zaeto.ru

Устный журнал «Как развивалась химия…»

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1


МОУ Верхнетойденская СОШ

Устный журнал

«Как развивалась химия…»

Провела:


Учитель химии

Богуцкая Л.Н.

С.Верхняя Тойда

Цель урока: Кратко представить историю развития науки химии, показать важное значение химии в жизни человека.

Оборудование: портреты учёных-химиков, рефераты учащихся, рисунки, ребусы, стенные газеты, макеты химических производств.

Ход урока:


  1. Организационный момент. (учитель отмечает отсутствующих, называет тему урока и её цели).

  2. Изучение материала.

Ведущий: Сколько мы с вами читали книг и сказок, в которых добрые феи и могущественные волшебники совершают удивительные чудеса! Вспомните хотя бы старика Хоттабыча… но вот мы дочитали сказку до конца, закрыли книгу, и в тот же миг, словно в тумане, исчезли волшебники, а от чудес осталось лишь смутное воспоминание. Да и как иначе? Ведь в жизни никто ещё не встречал волшебников, не ходил с ними по улицам, не разговаривал.

Но значит ли это, что чудес в жизни не бывает? Отнюдь нет! Люди ведь сами творят чудеса. Но они так к ним привыкают, что перестают видеть что-либо чудесное. Наука - вот истинная волшебница наших дней. Если уж говорить о чудесах, то среди всех прочих наук особенно выделяется химия. Недаром её называют доброй волшебницей. Она позволяет человеку добывать металлы из руд и минералов, извлекать из природного сырья вещества одно чудесней и удивительней другого, она рождает сотни тысяч веществ, даже не встречающихся в природе, со свойствами полезными и важными. Она превращает нефть в каучук, бензин; газ - в ткань, уголь - в духи и красители, лекарственные вещества. Перечень добрых дел, которые творит химия, поистине неисчерпаем. Химия нас кормит и одевает, обувает, наконец, представляет блага, без которых немыслимо современное цивилизованное общество. Если бы кому-нибудь пришло в голову написать всё о химии, о всём её многообразии и великолепии, то под угрозой оказались бы бумажные ресурсы даже высокоразвитого государства.

Каждый человек, сам того не подозревая, ежегодно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички, приготавливая пищу. Да и сам человеческий организм - большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакций.

На уроках химии вы узнаете много интересного о химических элементах и об окружающем нас мире. Сегодня мы хотим немного познакомить вкас с химией и историей её развития.



1 ученик: Наука о веществах и их превращениях зародилась в Египте - технически наиболее передовой стране древнего мира. По мнению известного историка химии, французского учёного М.Бертло, название «химия» происходит от слова «Хеми», или «Хума», которым древние египтяне называли свою страну, а также нильский чернозём (сравните с лат.словом «хумус» - грунт). Отсюда «химия» - чёрное, как земля, «египетское искусство», которое имеет дело с разными минералами, металлами. Такие отрасли производства, как металлургия, гончарное производство, стеклоделие, крашение, парфюмерия, достигли в Египте значительного развития ещё задолго до нашей эры. Химия считалась «божественной » наукой, находилась целиком в руках жрецов и тщательно скрывалась ими от всех непосвящённых. Однако некоторые сведения всё же проникали за пределы Египта.

2 ученик: В Европу они часто попадали через Византию, а затем - через Испанию, после завоевания её арабами в 711 году. Впервые с химией арабы познакомились довольно необычным образом. В 670 году корабли арабского флота, осаждавшего Константинополь, были сожжены «греческим огнём» - химической смесью, образующей при горении сильное пламя, которое нельзя погасить водой. По преданию, эту смесь изготовил занимавшийся химией учёный, который бежал из своего родного Египта, спасаясь от арабов. В 641 году арабы вторглись в Египет и вскоре заняли всю страну, а через несколько лет такая же судьба постигла Персию. Возникла огромная арабская империя. Подражая древним властителям, арабские халифы начали покровительствовать наукам, и в 8-9 веке появились первые арабские химики. Арабы передавали первоначальное название «химия» в «алхимия». Европейцы позднее заимствовали это слово у арабов, и в результате в европейских языках появились термины «алхимия», «алхимик». Термин «алхимия» сейчас употребляют, когда говорят о периоде химии с 300 до 1600 год.

3 ученик: 1096 год - первый крестовый поход: христиане начинают отвоёвывать у мусульман захваченные ими земли. В 1099 году христиане завоевали Иерусалим. Почти 2 столетия на побережье Сирии просуществовало христианское государство. Произошло некоторое смещение культур, и христиане, возвратившиеся в Европу, познакомили европейцев с достижениями арабской науки. В то же самое время христиане постепенно возвращали себе Испанию, захваченную арабами в начале 8 века. Во время этих войн христианская Европа узнала, что арабы - обладатели книжных сокровищ: переведённых ими трудов греческих учёных, например, Авиценны.

Несмотря на сопротивление арабов, не желавших передавать столь ценные труды своему заклятому врагу, начались попытки перевода этих трудов на латинский язык. Начиная с 1200 года европейские учёные могли, близко познакомившись с наследием алхимиков прошлого, попытаться вновь двинуться вперед по тернистому пути познания.



4 ученик: В раздробленной феодальной Европе постепенно развивалась торговля. Однако, из-за трудностей и опасностей, перевозить можно было только достаточно дорогие и небольшие по объёму товары. Поэтому в Европу из восточных стран ввозили исключительно предметы роскоши, единственным средством оплаты которых мог служить обменный эквивалент - золото. Потребность в золоте возникла также в связи с переходом от натуральной системы налогообложения к денежной. Но естественных источников получения золота в Европе было крайне мало. Этим и объясняется то, что исследования алхимиков были направлены на поиски «философского камня», якобы способного превращать любой металл в золото. В процессе его поисков алхимики открыли много веществ, изучили и описали их. Так, например, в 1669 году гамбургский алхимик Бранд открыл новый химический элемент - фосфор. Подобно другим алхимикам Бранд пытался отыскать философский камень. Не забота о благе людском, а корысть руководила им. Новое вещество не превращало металлы в золото, но то, что светилось в темноте, было необычно и ново. Этим свойством нового вещества Бранд не замедлил воспользоваться. Он стал показывать фосфор богатым людям, получая от них подарки и деньги. Также алхимики изобрели порох, который стали применять в военном деле. С изобретением пороха средневековые замки перестали быть неприступными твердынями, а пеший воин стал более опасен, чем закованный в латы всадник. (фрагмент фильма «сера в природе, её добыча и применение»).

Ведущий: «Существет камень, собой не приметный. То он багров, с прожилками кровавыми, то жёлт, как свет луны, стоящей в зените в полнолуние, то иссиня-чёрен он. Покровительствует ему 4 духа - главы стихий: Херуб - воздуха, Сераф - огня, Тарзис - воды, Ханиэль - земли. Ох, тяжёл камень этот. Болит сердце от него у тех, кто сердцем чёрен, отнимает рассудок у тех, кто имеет помыслы недостойные. И только тому, чьё сердце чисто, и мысли высоки, сей камень открывает сокровища великие. Молодит стариков, лечит болезни, любой металл превращает в золото. Подчиняются этому камню Асмодей и Тиферед, Офанаим и Аишим. Зовётся камень тот философским».

5 ученик: Алхимики, работая в течение столетий, не смогли получить ни золота, ни серебра! Боясь наказания от своих покровителей, они становились на путь обмана и шарлатанства. («Серебрение колбы»). Много раз «золото» алхимиков оказывалось обманом - латунью или бронзой. Ещё Аристотель в 4 веке до н.э. упоминал, что из меди, при сплавлении её с цинком или оловом, образуются золотисто-жёлтые сплавы. Следовательно, уже в древности было известно, что «не всё золото, что блестит». Были также умельцы, которые получали «серебро» в виде серебристо-белого сплава добавлением к медному расплаву мышьяка; так, слишком упрощённо понималось «искусство превращения» металлов: достаточно было, чтобы неблагородный металл приобрел лишь окраску желаемого благородного металла. В других случаях требовалась только ловкость фокусника, чтобы незаметно подбросить в расплав кусок благородного металла. Способ осуществления этого зависел от фантазии умельца. Некоторые алхимики предпочитали пользоваться «для перемешивания» расплава полой палочкой, внутри которой прятали несколько зёрен золота, а отверстие закупоривали воском. Если палочка была деревянная, то нижняя, полая её часть полностью сгорала в расплаве. Таким изящным образом быстро уничтожалось вещественное доказательство - раньше, чем у кого-нибудь могло возникнуть подозрение и желание рассмотреть «волшебную палочку» поближе. В своих экспериментах «золотых дел мастера» обнаруживали необычайную изворотливость. Они использовали сосуды с двойным дном, из которых при накаливании выливалось золото, или угли с запаянным внутри золотом. Иногда успеху способствовала золотая пыль: её вдували в расплав вместе с воздухом, накачиваемым воздуходувкой.

Средневековые алхимики одурачивали императоров, королей и князей. Позднее они также находили своих жертв в высших кругах общества. Но рано или поздно фокусы алхимиков раскрывались, и многие из них поплатились своими жизнями за обман.

Однако, за долгие годы работы, алхимики накопили большой фактический материал, получили, изучили и описали много новых веществ; разработали различные экспериментальные методы работы, которыми химики пользуются сегодня.

6 ученик: Коренная перестройка алхимии произошла в первой половине 16 века. Предпосылкой для этого послужило явно наметившееся в ряде основных стран Европы изменение основной структуры общества: рост производства, торговли. Вместе с тем жизнь выдвинула ряд новых требований, вызванных главным образом, запросами медицины и расширением промышленного производства.

Основными реформаторами алхимии выступили Парацельс и Агрикола. «Цель химии состоит не в изготовлении лекарств», - писал Парацельс. Он считал, что всё живое состоит из трёх начал, находящихся в разных соотношениях: тела, души и духа. Болезни проистекают от недостатка в организме одного из этих «элементов». Следовательно, лечить болезни нужно, вводя в организм недостающий «элемент». Успешность ряда предложенных Парацельсом новых методов лечения на основе использования минеральных соединений побудила многих врачей примкнуть к его школе и заинтересоваться химией. Тем самым химия получила мощный толчок к дальнейшему развитию, так как нашла широкое практическое применение.



7 ученик: Агрикола работал в области горного дела и металлургии. В своём обширном сочинении «О металлах» он собрал и обобщил весь накопившийся до него производственный опыт, дополнив его рядом собственных исследований и наблюдений. Его книга служила основным руководством по горному делу и металлургии на протяжении 200 лет, а некоторые из описанных им методов определения руд применяются и сейчас.

К 17 веку практика настолько переросла теорию, застывшую на уровне алхимических представлений, что это противоречие не могло дольше сохраняться. Против системы Аристотеля, долгое время тормозившей развитие науки, выступил в 1661 году Роберт Бойль. Однако, опровергая взгляды алхимиков, Бойль не выдвинул новой теории, потребность в которой ощущалась всё сильнее. Новая общая теория алхимии, развитая около 1700 года Шталем, возникла на основе уже имеющегося опыта проведения металлургических процессов, связанных с реакциями горения.

Согласно этой теории, во всех телах, способных гореть, содержится особое вещество «флогистон», удаляющееся из них при горении. Флогистонная теория объединила и как-то обосновала почти все накопленные к тому времени опытные данные. Кроме того, она выдвинула ряд новых проблем, требовавших научного исследования. Именно в эпоху господства флогистонной теории было открыто большинство газов. Подробному изучению подверглись различные металлы. И другие вещества. Однако главная заслуга флогистонной теории заключалась в том, что она позволила окончательно освободиться от устаревших представлений алхимиков.

Но, несмотря на многочисленные попытки, никому не удавалось выделить флогистон и изучить его. Всё большее число новых открытий либо не укладывалось в рамки теории, либо согласовывалось с ней лишь при помощи различных дополнений, часто противоречащих её основам. Поэтому к концу своего почти столетнего господства, флогистонная теория из прогрессивной превратилась в препятствие для развития науки.



8 ученик: Химия как точная наука зародилась ещё в эпоху полного господства флогистонной теории. Более определённым временем её возникновения можно условно считать середину 18- начало 19 века. В это время жили и работали великие учёные: Михаил Васильевич Ломоносов, Джозеф Пристли, Карл Вильгельм Шиле, Антуан Лоран Лавуазье, Клод Луи Бертолле, Жозеф Луи Пруст, Джон Дальтон, Гемри Дэви, Майкл Фарадей и др.в это время были открыты и сформулированы многие законы химии. Таинственный и неуловимый «флогистон» стал ненужным. Одновременно коренное изменение претерпевали основные понятия химии, были заложены основы современной химической систематики. Было развито атомно-молекулярное учение, в мир химии проникло электричество. По-разному сложились судьбы учёных, но имена их вписаны золотыми буквами в историю химии.

9 ученик: Химия всё больше использовала методы физики и математики. В 19 веке становится ясной зависимость развития химических наук от уровня смежных с ними дисциплин, особенно физико-математического цикла, и влияние самой химии на другие естественные науки. В эти годы развитие химии связано с именами Марселена Бертло, Николая Николаевича Зинина, Августа Кекуле, Дмитрия Ивановича Менделеева, Александра Михайловича Бутлерова, Эмиля Фишера и др.

10 ученик: Современная химия многогранна. (в ходе рассказа на экране с помощью диапроектора демонстрируются слайды с изображением интерьера химической лаборатории, внешнего вида химических заводов, доменной печи, космического корабля, предметов быта и т.п.).

Ежегодно в нашей стране выпускаются миллионы тонн химической продукции. Химия обеспечивает переработку полезных ископаемых в топливо, ядерное горючее, простые и жаростойкие материалы для космических кораблей и ракет. Продукты химии широко используются в быту: изделия из искусственных волокон, искусственной кожи, пластмассы, лаки, краски, клеи, моющие средства и т.д.

Химические процессы лежат в основе получения строительных материалов: кирпича, бетона, цемента.

Химия проникает во все отрасли народного хозяйства. Поэтому, кем бы вы ни стали в будущем: агрономом или строителем, медицинским работником или геологом, космонавтом или работником сферы услуг, металлургом - вам придётся использовать знания химии.



Ведущий: Химия - развивающая наука. Выделяют следующие периоды в истории развития химии:

  1. Наука древнего мира

  2. Алхимия

  3. Иатрохимия (или ятрохимия), в переводе с греч. Иатрос - врач. Основатель медицинского направления в химии - швейцарский врач Парацельс.

  4. Эпоха флогистона (17-18 вв.)

  5. Период научной химии (19-20 вв.)

  6. Современный период

Каждый, кто посвятит себя служению этой науке, может внести свой вклад в её развитие, разгадку тайн природы, создание новых, не существующих в природе материалов и веществ.

  1. Обобщение материала.

(учащиеся записывают кратко периоды истории развития химической науки).

  1. Домашнее задание.

Выучить периоды истории развития химии, подготовиться к лабораторной работе на с.51.

Ведущий: Сколько мы с вами читали книг и сказок, в которых добрые феи и могущественные волшебники совершают удивительные чудеса! Вспомните хотя бы старика Хоттабыча… но вот мы дочитали сказку до конца, закрыли книгу, и в тот же миг, словно в тумане, исчезли волшебники, а от чудес осталось лишь смутное воспоминание. Да и как иначе? Ведь в жизни никто ещё не встречал волшебников, не ходил с ними по улицам, не разговаривал.

Но значит ли это, что чудес в жизни не бывает? Отнюдь нет! Люди ведь сами творят чудеса. Но они так к ним привыкают, что перестают видеть что-либо чудесное. Наука - вот истинная волшебница наших дней. Если уж говорить о чудесах, то среди всех прочих наук особенно выделяется химия. Недаром её называют доброй волшебницей. Она позволяет человеку добывать металлы из руд и минералов, извлекать из природного сырья вещества одно чудесней и удивительней другого, она рождает сотни тысяч веществ, даже не встречающихся в природе, со свойствами полезными и важными. Она превращает нефть в каучук, бензин; газ - в ткань, уголь - в духи и красители, лекарственные вещества. Перечень добрых дел, которые творит химия, поистине неисчерпаем. Химия нас кормит и одевает, обувает, наконец, представляет блага, без которых немыслимо современное цивилизованное общество. Если бы кому-нибудь пришло в голову написать всё о химии, о всём её многообразии и великолепии, то под угрозой оказались бы бумажные ресурсы даже высокоразвитого государства.

Каждый человек, сам того не подозревая, ежегодно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички, приготавливая пищу. Да и сам человеческий организм - большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакций.

На уроках химии вы узнаете много интересного о химических элементах и об окружающем нас мире. Сегодня мы хотим немного познакомить вкас с химией и историей её развития.



1 ученик: Наука о веществах и их превращениях зародилась в Египте - технически наиболее передовой стране древнего мира. По мнению известного историка химии, французского учёного М.Бертло, название «химия» происходит от слова «Хеми», или «Хума», которым древние египтяне называли свою страну, а также нильский чернозём (сравните с лат.словом «хумус» - грунт). Отсюда «химия» - чёрное, как земля, «египетское искусство», которое имеет дело с разными минералами, металлами. Такие отрасли производства, как металлургия, гончарное производство, стеклоделие, крашение, парфюмерия, достигли в Египте значительного развития ещё задолго до нашей эры. Химия считалась «божественной » наукой, находилась целиком в руках жрецов и тщательно скрывалась ими от всех непосвящённых. Однако некоторые сведения всё же проникали за пределы Египта.

2 ученик: В Европу они часто попадали через Византию, а затем - через Испанию, после завоевания её арабами в 711 году. Впервые с химией арабы познакомились довольно необычным образом. В 670 году корабли арабского флота, осаждавшего Константинополь, были сожжены «греческим огнём» - химической смесью, образующей при горении сильное пламя, которое нельзя погасить водой. По преданию, эту смесь изготовил занимавшийся химией учёный, который бежал из своего родного Египта, спасаясь от арабов. В 641 году арабы вторглись в Египет и вскоре заняли всю страну, а через несколько лет такая же судьба постигла Персию. Возникла огромная арабская империя. Подражая древним властителям, арабские халифы начали покровительствовать наукам, и в 8-9 веке появились первые арабские химики. Арабы передавали первоначальное название «химия» в «алхимия». Европейцы позднее заимствовали это слово у арабов, и в результате в европейских языках появились термины «алхимия», «алхимик». Термин «алхимия» сейчас употребляют, когда говорят о периоде химии с 300 до 1600 год.

3 ученик: 1096 год - первый крестовый поход: христиане начинают отвоёвывать у мусульман захваченные ими земли. В 1099 году христиане завоевали Иерусалим. Почти 2 столетия на побережье Сирии просуществовало христианское государство. Произошло некоторое смещение культур, и христиане, возвратившиеся в Европу, познакомили европейцев с достижениями арабской науки. В то же самое время христиане постепенно возвращали себе Испанию, захваченную арабами в начале 8 века. Во время этих войн христианская Европа узнала, что арабы - обладатели книжных сокровищ: переведённых ими трудов греческих учёных, например, Авиценны.

Несмотря на сопротивление арабов, не желавших передавать столь ценные труды своему заклятому врагу, начались попытки перевода этих трудов на латинский язык. Начиная с 1200 года европейские учёные могли, близко познакомившись с наследием алхимиков прошлого, попытаться вновь двинуться вперед по тернистому пути познания.



4 ученик: В раздробленной феодальной Европе постепенно развивалась торговля. Однако, из-за трудностей и опасностей, перевозить можно было только достаточно дорогие и небольшие по объёму товары. Поэтому в Европу из восточных стран ввозили исключительно предметы роскоши, единственным средством оплаты которых мог служить обменный эквивалент - золото. Потребность в золоте возникла также в связи с переходом от натуральной системы налогообложения к денежной. Но естественных источников получения золота в Европе было крайне мало. Этим и объясняется то, что исследования алхимиков были направлены на поиски «философского камня», якобы способного превращать любой металл в золото. В процессе его поисков алхимики открыли много веществ, изучили и описали их. Так, например, в 1669 году гамбургский алхимик Бранд открыл новый химический элемент - фосфор. Подобно другим алхимикам Бранд пытался отыскать философский камень. Не забота о благе людском, а корысть руководила им. Новое вещество не превращало металлы в золото, но то, что светилось в темноте, было необычно и ново. Этим свойством нового вещества Бранд не замедлил воспользоваться. Он стал показывать фосфор богатым людям, получая от них подарки и деньги. Также алхимики изобрели порох, который стали применять в военном деле. С изобретением пороха средневековые замки перестали быть неприступными твердынями, а пеший воин стал более опасен, чем закованный в латы всадник. (фрагмент фильма «сера в природе, её добыча и применение»).

Ведущий: «Существет камень, собой не приметный. То он багров, с прожилками кровавыми, то жёлт, как свет луны, стоящей в зените в полнолуние, то иссиня-чёрен он. Покровительствует ему 4 духа - главы стихий: Херуб - воздуха, Сераф - огня, Тарзис - воды, Ханиэль - земли. Ох, тяжёл камень этот. Болит сердце от него у тех, кто сердцем чёрен, отнимает рассудок у тех, кто имеет помыслы недостойные. И только тому, чьё сердце чисто, и мысли высоки, сей камень открывает сокровища великие. Молодит стариков, лечит болезни, любой металл превращает в золото. Подчиняются этому камню Асмодей и Тиферед, Офанаим и Аишим. Зовётся камень тот философским».

5 ученик: Алхимики, работая в течение столетий, не смогли получить ни золота, ни серебра! Боясь наказания от своих покровителей, они становились на путь обмана и шарлатанства. («Серебрение колбы»). Много раз «золото» алхимиков оказывалось обманом - латунью или бронзой. Ещё Аристотель в 4 веке до н.э. упоминал, что из меди, при сплавлении её с цинком или оловом, образуются золотисто-жёлтые сплавы. Следовательно, уже в древности было известно, что «не всё золото, что блестит». Были также умельцы, которые получали «серебро» в виде серебристо-белого сплава добавлением к медному расплаву мышьяка; так, слишком упрощённо понималось «искусство превращения» металлов: достаточно было, чтобы неблагородный металл приобрел лишь окраску желаемого благородного металла. В других случаях требовалась только ловкость фокусника, чтобы незаметно подбросить в расплав кусок благородного металла. Способ осуществления этого зависел от фантазии умельца. Некоторые алхимики предпочитали пользоваться «для перемешивания» расплава полой палочкой, внутри которой прятали несколько зёрен золота, а отверстие закупоривали воском. Если палочка была деревянная, то нижняя, полая её часть полностью сгорала в расплаве. Таким изящным образом быстро уничтожалось вещественное доказательство - раньше, чем у кого-нибудь могло возникнуть подозрение и желание рассмотреть «волшебную палочку» поближе. В своих экспериментах «золотых дел мастера» обнаруживали необычайную изворотливость. Они использовали сосуды с двойным дном, из которых при накаливании выливалось золото, или угли с запаянным внутри золотом. Иногда успеху способствовала золотая пыль: её вдували в расплав вместе с воздухом, накачиваемым воздуходувкой.

Средневековые алхимики одурачивали императоров, королей и князей. Позднее они также находили своих жертв в высших кругах общества. Но рано или поздно фокусы алхимиков раскрывались, и многие из них поплатились своими жизнями за обман.

Однако, за долгие годы работы, алхимики накопили большой фактический материал, получили, изучили и описали много новых веществ; разработали различные экспериментальные методы работы, которыми химики пользуются сегодня.

6 ученик: Коренная перестройка алхимии произошла в первой половине 16 века. Предпосылкой для этого послужило явно наметившееся в ряде основных стран Европы изменение основной структуры общества: рост производства, торговли. Вместе с тем жизнь выдвинула ряд новых требований, вызванных главным образом, запросами медицины и расширением промышленного производства.

Основными реформаторами алхимии выступили Парацельс и Агрикола. «Цель химии состоит не в изготовлении лекарств», - писал Парацельс. Он считал, что всё живое состоит из трёх начал, находящихся в разных соотношениях: тела, души и духа. Болезни проистекают от недостатка в организме одного из этих «элементов». Следовательно, лечить болезни нужно, вводя в организм недостающий «элемент». Успешность ряда предложенных Парацельсом новых методов лечения на основе использования минеральных соединений побудила многих врачей примкнуть к его школе и заинтересоваться химией. Тем самым химия получила мощный толчок к дальнейшему развитию, так как нашла широкое практическое применение.



7 ученик: Агрикола работал в области горного дела и металлургии. В своём обширном сочинении «О металлах» он собрал и обобщил весь накопившийся до него производственный опыт, дополнив его рядом собственных исследований и наблюдений. Его книга служила основным руководством по горному делу и металлургии на протяжении 200 лет, а некоторые из описанных им методов определения руд применяются и сейчас.

К 17 веку практика настолько переросла теорию, застывшую на уровне алхимических представлений, что это противоречие не могло дольше сохраняться. Против системы Аристотеля, долгое время тормозившей развитие науки, выступил в 1661 году Роберт Бойль. Однако, опровергая взгляды алхимиков, Бойль не выдвинул новой теории, потребность в которой ощущалась всё сильнее. Новая общая теория алхимии, развитая около 1700 года Шталем, возникла на основе уже имеющегося опыта проведения металлургических процессов, связанных с реакциями горения.

Согласно этой теории, во всех телах, способных гореть, содержится особое вещество «флогистон», удаляющееся из них при горении. Флогистонная теория объединила и как-то обосновала почти все накопленные к тому времени опытные данные. Кроме того, она выдвинула ряд новых проблем, требовавших научного исследования. Именно в эпоху господства флогистонной теории было открыто большинство газов. Подробному изучению подверглись различные металлы. И другие вещества. Однако главная заслуга флогистонной теории заключалась в том, что она позволила окончательно освободиться от устаревших представлений алхимиков.

Но, несмотря на многочисленные попытки, никому не удавалось выделить флогистон и изучить его. Всё большее число новых открытий либо не укладывалось в рамки теории, либо согласовывалось с ней лишь при помощи различных дополнений, часто противоречащих её основам. Поэтому к концу своего почти столетнего господства, флогистонная теория из прогрессивной превратилась в препятствие для развития науки.



8 ученик: Химия как точная наука зародилась ещё в эпоху полного господства флогистонной теории. Более определённым временем её возникновения можно условно считать середину 18- начало 19 века. В это время жили и работали великие учёные: Михаил Васильевич Ломоносов, Джозеф Пристли, Карл Вильгельм Шиле, Антуан Лоран Лавуазье, Клод Луи Бертолле, Жозеф Луи Пруст, Джон Дальтон, Гемри Дэви, Майкл Фарадей и др.в это время были открыты и сформулированы многие законы химии. Таинственный и неуловимый «флогистон» стал ненужным. Одновременно коренное изменение претерпевали основные понятия химии, были заложены основы современной химической систематики. Было развито атомно-молекулярное учение, в мир химии проникло электричество. По-разному сложились судьбы учёных, но имена их вписаны золотыми буквами в историю химии.

9 ученик: Химия всё больше использовала методы физики и математики. В 19 веке становится ясной зависимость развития химических наук от уровня смежных с ними дисциплин, особенно физико-математического цикла, и влияние самой химии на другие естественные науки. В эти годы развитие химии связано с именами Марселена Бертло, Николая Николаевича Зинина, Августа Кекуле, Дмитрия Ивановича Менделеева, Александра Михайловича Бутлерова, Эмиля Фишера и др.

10 ученик: Современная химия многогранна. (в ходе рассказа на экране с помощью диапроектора демонстрируются слайды с изображением интерьера химической лаборатории, внешнего вида химических заводов, доменной печи, космического корабля, предметов быта и т.п.).

Ежегодно в нашей стране выпускаются миллионы тонн химической продукции. Химия обеспечивает переработку полезных ископаемых в топливо, ядерное горючее, простые и жаростойкие материалы для космических кораблей и ракет. Продукты химии широко используются в быту: изделия из искусственных волокон, искусственной кожи, пластмассы, лаки, краски, клеи, моющие средства и т.д.

Химические процессы лежат в основе получения строительных материалов: кирпича, бетона, цемента.

Химия проникает во все отрасли народного хозяйства. Поэтому, кем бы вы ни стали в будущем: агрономом или строителем, медицинским работником или геологом, космонавтом или работником сферы услуг, металлургом - вам придётся использовать знания химии.



Ведущий: Химия - развивающая наука. Выделяют следующие периоды в истории развития химии:

  1. Наука древнего мира

  2. Алхимия

  3. Иатрохимия (или ятрохимия), в переводе с греч. Иатрос - врач. Основатель медицинского направления в химии - швейцарский врач Парацельс.

  4. Эпоха флогистона (17-18 вв.)

  5. Период научной химии (19-20 вв.)

  6. Современный период

Каждый, кто посвятит себя служению этой науке, может внести свой вклад в её развитие, разгадку тайн природы, создание новых, не существующих в природе материалов и веществ.
страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2020