терминов.

Применяются как индивидуальные, так и групповые методы работы. На практическом (семинарском) занятии оценивается самостоятельная работа учащихся, представленная в устной или письменной форме. В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5-10 минут) срезовые работы, определяющие их уровень знаний по данной теме. Выполнение их способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысление материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.

Работа учащихся оценивается по 5-балльной системе.



Методы проведения занятий.

Ведущие формы организации учебных занятий: лекции с последующими обсуждениями; семинарские занятия, практические работы, презентации ученических творческих разработок; работа в группах по определённым заданиям, экскурсии.




Учебно-тематическое планирование курса




Тема

Количество часов

Из них

Теоретические

Практические

Проект (другое)

1.

Введение

1

1







2.

I. Археология

9













1.Археология. Методы и приемы археологических исследований.

1

1










2.Отрасли археологии

1

1










3. Развитие археологии в Орловской области

1

1










4.Российская и советская археология. Крупнейшие открытия.

2

1




1




5.Археология: неразгаданные загадки

1







1




6-7. Экскурсия в краеведческий музей

2




2







8. Контрольное тестирование

1







1

3.

II. Палеография

6

2

1

1




1.Возникновение письменности. Внешние признаки рукописных источников Древней Руси

1

1










2.Внешние признаки письменных источников конца 12-15вв.

1,5

1

0,5







3.Внешние признаки письменных источников конца 16-17, 18-19вв.

1,5

1

0,5







4.Сравнительный анализ письменных источников

1




1







5.Обобщающий урок

1







1

4.

III. Нумизматика и бонистика

7













1. История денег в крылатых выражениях

1




1







2.. Денежное обращение древнерусского государства

1

1










3. Русские монеты и денежное обращение в 14-17вв.

1

0,5

0,5







4.Русская монетная система в 18-нач. 20вв.

1

0,5

0,5







5.Развитие денежной системы в 20 веке

1

0,5

0,5







6-7. Защита проектов

2







2

5.

IV. Сфрагистика

4













1.Печати древнерусского государства

1

0,5

0,5







2.Печати русского государства 14-нач. 20вв.

1

0,5

0,5







3.Советские печати

2

1




1

6.

V. Фалеристика

7













1. Наградная система Российской империи. Этапы становления.

1

1










2. Советская фалеристика

1

1










3.Компьютерная презентация темы «Ордена Российской Империи».

2

1




1




4.Компьютерная презентация темы «Награды Советского Союза и времён Великой Отечественной войны».

2

1




1




5.Компьютерная презентация темы «Ордена и медали Российской Федерации».

1

0,5




0,5

7

VI. Геральдика

7













1.Геральдика, предмет, цели, задачи.

1

1










2.Развитие геральдики в России

1

1

1







3.Гербы городов

1

0,5

0,5







4.Вексиллография

2

1

1







5.Защита проекта

2







2

8.

VII. Иконография

3













1. Догматические, эстетические каноны изображения святых.

1

1










2.Иконопись в домонгольский период

1




1







3.Иконопись в послемонгольский период

1




1




9.

VIII. Генеалогия

7













1.Европейская и российская генеалогия. Этапы становления и развития

1

1










2.Система социального этикета

1

0,5

0,5







2.Методика генеалогического исследования

3

1

1

1




Защита проекта

2







2

10.

IX. Ономастика

4













1.Предмет и задачи исторической ономастики

1

1










2.Историческая топонимика

1

0,5

0,5







3.Этнонимика и антропонимика

1

0,5

0,5







4.Практическая работа

1







1

11.

X. Метрология

5













1. Метрология древнерусского государства

1

1










2. Метрология периода феодальной раздробленности

1

1










3.Русская метрология 14-19века

1

0,5

0,5







4. Современная метрология.

1

0,5

0,5







5. Защита проекта

1







1

12.

XI. Хронология

4













1.Хронология, её цели и задачи.

1

1










Русская система счета времени.

1

0,5

0,5







Практическая работа

2




1

1

13.

Итоговая работа

2







2

14.

Резерв

3










Содержание
Тема 1. Вспомогательные исторические дисциплины - 1час.

Данная тема служит своего рода введением к курсу. Здесь рассматривается понятие вспомогательные исторические дисциплины, определяются задачи курса.

Вводный характер занятия предопределяет педагогическую задачу, как создание соответствующей мотивационной установки на изучение курса. С этой целью необходимо раскрыть особенности курса и степень самостоятельности и творческой активности учащихся на занятиях и при подготовке к ним.
Тема 2. Археология - 9 часов.

Тема посвящена археологии, которую в большей степени можно отнести к самостоятельной исторической науке. Но необходимость её включения в курс продиктована тем, что именно данные археологических раскопок служат основой для изучения, анализа иными вспомогательными историческими дисциплинами.

На занятиях в ходе эвристических бесед, привлекая ранее полученные знания на уроках истории, раскрываются методы и этапы археологических исследований, даётся характеристика развития российской и советской археологии, делается акцент на исследовании археологических памятников на Орловщине.

Основные понятия темы: археология, археологические раскопки, курганы, городища, могильники, археологический памятник, артефакты.
Тема 3. Палеография – 6 часов

На занятия даются общие представления о палеографии, дисциплине занимающейся занимается изучением внешних признаков рукописных и печатных источников в источников в их историческом развитии. Рассматриваются основные вопросы палеографии от возникновения письменности у славян до особенностей письма 17-18 веков. Учащимся даются первичные навыки чтения текстов написанных старославянским шрифтом



Основные понятия темы: палеография, палеографический метод, глаголица, кириллица, тайнопись, пергамент, устав, полуустав.
Тема 4. Нумизматика и бонистика – 7 часов

На занятиях в форме интерактивных лекций, а так же в беседах с учащимися определяются особенности нумизматики и бонистики как специальных исторических дисциплин; поэтапно раскрывается история развития денежной системы России с 10 по 20 век.

Планирование темы, рассчитанное на 2 часа, может быть осуществлено в 2х вариантах:

Основные понятия темы: нумизматика, бонистика, проба, аверс, реверс, гурт, гривна, копейка.
Тема 5. Сфрагистика – 4 часа
Тема посвящена изучению истории печати в России. Охарактеризовать роль и значение печати в государстве, раскрыть особенности форм, изображений на печатях, их виды в разные периоды истории России.

Основные понятия темы: сфрагистика, сигиллография, матрица, оттиск, вислые печати, прикладные печати, геммы.
Тема 6. Фалеристика - 7 часов.

Занятия нацелены на то, чтобы дать общее представление о наградной системе России, об этапах её становления и развития. Дополнить и конкретизировать знания учащийся смогут при подготовке компьютерных презентаций заранее выбранных тем.

Интегрированный характер темы проявляется в обретении учащимися навыков творческих разработок с использованием компьютерных технологий.

Основные понятия темы: Фалеристика, орден, медаль, статусу, полный кавалер Ордена.
Тема 7. Геральдика – 7 часов.

Содержание этой темы раскрывает особенности геральдики, предметом изучения которой является гербы; знакомит учащихся с правилами геральдики, этапами развития городской геральдики в России. Рассматриваются вопросы вексиллографии.



Основные понятия темы: геральдика, герб, девиз, герольдмейстер, геральдические правила.

Тема 8. Иконография – 3 часа.

На занятиях учащиеся получают представление о догматических, эстетических канонах, применяющихся при изображении святых.



Основные понятия темы: канон, икона лик.
Тема 9. Генеалогия – 7 часов

На занятиях рассматривается развитие европейской и российской генеалогии, её эволюция, проводятся примеры генеалогий известных российских родов. Изучают систему социального этикета. Научатся самостоятельно составлять генеалогическое дерево своей семьи.



Основные понятия темы: генеалогия, генеалогическое древо.
Тема 10 . Ономастика – 4 часа

На занятиях рассматриваются особенности исторической топонимики, дать характеристику исторической топонимике, предметом изучения которой являются происхождения названий рек, населённых пунктов, городов; определяется роль этнонимики и антропонимики в изучении исторических событий. При изучении темы возможно и целесообразно использование внутрипредметных и межпредметных связей. В частности, уроки географии, краеведения могут дать учащимся основу для размышлений и происхождении ряда географических названий.



Основные понятия темы: ономастика, топонимики, этнонимика, антропонимика.
Тема 11. Метрология – 5 часов

На занятиях дается представление о метрологии как вспомогательной исторической дисциплине, изучающей различные меры - длины, площади, объема. Прослеживается изменение метрологии от истоков русского государства до современности.



Основные понятия темы: метрология, верста, сажень, четверть, аршин, «сошное письмо».
Тема 12. Хронология – 4 часа

На занятиях дается представление о хронологии, как дисциплине изучающей системы времяисчисления и историю их развития.



Основные понятия темы: хронология. Юлианский календарь, Григорианский календарь, индиктыэра, современное летоисчисление.
Итоговое занятие:

В форме письменного ответа проверяются знания учащихся за весь курс. С учётом выполнения текущих творческих работ выставляется итоговая оценка (зачёт).



Литература


  1. Кобрин Н.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2002.

  2. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). /Гл. редактор A.M. Прохоров. - М.,
    1978.

  3. Лакиер А.Б. История российской геральдики. М., 2006.

  4. Города России. Энциклопедия. /Гл. редактор Г.М. Лаппо. - М., 1994.

  5. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие.
    /Можейко И.В., Сивова Н.А., Соболева Н.А. - М., 2003.

  6. Каменцева Е.И., Устинов И.В. Русская сфрагистика и геральдика. - М, 1974.

  7. Кузнецов А. Энциклопедия русских наград. - М., 2002.

  8. Малышев А.И. Бумажные денежные знаки России и СССР. - М., 1991.

  9. Мурашов Г.А. Титулы, чины, награды. - СПб., 2003.

  10. Семар Г.М. Среди монет, мер и весов. - М., 1992.

  11. Соболева Н.А. Старинные гербы российских городов. - М., 1985.

  12. Соболева Н.А. Русские печати. - М, 1992.



Интернет - источники
1.Онлайн Энциклопедия Кругосвет

2. Большая советская энциклопедия

3 Богослов.ru http://www.bogoslov.ru/topics/25306/index.html


4. Словарь терминов http://www.pravenc.ru/rubrics/122910.html
страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2020