страница 1
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
факультет филологии и журналистики
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины «Литературы народов СНГ»
(часть II)
вузовского компонента цикла ОПД
по специальности 021700 ФИЛОЛОГИЯ
Ростов-на-Дону
2006
Учебно-методический комплекс разработан кандидатом филологических наук, доцентом кафедры отечественной литературы ХХ века И. И. Цыценко.
Ответственный редактор канд. филол. наук Е. В. Белопольская
Компьютерный набор и верстка канд. филол. наук И. И. Цыценко
Печатается в соответствии с решением кафедры отечественной литературы ХХ века факультета филологии и журналистики РГУ, протокол № 6 от 27 марта 2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Пояснительная записка………………………..……………………...
|
4-5
|
2 Рабочая программа курса (часть 2)
|
|
2.1 Учебно-тематический план курса……………………………
|
6-9
|
2.2 Список художественных произведений……………………..
|
9-11
|
2.3 Учебно-научная и критическая литература по разделам…..
|
11-16
|
2.4 Контрольные вопросы………………………………………..
|
16-17
|
2.5 Учебно-тематический план семинарских занятий………….
|
17-23
|
2.6 Вопросы к экзамену …………………………..…………..….
|
23-26
|
3 Темы курсовых и дипломных работ…………………………….…..
|
26-27
|
4 Вопросы для контроля остаточных знаний по курсу………………
|
27-30
|
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины «Литературы народов СНГ», включенной в учебный план отделения «отечественная филология», состоит из двух частей и содержит рабочие программы; списки художественных произведений, обязательных для прочтения; перечень рекомендованной литературы по всем разделам; контрольные вопросы; учебно-тематический план семинарских занятий (с указанием тем, вопросов, рекомендованной литературы); перечни тем для самостоятельной работы студентов, осуществляемой в форме рефератов и докладов, перечень тем для написания курсовых и дипломных работ; список экзаменационных вопросов; глоссарий, содержащий ключевые понятия, необходимые для осмысления общих проблем курса.
Согласно учебному плану, первая часть учебного курса изучается студентами в шестом семестре 3 курса и включает в себя 18 лекционных часов, 28 часов семинарских занятий (по 14 часов в каждой из двух групп) и 14 часов контрольных работ. Форма отчетности – сессионный зачет. Вторая часть учебной дисциплины изучается студентами в седьмом семестре 4 курса. Она состоит из 18 лекционных часов, 36 часов семинарских занятий (по 18 часов в каждой группе) и 12 часов контрольных работ; форма отчетности – экзамен.
Целью данного курса является историческое и теоретическое осмысление литературного наследия народов, с которыми на протяжении веков соседствовала русская культура. Исследование зональных синтезов, региональных объединений как крупных компонентов всемирного литературного процесса, а также изучение внутринациональных закономерностей литературного развития – приоритетные задачи курса. В числе прочих задач: изучение взаимосвязанности и взаимозависимости литератур, входящих в отдельные литературные регионы, как постоянного плодотворного фактора становления и развития этих литератур; исследование историко-этнических основ литературных общностей, их неповторимого менталитета; рассмотрение проблемы национального своеобразия литературы; изучение периодизации истории отдельных литератур, основных литературно-художественных направлений в них; исследование актуальных проблем развития национальных литератур на современном этапе. Предполагается также возможность расширенного рассмотрения в отдельности аспекта какой-либо литературы, либо писателя, произведения, конкретной историко-теоретической или теоретико-методологической проблемы в связи с их особым значением для литературного развития региона.
Специфика данного курса состоит в многорегиональности, многоязычности, многонациональности и неравномерном развитии отдельных литератур и целых регионов. Объемность дисциплины, масштабность историко-литературных целей и теоретических задач делают невозможным полное глубокое освоение истории всех литератур, входящих в программу курса. Поэтому отбор изучаемых тем и текстов определяется применительно к каждой литературе индивидуально. Наибольшее внимание уделяется исследованию самых значительных эстетических достижений внутри отдельных литератур. Кроме того, списки художественных текстов, обязательных для прочтения, скорректированы в соответствии с возможностями фондов Зональной научной библиотеки.
Большое количество рекомендуемой научной и критической литературы обусловлено отсутствием соответствующего современным научным критериям учебника по данной дисциплине, а также недостаточным количеством фундаментальных работ по некоторым темам. Кроме того, значительный перечень учебно-научной литературы обеспечивает возможность плодотворной самостоятельной работы студентов по проблемам курса.
2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ СНГ» (часть 2)
2.1 Учебно-методический план курса
2.1.1 Общие закономерности развития славянских литератур
Видные слависты (Ф. Буслаев, А. Пыпин, Д. Лихачев и др.) о славянской литературной общности. Социально-исторический контекст литературного бытия славянских народов. Славянский тип культурного формирования.
Литературные регионы у славян. Периодизация истории славянских литератур.
Историческая судьба восточно-славянского литературного региона.
2.1.2 Украинская литература
Формирование украинской народности, языка и литературы (XIV–XV вв.). Украинский фольклор и его влияние на литературу. Полемическая литература XVI–XVII вв. Иван Вышенский. Литературное движение в XVII–XVIII вв. Украинское барокко в поэзии, драматургии и прозе. Философское учение и художественное творчество Г. Сковороды.
Становление новой украинской литературы. И. Котляревский – реформатор украинского литературного языка. Бурлеск и травестия И. Котляревского. Усиление связей с русской литературой в начале XIX в. Творчество Г. Квитки-Основьяненко и русская «натуральная школа». Украинский романтизм, его крупнейшие представители. Украинская литература 40-50-х гг. XIX в., переход к критическому реализму.
Творческий путь Т. Шевченко. Мировоззрение и эстетические взгляды поэта. Сочетание романтизма и реализма в раннем творчестве. Идейно-художественное своеобразие сб. «Кобзарь» и поэмы «Гайдамаки». Усиление реалистической тенденции в поэзии книги «Три года». Сатира Т. Шевченко. Творчество периода ссылки. Поздняя лирика и поэма «Неофиты». Индивидуальный поэтический стиль Т. Шевченко.
Украинская литература во второй половине XIX в.: расширение тематических и жанровых рамок литературы. Появление социального романа (П. Мирный, И. Франко). Творческий путь И. Франко. Идейно-тематическое содержание его поэтических сборников «Вершины и низины», «Увядшие листья», «Мой Измарагд» и др. Философские поэмы и проза И. Франко.
Обогащение реализма и появление модернистских тенденций в литературном развитии рубежа XIX–XX вв. Углубление психологизма в прозе и драматургии. Творчество Л. Украинки. Политическая, философская, пейзажная лирика в сб. «На крыльях песен», «Мечты и думы», «Отзвуки». Поэмы «Старая сказка», «Роберт Брюс, король Шотландский». Новаторство культурологической и философской драматургии Л. Украинки («Одержимая», «Кассандра», «Вавилонский плен», «Каменный гость», «Лесная песня» и др.).
Своеобразие творческого метода и стиля произведений М. Коцюбинского. «Тени забытых предков» - одно из самобытнейших произведений в украинской литературе. Мастерство М. Коцюбинского – новеллиста. Импрессионизм в прозе писателя.
Расцвет украинской новеллистики в творчестве В. Стефаника и О. Кобылянской. Острота проблематики, лаконичность стиля.
Украинская литература ХХ в. Усложнение литературной жизни в 1910–1920-е гг. Основные литературные группы и течения. Многообразие украинской поэзии этого периода (М. Зеров, Е. Плужник, М. Рыльский, М. Семенко, А. Олесь и др.). Украинская литература в 1930-е гг.: тенденция к унификации. Портрет эпохи в произведениях М. Хвылевого. Неразрешимость конфликтов в «Повести о Санаторной зоне» и романе «Вальдшнепы».
Торжество литературы социалистического реализма на Украине.
Тенденции развития украинской прозы в последние десятилетия ХХ в.
Своеобразие художественного мира В. Шевчука. Интертекстуальность в романе В. Шевчука «На поле смиренном». Творческие поиски в малой прозе В. Дрозда, Ю. Логвина, Г. Тютюника.
2.1.3 Белорусская литература
Формирование белорусского языка и письменности в XIV – первой половине XVI в. Белорусско-литовские летописи. Влияние польской литературы. Распространение идей гуманизма в Белоруссии в XVI в. Ф. Скорина – великий белорусский просветитель. Историческое значение его деятельности для славянских народов. М. Гусовский – поэт-гуманист эпохи Возрождения. Белорусская полемическая литература. Литературное развитие в XVI–XVIII вв. Творческая деятельность С. Полоцкого. Развитие фольклора, анонимной поэзии и драматургии в Белоруссии.
«Энеида наизнанку» и «Тарас на Парнасе» – первые оригинальные произведения новой белорусской литературы. Просветительский реализм В. Дунина-Марцинкевича. Развитие литературы во второй половине XIX в. Демократизм творчества Ф. Богушевича. Некрасовские и шевченковские традиции в его творчестве.
Влияние первой русской революции на культурную ситуацию в Белоруссии. Ускоренный рост культурного движения. Деятельность газет «Наша доля» и «Наша нива» и их роль в развитии белорусской литературы. Определяющая роль творчества Я. Купалы, Я. Коласа и М. Богдановича для «белорусского возрождения». Философское осмысление настоящего и будущего белорусского народа в их поэзии. Влияние фольклора на белорусскую лирику этого периода.
Развитие прозы в творчестве М. Горецкого. Тема белорусского интеллигента в повестях «Меланхолия» и «Две души».
Основные тенденции развития белорусской литературы в 1920–1930-е гг. Литература периода Великой Отечественной войны. Эволюция познания военной действительности в белорусской литературе 1970–1980-х гг. Творческий путь В. Быкова. Философское углубление военной темы в повестях В. Быкова. Образ советской действительности в повести «Облава». Поэтика произведений В. Быкова.
Человек и война в прозе А. Адамовича. Роль документа в поэтике его повестей.
История Белоруссии в произведениях В. Короткевича, идейное и жанровое своеобразие его произведений.
2.1.4 Молдавская литература
Древняя молдавская литература на славянском языке (XVI–XVII вв.). Славяно-молдавские летописи – великолепные памятники художественной историографии. Появление письменности на молдавском языке. Развитие религиозной литературы. Культурные связи с Украиной и Россией. «Казания» Варлаама – первая печатная молдавская книга. Молдавская культура рубежа XVII–XVIII вв. и деятельность Н. Спафария. Летописи и хроники этого периода.
Рост влияния русской культуры после присоединения Бессарабии к России. Литературный процесс в XIX в. и творчество М. Эминеску. Творческий путь поэта. Своеобразие индивидуального стиля поэзии М. Эминеску.
Молдавско-русско-украинские литературные связи в первой половине ХХ в. Современная молдавская литература. Лирическая поэзия Гр. Виеру. Основные мотивы его лирического творчества.
Творческая индивидуальность И. Друцэ. История и современность в малой прозе писателя и его романе «Белая церковь».
2.2 Список художественных произведений по курсу «Литературы народов СНГ» (часть 2)
-
Г. Сковорода «Сад божественных песней», «Кольцо», «Потоп змиин».
-
И. Котляревский «Энеида».
-
Т. Шевченко Лирика (сб. «Кобзарь», «Три года», лирика периода ссылки и лирика 1850-х гг.). Поэмы: «Катерина», «Слепая», «Сон», «Еретик», «Кавказ», «Наймичка», «Неофиты».
-
И. Франко сб. «С вершин и низин», «Увядшие листья», «Мой Измарагд». Поэмы «Смерть Каина», «Моисей».
-
Л. Украинка сб. «На крыльях песен», «Мечты и думы», «Отзвуки». Поэма «Изольда Белорукая». Драматические поэмы: «Одержимая», «Кассандра», «Каменный хозяин», «Лесная песня».
-
М. Коцюбинский «Тени забытых предков». Новеллы и рассказы: «Куколка», «Смех», «Подарок на именины», «Что записано в книгу жизни», «Яблони цветут», «Сон», «Неизвестный», «Persona grata», «Intermezzo» и др.
-
О. Кобылянская «Меланхолический вальс», «Природа», «Битва», «Некультурная», «Пора», «За готар» и др. рассказы.
-
В. Стефаник «Новость», «Ангел», «Осень», «Земля», «Портрет» и др. новеллы.
-
М. Рыльский. Лирика (сб. «Синяя даль», лирика 1950–1960-х гг., цикл «Тайна осенней листвы»).
-
М. Хвылевый. «Я» (Наш современник.- 1989.- №9), «Повесть о Санаторной зоне» (Дружба народов.-1988.-№7), «Вальдшнепы» (Дружба народов.-1990.- №7).
-
В. Пидмогильный. «Город» (Дружба народов.- 1992.- №8–10).
-
Е. Плужник. Лирика (отдельные издания или в книге: Ой, упало солнце. Из украинской поэзии 1920–1930-х гг.- М., 1991).
-
М. Зеров Лирика (отдельные издания или в книге: Ой, упало солнце. Из украинской поэзии 1920–1930-х гг.- М., 1991).
-
А. Олесь. Лирика (отдельные издания или в книге: Ой, упало солнце. Из украинской поэзии 1920–1930-х гг.- М., 1991).
-
П. Тычина Лирика. Поэма «Сковорода».
-
В. Шевчук. «На поле смиренном».
-
В. Дрозд. Рассказы из кн. «Солнцеворот» или «Рисунки детства».
-
М. Эминеску. Лирика разных лет ( по кн.: М. Эминеску. Избранное. -Кишинев, 1980; М. Эминеску. Звезды новорожденной свет. - М., 1989). Поэма «Лучаферул».
-
И. Друцэ. «Белая церковь», «Одиночество пастыря», «Самаритянка», «Возвращение на круги своя».
-
Гр. Виеру. Лирика ( по любому сборнику)
-
Я. Купала. Лирика 1910–1920-х гг. (можно сб. «Гусляр»). Поэмы «Могила льва», «Сон на кургане».
-
Я. Колас. Сб. «Песни печали». Поэма «Новая земля».
-
М. Богданович. Лирика (сб. «Венок» или др. изд.).
-
М. Горецкий. «Меланхолия», «Две души».
-
А. Адамович. «Каратели», «Я из огненной деревни» (или «Партизаны»).
-
В. Быков. «Сотников», «Дожить до рассвета», «Знак беды», «Карьер», «В тумане», «Облава».
-
В. Короткевич. «Дикая охота короля Стаха». Лирика («Новая Атлантида» или др. изд.).
2.3 Учебно-научная и критическая литература
А) К разделу «Историческая общность славянских литератур»
Лихачев Д. Древнеславянские литературы как система// Славянские литературы: VI Международный съезд славистов. - М., 1968.
Славянские литературы в процессе становления и развития. - М., 1987.
Голенищев-Кутузов И. Славянские литературы. - М., 1973.
Б) К разделу «Украинская литература»
Охрименко П., Пильчук И., Шлапак Д. История украинской литературы. - М., 1970.
Перетц В. Исследования и материалы по истории старинной украинской литературы XVI–XVIII вв. - М.–Л., 1962.
История украинской литературы второй половины XIX в. - Киев, 1979.
Новиченко Л. Избр. работы: В 2 т. - М., 1985.
Пархоменко М. Горизонты реализма. - М., 1982.
Барабаш Ю. «Знаю человека…»: Григорий Сковорода. - М., 1989.
Еремин И. И. П. Котляревский. - М., 1952.
Шевченковский словарь.- Т.1-2. - Киев, 1977.
Шевченко и мировая литература. - М., 1964.
Белецкий А., Дейч А. Т.Шевченко. - М., 1989.
Рыльский М. О поэзии Т.Шевченко. - М., 1964.
Кирилюк Е. Т.Шевченко. Критико-биографический очерк. - М., 1988.
Хинкулов Л. Тарас Шевченко. - М., 1960.
Пархоменко М. Иван Франко. - М., 1981.
Творчество И. Франко в мировом литературном процессе: Сб. статей. - М., 1986.
Белецкий А. и др. И. Франко. Жизнь и творчество. - Киев, 1956.
Иван Франко и историко-литературный процесс. - Киев, 1968.
Кобылецкий Ю. Иван Франко. - М.,1960.
Вязовская О. О типологии характеров в творчестве М. Коцюбинского// Вопросы литературы народов СССР. - Киев-Одесса, 1981. Вып.8.
Коцюбинский М. М. и русская литература. - Киев, 1989.
Иванов Л. М. Коцюбинский. Критико-биографический очерк. - М., 1956.
Партомин М. Мировоззрение М. Коцюбинского. - Харьков, 1965.
Пархоменко М. Обновление традиций. - М., 1975.
Погребенник Ф. Страницы жизни и творчества В. Стефаника. - Киев, 1980.
Дейч А. Леся Украинка. - М., 1954.
Жук Н., Передрий В. Великая поэтика Украины. - М., 1963.
Кузякина Н. Украинская драматургия начала ХХ века. - Л., 1978.
Бабышкин О. Л. Украинка. - М., 1970.
Рысак А. Животворный источник духовного вдохновения: Поэзия Л. Украинки в русских переводах. - Львов, 1981.
Охрименко П., Охрименко О. Л. Украинка и мировая культура. - Минск, 1970.
Журавская И. Леся Украинка и зарубежные литература. - М., 1968.
Новиченко Л. Избранные работы: В 2т. - М., 1985.
Как слово наше отзовется: литературно-критические статьи. - Киев, 1987.
Шаховский С. Лирика и лирики. - М., 1963.
Пархоменко М. Мастер поэтической прозы// Литература и современность. - М., 1964.
Мазепа Н. Развитие современной советской поэмы. - Киев, 1986.
Украинская литература в русской критике конца ХIХ-начала ХХ века. -Киев, 1980.
Коваль В. Сталинский приговор М. Хвылевого// Наш современник.- 1989.-№ 9.
Шевченко Л. Микола Хвылевый – читая вновь и впервые// Радуга.- 1989. - № 6.
Забужко О. В поисках утраченного времени// Литературная учеба.- 1989.- № 4.
Дзюба И. Пятьдесят лет спустя// Дружба народов.- 1989.- № 4.
Танюк Л. Неприрученный вальдшнеп// Литературная учеба.- 1989.- № 4.
Костенко Н. М. Рыльский – мастер украинского классического стиха. - Киев, 1988.
Вервес Г. М. Рыльский в кругу славянских поэтов. - М., 1981.
Белецкий А. М. Рыльский. - М., 1961.
Озеров Л. Поэзия П. Тычины. - М., 1971.
Кончур Г. Но вспомнишь ли у новых берегов…// Литературное обозрение.-1989.- № 9.
Мельник В. Долгожданное возвращение// Литературное обозрение.- 1990.-№ 5.
В) К разделу «Белорусская литература»
История белорусской литературы дооктябрьского периода. - Минск, 1977.
Яскевич А. Становление белорусской традиции. - Минск, 1987.
История белорусской дооктябрьской литературы. - М., 1977.
Василенок С. Фольклор и литература Белоруссии эпохи феодализма. - М., 1961.
Конон В. От Ренессанса классицизму: Становление эстетической мысли Белоруссии в ХVI–XVIII вв. - Минск, 1978.
Майрович С. Жизнь и творчество Ф.Богушевича. - Минск, 1961.
Мозольков Е. Я. Купала. - М., 1961.
Лойко О. Я. Купала. - М., 1982.
Гилевич Н. В это верю. - М., 1986.
Кабакова А. «Я хотел бы встретиться с Вами…»// Литературное обозрение.-1981.- №12.
Березкин Г. Человек на заре.- М., 1970.
Березкин Г. Звенья. - М., 1987.
Березкин Г. Мир Купалы. - М., 1973.
Науменко И. Янка Купала, Якуб Колас. - М., 1982.
Майкрович А. Я. Купала и Я. Колас. - Минск, 1982.
Гилевич Н. В это верю. - М., 1986.
Руденко-Десняк А. Выбор и путь. - М., 1982.
Коваленко В. Общность судеб и сердец. Белорусская проза о войне в контексте русской и других литератур. - Минск, 1985.
Дедков И. Плата за жизнь// Литературное обозрение.- 1980.- №6.
Лебедев А. По ком звонит колокол?// Литературное обозрение. - 1980.- №6.
Лазарев А. В. Быков. - М., 1979.
Шагалов А. В. Быков. Повести о войне. - М., 1989.
Дедков И. В. Быков: очерк творчества. - М., 1980.
Оскоцкий В. Логика недоверия// Новый мир.- 1988.- № 2.
Дедков И. Под знаком беды// Новый мир.- 1983.- № 10.
Г) К разделу «Молдавская литература»
Литературное наследство молдавского народа. - Кишинев, 1962.
Коваль Д. Периодическая печать и молдавский литературный процесс ХIХ в. - Кишинев, 1987.
Дружба народов – дружба литератур. Писатели и критика о молдавской литературе. - Кишинев, 1974.
Чампой М. Человек – природа – история// Дружба народов.- 1989.- № 1.
Белых Е. Имена Кишинева. - Кишинев, 1987.
Кравченко В. Древо народной жизни// Друцэ И. Избранное. Т.1. - М., 1989.
Земля, вода и знаки препинания// Писатель и время. - М., 1988.
Турков А. Бессмертная лоза// Литературное обозрение.- 1983.- № 6.
Лебедев А. Твое первое имя// Лебедев А. Выбор. - М., 1980.
Кравченко В. Движение лирической прозы// Вопросы литературы.- 1984.- № 5.
Камянов В. Доверие к сложности. - М., 1984.
Рассадин С. «Я ими всеми побежден» //Дружба народов.- 1984.- №3.
Чимпой М. Миражи детства. - Кишинев, 1970.
Чимпой М. Метафора как хлеб// Дружба народов.- 1980.- №3.
Гайничеру О. Верлибр и перевод/ /Кодры.- 1983.- №9.
2.4 Контрольные вопросы
-
Идейно-художественное своеобразие поэмы Т. Шевченко «Катерина».
-
Основные особенности поэтики в лирике Т. Шевченко.
-
Своеобразие сатиры Т. Шевченко. Концепция и композиция поэмы «Сон».
-
Концепция героя в поэме И. Франко «Смерть Каина».
-
Тема пророка в поэме И. Франко «Моисей».
-
Назвать основные мотивы лирики И. Франко.
-
Фольклорность «Лесной песни» Л. Украинки.
-
Культурологическая драматургия Л. Украинки. Интерпретация вечного сюжета в драме «Каменный гость».
-
Философские мотивы лирики Г. Сковороды.
-
Особенности развития украинской литературы в Х1Х веке.
-
Проанализировать новеллу М. Коцюбинского «Смех».
-
Особенности поэтики в рассказе М. Коцюбинского «Неизвестный».
-
Назвать основные черты стиля новелл В. Стефаника.
-
Охарактеризовать образ Параски из рассказа О. Кобылянской «Некультурная».
-
Фольклорность в поэме Я. Купалы «Сон на кургане».
-
Мифологические образы в лирике М. Богдановича.
-
Образ города в лирике М. Богдановича.
-
Охарактеризовать основные мотивы лирики Я. Коласа.
-
Символические образы в повести В. Быкова «Знак беды».
-
Смысл названия повести В. Быкова «Облава».
-
Особенности композиции в повести А. Адамовича «Каратели».
-
Особенности жанра «Дикой охоты короля Стаха» В. Короткевича.
2.5 Учебно-тематический план семинарских занятий
Тема 1 Библейские темы в творчестве И. Франко. Поэмы «Смерть Каина» (1899г.) и «Моисей» (1904 г.) (2 часа)
-
История Каина в Библии и в поэме И. Франко «Смерть Каина»: трансформация сюжета.
-
Развитие образа Каина в поэме.
-
Поиски смысла истории сквозь призму библейского сказания в поэме «Смерть Каина».
-
Место Каина И. Франко в истории интерпретаций этого образа в мировой литературе.
-
Замысел поэмы «Моисей», исторические и литературные источники.
-
Концепция личности и народа в поэме И. Франко «Моисей».
-
Символичность, условность исторических образов в поэмах И. Франко.
Литература
Пархоменко М. Иван Франко. - М.,1981.
Белецкий А. и др. Иван Франко. Жизнь и творчество. - Киев, 1956.
Кобылецкий Ю. Иван Франко. - М.,1960.
Яковенко В. Международный симпозиум «Иван Франко и мировая культура»// Научные доклады высшей школы.- Филол. науки.- 1987.- №2.
Тема 2 Проблематика и поэтика «Лесной песни» Л. Украинки (2 часа)
-
Жанровое своеобразие «Лесной песни». Философские и этические проблемы.
-
Своеобразие картины мира в «Лесной песне». Система персонажей.
-
Концепция природы и человека в драме.
-
Фольклорность «Лесной песни».
-
Символика в драме Л. Украинки.
Литература
Дейч А. Леся Украинка. Критико-биографический очерк. - М.,1954.
Костенко А. Леся Украинка. - М.,1971.
Бабышкин О. Леся Украинка. - М.,1970.
Кузякина Н. Украинская драматургия начала XX века. - Л.,1978.
Исаенко Л. Цветовая палитра драмы «Лесная песня»// Вопросы литературы народов СССР. - Киев – Одесса, 1989. - вып. 15.
Тема 3 Творчество М. Коцюбинского (2 часа)
-
Тематика малой прозы М. Коцюбинского («Поединок», «Дебют», «Смех», «Подарок на именины», «Куколка», «Persona grafa», «Неизвестный», «Сон», «Цвет яблони», «Intermezzo» и др.).
-
Типы конфликтов в рассказах и новеллах М. Коцюбинского. Драматический принцип построения сюжетов.
-
Герои новелл и рассказов М. Коцюбинского. Динамический способ обрисовки героев. Особенности психологизма.
-
Функции пейзажа в малой прозе писателя.
-
Своеобразие стиля М. Коцюбинского. Черты импрессионистской поэтики.
-
Мифологическое в повести М. Коцюбинского «Тени забытых предков».
Литература
М. Коцюбинский и русская литература. - Киев, 1989.
Иванов Л. Михаил Коцюбинский. - М., 1956.
Коцюбинская-Ефименко З. М.М.Коцюбинский. - М., 1961.
Коцюбинская М. «Что записано в книгу жизни»// Вопросы литературы. 1964. -№ 9.
Даниленко И. Гаршин и Коцюбинский// Проблемы метода и стиля. - Челябинск, 1976.
Тема 4 Украинская малая проза рубежа XIX-XX вв. (2 часа)
-
Тема народной жизни в малой прозе О. Кобылянской . Воплощение лучших черт национального характера в образах Параски («Некультурная»), черной Магдалины («За готар»), Иллинки («Пора»).
-
Человек и природа в рассказах «Битва», «Некультурная» и др.
-
Тема эмансипации в интеллигентских кругах в произведениях О. Ко-былянской«Меланхолический вальс», «Аристократка», «Он и она».
-
Своеобразие новелл В. Стефаника. Проблематика. Герои. Особенности индивидуального стиля В. Стефаника.
Литература
Чалмаев В. Луч предрассветный// Дружба народов.- 1963.- № 11.
Гончаренко Б. Вижу ее гордой…// Радуга.- 1987.- № 5.
Творчество Ольги Кобылянской. Тезисы докладов республиканской научной конференции. - Черновцы, 1963.
Погребенник Ф. Страницы жизни и творчества В. Стефаника. - Киев, 1980.
Будзиновский В. Василь Стефаник. - Киев, 1970.
Россельс В. В верховьях потока мышления. Проза Стефаника// Стефаник В. Новеллы. - М., 1983.
Крыжановский С. Мужицкий Бетховен. - М., 1971.
Дун А. В.Стефаник в критике и воспоминаниях// Вопросы литературы.-1971.- №1.
Тема 5 Проблематика и поэтика прозы М. Хвылевого (2 часа)
-
Герой и революция в новелле «Я». Особенности психологизма, своеобразие символики. Новаторство художественно-изобразительных принципов.
-
Проблематика «Повести о Санаторной зоне». Символический образ Санаторной зоны.
-
Характер конфликта и система персонажей.
-
Изображение зла в «Повести о Санаторной зоне». Природа зла.
-
Особенности повествования. Поэтика повести.
Литература
Жулинский М. Неукротимый, вдохновенный и романтичный //Дружба народов.-1988.-№7.
Шевченко Л. М.Хвылевый – читая вновь и впервые//Радуга.-1989.-№6.
Руденко-Десняк А. За белыми пятнами// Хвылевый М. Синий ноябрь.- М., 1991.
Танюк Л. Неприрученный вальдшнеп//Литературная учеба.-1989.-№4.
Тема 6 Белорусская лирика начала ХХ века (2 часа)
-
Основные мотивы ранней лирики Я. Купалы. Трагический пафос в стихотворениях о судьбе родного края. Я. Купала – мастер лирико-публицистического стихотворения. Особенности поэтики в ранней лирике поэта ( на основании анализа сб. «Жалейка», «Гусляр»).
-
Поэзия раннего периода творчества Я. Коласа. Основные темы, мотивы в сборнике «Песни печали» (1910 г.). Особенности творческой манеры.
-
Основные темы, идеи и образы поэзии М. Богдановича. Философское осмысление природы в лирике поэта. Лирический герой сборника «Венок». Образный строй поэзии М. Богдановича.
Литература
Березкин И. Мир Купалы. - М.,1973.
Мозольков Е. Янка Купала. - М., 1961.
Науменко И. Янка Купала, Якуб Колас. - М.,1982.
Майхрович А. Янка Купала и Якуб Колас. - Минск, 1982.
Березкин Г. Человек на заре. - М., 1970.
Тема 7 В. Быков. Особенности творческой манеры (2 часа)
-
Своеобразие сюжетной ситуации в военной прозе В. Быкова.
-
Разработка писателем характера человека на грани небытия (на основании анализа повестей 1970-х гг.: «Сотников», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться»).
-
Проблема доверия и недоверия в повестях «Карьер» и «В тумане».
-
Поэтика повестей В. Быкова 1980-х гг.: пространство и время, функции пейзажа, особенности стиля (на основании анализа повести «Знак беды» и др.).
-
Трагические парадоксы времени в повести «Облава».
Литература
Слабковская Г. Поэтика военных повестей В. Быкова. - Иркутск, 1988.
Дедков И. Василь Быков. Очерк творчества. - М.,1990.
Шагалов А. Василь Быков. - М., 1989.
Лазарев Л. Ведущий знак// Литературное обозрение.- 1983.- № 8.
Дедков И. Под знаком беды// Новый мир.- 1983.- № 10.
Красикова Е. Новое восхождение В. Быкова: о символах в повести «Знак беды»// Русская речь.- 1986.- № 5.
Оскоцкий В. Логика недоверия// Новый мир.- 1988- № 2.
Лазарев Л. На всю оставшуюся жизнь// Новый мир.- 1986.- № 11.
Турков А. Долгожданное слово// Дружба народов.- 1990.- № 10.
Тема 8 Поэзия М. Эминеску (2 часа)
-
Основные мотивы лирики М. Эминеску.
-
Тема любви и ее развитие в поэзии М. Эминеску.
-
Идейно-художественное своеобразие поэмы «Лучафэрул».
-
Своеобразие романтизма М. Эминеску.
Литература
Кожевников Ю. М. Эминеску и проблемы романтизма в румынской литературе. - М., 1968.
Попович К. М. Эминеску: Жизнь и творчество. - Кишинев, 1982.
Штивельман М. М.Эминеску// Вопросы литературы.- 1966.- №8.
Молдавско-русско-украинские литературные связи второй половины XIX в. - Кишинев, 1979.
Тема 9 Столкновение вечного и текущего в прозе И. Друце (2 часа)
-
Проблематика и жанровые особенности «Белой церкви» И. Друцэ.
-
Особенности осмысления истории в романе.
-
Система персонажей и композиционные особенности.
-
Хронотоп в романе «Белая церковь».
-
Своеобразие героев рассказов И. Друцэ «Одиночество пастыря» и «Самаритянка». Особенности стиля произведений И. Друцэ.
Литература
Друцэ И. Самаритянка. Одиночество пастыря// Огонек. - 1989.- №6.
Друцэ И. Одиночество пастыря// Знамя.- 1987.- №5.
Турков А. Бессмертная лоза// Литературное обозрение.- 1983.- №6.
Грамши Н., Девяткин Е. Уроки рассказа// Кодры.- 1988.- №10.
Лебедев А. Твое первое имя// Лебедев А. Выбор. М., 1980.
Чампой М. Человек – природа – история// Дружба народов.- 1989.- №1.
Кравченко В. Движение лирической прозы// Вопросы литературы.- 1984.-№5.
2.6 Вопросы к экзамену
-
История украинской литературы. Принципы периодизации, основные закономерности развития.
-
Творческое наследие Г. Сковороды. Своеобразие философской концепции. Идейно-художественное своеобразие произведений «Кольцо» и «Потоп змиин».
-
Проблематика и поэтика лирики Г. Сковороды в сб. «Сад божественных песен».
-
Творческий путь Т. Шевченко. Своеобразие творческого метода в петербургский период творчества. Анализ сб. «Кобзарь».
-
Основные мотивы поэзии Т. Шевченко в книге «Три года». Мастерство Шевченко-сатирика.
-
Эволюция женских образов в социально-бытовых поэмах Т. Шевченко.
-
Основные мотивы лирики Т. Шевченко 1850-х гг. Особенности поэтики.
-
Проблематика и поэтика поэмы Т. Шевченко «Неофиты».
-
Основные мотивы лирики И. Франко в сб. «С вершин и низин».
-
Творческий путь И. Франко. Своеобразие лирического героя.
-
Концепция и композиция книги И.Франко «Увядшие листья».
-
Библейские темы в творчестве И. Франко. Оригинальная трактовка мировых сюжетов в поэмах «Смерть Каина» и «Моисей».
-
Основные мотивы лирики Л. Украинки ( на основании анализа сб. «На крыльях песен» и «Мечты и думы»). Своеобразие лирической героини.
-
Культурологическая драматургия Л. Украинки. Оригинальная трактовка «вечных образов» в драматических поэмах «Одержимая» и «Каменный хозяин».
-
Новаторство философской драматургии Л. Украинки. Идейно-художественной своеобразие «Лесной песни».
-
Концепция пророка в лирике Л. Украинки и драме «Кассандра».
-
Тема эмансипации в рассказах и новеллах О. Кобылянской.
-
Герои рассказов О. Кобылянской о народной жизни. Особенности психологизма в рассказах «Некультурная», «За готар», «Пора» и др.
-
Идейно-художественное своеобразие малой прозы М. Коцюбинского. Проблематика, особенности психологизма.
-
Своеобразие стиля М. Коцюбинского. Особенности поэтики его малой прозы.
-
Мифологизм в «Тенях забытых предков» М. Коцюбинского.
-
Проблематика и поэтика новелл В. Стефаника. Особенности стиля.
-
Творческие поиски в раннем творчестве М.Рыльского. Лирический герой сб. «Под осенними звездами» или «Синяя даль».
-
Основные мотивы лирики М. Рыльского 1950-х гг.
-
Творчество украинских неоклассиков. Основные мотивы, образы, особенности поэтики в творчестве М. Зерова.
-
Разнообразие тенденций развития украинской поэзии в 1920-1930-е гг. Основные литературные группы, творческие индивидуальности.
-
Основные мотивы творчества Е. Плужника. Лирический герой его поэзии.
-
Творческие поиски в ранней лирике П. Тычины. Основные темы, характер образности.
-
Проблематика и поэтика в произведениях М. Хвылевого « Я» и «Повесть о Санаторной зоне».
-
Идейно-художественное своеобразие романа М. Хвылевого «Вальдшнепы».
-
Социально-психологическая проблематика в романе В. Пидмогильного «Город». Концепция героя.
-
Проблематика и герои малой прозы В.Дрозда. Своеобразие стиля писателя.
-
Идейное и жанровое своеобразие романа В. Шевчука «На поле смиренном». Особенности композиции.
-
Основные этапы и закономерности развития белорусской литературы.
-
Литературное движение в Белоруссии в начале ХХ в. Определяющая роль в нем Я. Купалы и Я. Коласа. Философское осмысление настоящего и будущего белорусского народа в поэзии Я. Купалы.
-
Проблематика и поэтика поэм Я.Купалы «Сон на кургане» и «Могила льва». Мифологическое начало. Особенности стиля.
-
Основные мотивы и поэтические особенности в сб. Я.Коласа «Песни печали». Фольклорность поэзии Я.Коласа.
-
Идейно-художественное своеобразие поэмы Я.Коласа «Новая земля».
-
Природа и лирический герой в поэзии М. Богдановича.
-
Проблематика и поэтика повести М. Горецкого «Две души» ( или «Меланхолия»).
-
Проблематика и особенности стиля повестей о войне А. Адамовича. Особенности психологизма. Роль документального начала.
-
Проблематика и жанровое своеобразие «Дикой охоты короля Стаха» В.Короткевича.
-
Своеобразие сюжетной ситуации в повестях В. Быкова 1970-х гг. Концепция героя.
-
Трагический пафос в повести В.Быкова «Знак беды». Идейное содержание, главные образы-символы.
-
Трагические парадоксы времени в повести В.Быкова «Облава».
-
46.Особенности осмысления военной темы в повестях В.Быкова «Карьер» и «В тумане».
-
Основные мотивы лирики М. Эминеску. Своеобразие романтизма. Противоречия жизни в философской лирике М. Эминеску.
-
Любовная лирика М. Эминеску. Своеобразие его концепции любви.
-
Человек, природа, история в произведениях И. Друцэ «Одиночество пастыря», «Возвращение на круги своя», «Самаритянка».
-
Концепция и композиция в романе И. Друцэ «Белая церковь».
-
Система персонажей в романе И. Друцэ «Белая церковь».
-
Основные мотивы и поэтические особенности в лирике Гр. Виеру. Анализ одного из сб. его поэзии.
3 ТЕМЫ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
3.1 Темы для написания курсовых работ
-
Библейские образы в драматической поэме Л. Украинки «Одержимая».
-
Тема пророка в творчестве Л. Украинки.
-
Идейно-художественное своеобразие поэмы Л. Украинки «Изольда Белорукая».
-
Лирический герой И.Франко в сб. «Увядшие листья».
-
Отражение идей «славянского братства» в поэмах Т. Шевченко.
-
Женские образы в поэмах Т. Шевченко «Катерина», «Ведьма», «Наймичка».
-
Проблема недоверия в поздних повестях В. Быкова.
-
Фольклорность в лирике Я. Купалы.
-
Философская лирика М. Богдановича.
-
Особенности психологизма в повести А. Адамовича «Каратели».
3.2 Темы для написания дипломных работ
-
Идейно-художественное своеобразие драматической поэмы Л. Украинки «Каменный хозяин».
-
Концепция героя в военных повестях В. Быкова.
-
Мифологическое начало в повести М. Коцюбинского «Тени забытых предков».
-
Особенности психологизма в малой прозе М. Коцюбинского.
-
Проблематика и поэтика «Повести о Санаторной зоне» М. Хвылевого.
-
Библейские темы в творчестве И. Франко.
-
Концепция истории в романе И. Друцэ «Белая церковь».
-
Особенности осмысления военной темы в повестях А. Адамовича.
4 КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ 4.1 Пояснительная записка
Перечень требований к знаниям, умениям и навыкам по проверяемой дисциплине
В содержании контрольных заданий по «Литературам народов СНГ» нашли отражение понятия из ключевых тем учебного курса, представления об основных особенностях литературного процесса разных литератур, входящих в данный курс, как на общетеоретическом уровне, так и на примере творчества наиболее значительных писателей.
Контрольные срезы проводятся в 7 семестре по итогам работы со студентами 3 курса при изучении «Литератур народов СНГ» (часть I) и в 8 семестре по итогам работы со студентами 4 курса (часть II).
Срез направлен на выявление степени остаточных знаний теории, а также проверку приобретенных навыков анализа текстового материала с применением сведений теоретического характера.
4. 2 Обоснование выбора заданий для аттестационной работы
В содержании контрольных заданий нашли отражение:
-
понятия из ключевых тем учебного курса «Литературы народов СНГ»;
-
наиболее важные вопросы, связанные с творчеством ведущих представителей литератур народов СНГ.
4.3 Критерии оценки
В контрольной работе оцениваются:
-
уровень теоретического осмысления студентами изученного материала прочность усвоения знаний;
-
полнота и обоснованность ответа, логика в его изложении, умение четко излагать свои мысли;
-
правильность использования научных понятий в ответах.
Отметка «отлично» ставится в том случае, если студент полно излагает изученный материал, владеет научной терминологией, демонстрирует владение теоретической и методологической базой литературоведческого исследования, умеет анализировать художественное произведение в соответствии с принципами единства содержания и формы, а также с учетом историко-культурных условий их возникновения и функционирования, понимает своеобразие той или иной национальной литературы, способен проанализировать конкретный историко-литературный период, излагает материал логически последовательно, соблюдая нормы литературного языка.
Отметка «хорошо» ставится в том случае, если студент допускает неточности, отвечает недостаточно полно, не учитывает сложной связи истории той или иной литературы с историческим процессом, с общекультурным движением эпохи, но в основном правильно анализирует творчество писателя или литературный процесс в конкретный период, обозначенный в вопросе.
Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если студент не умеет пользоваться терминологическим аппаратом при анализе произведения, допускает ошибки в характеристике историко-литературных периодов, неполно анализирует основные особенности художественного произведения, допускает ошибки.
Отметка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если студент обнаруживает незнание большей части содержания изученной дисциплины, не способен охарактеризовать литературный процесс в тот или иной период в изучаемых национальных литературах, не умеет проанализировать художественное произведение в контексте литературной эпохи.
4.4 Вопросы для контрольного среза по первой части курса
Вариант 1
-
И. Котляревский – основоположник новой украинской литературы. Назвать главные произведения, охарактеризовать их основные особенности.
-
Мифологические образы в лирике М. Богдановича.
-
Система персонажей в романе И. Друцэ «Белая церковь».
-
Концепция героя в поэме И. Франко «Смерть Каина».
Вариант 2
-
Украинская полемическая литература. Основные представители. Главные темы.
-
Основные особенности стиля произведений А. Адамовича.
-
Ранние романтические поэмы Я. Купалы.
-
Основные особенности поэтики в лирике Т. Шевченко.
Вариант 3
-
Своеобразие литературной ситуации в украинской литературе рубежа Х1Х-ХХ вв.
-
Своеобразие сюжетной ситуации в прозе В. Быкова 1970-х гг.
-
Мифологическое в повести М. Коцюбинского «Тени забытых предков».
-
К какому литературному направлению относится творчество М. Эминеску? Обоснуйте ваш ответ.
Вариант 4
-
Неоклассицизм в украинской литературе ХХ в. Основные представители. Главные особенности.
-
Образ войны в произведениях В. Быкова.
-
Культурологическая драматургия Л. Украинки. Перечислите произведения, охарактеризуйте кратко одно из них.
-
Своеобразие сатиры Т. Шевченко. Концепция и композиция поэмы «Сон».
Вариант 5
-
Особенности развития белорусской литературы в начале ХХ в. Основные тенденции и представители.
-
Основные идеи и мотивы творчества Г. Сковороды.
-
Концепция истории в романе И. Друцэ «Белая церковь».
-
Народный характер в рассказах О. Кобылянской. Назвать произведения, охарактеризовать основные образы.
страница 1
|