zaeto.ru

В условиях развития интеграционных процессов стран СНГ

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1


«Право и политика»</b>.-2010.-№3.-С.488-491.
ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ СТРАН СНГ
М.Б. Каримова
Аннотация: для Республики Таджикистан, одной из ключевых задач является совершенствование дипломатических отношений со странами постсоветского пространства, в первую очередь с Российской Федерацией, в рамках СНГ, ЕврАзЭс, ШОС и ОДКБ. Эти отношения с Российской Федерацией были установлены 9 апреля 1992 года. 25 мая 1993 года был заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. С тех пор в рамках вышеперечисленных интеграциях было подписано более 150 межгосударственных, межправительственных и межведомственных согла­шений, регулирующих сотрудничество в политической, экономической, военной, гуманитарной и других областях.

Ключевые слова: политология, политическая сфера, Республика Таджикистан, Внешняя политика, Россия, СНГ, ЕврАзЭс, ШОС, ОДКБ, Центральная Азия.
Развитие общества по пути демократии, овладе­ние новыми формами и методами регулирования общественной и политической жизни обуслав­ливаются особенностью внутренней и внешней поли­тики в Таджикистане. В 90-ые годы прошлого столетия Таджикистан приобрел независимость. К сожаленью, этот исторический шанс не был полностью использован на благо процветания народа. Разрыв экономических, хо­зяйственных связей между республиками бывшего Союза отрицательно повлиял на развитие страны. Гражданская война, навязанная народу, деструктивными внешними и внутренними силами, с целью изменения существующего государственного устройства, глубокий кризис в обще­ственно-политической и социально-экономической жизни отбросили Таджикистан на десятилетия назад.

Внешняя политика, как важнейшая сфера жизнеде­ятельности государства играет важную роль в развитии республики, которая имеет следующие особенности, связанные с:

• потребностями дальнейшего развития внешней поли­тики Таджикистана со странами СНГ; развитием демократического общества в Таджикистане, выдвигающим новые проблемы на основе положения конституционных норм, соответствующие критериям внешней политики демократического государства и регулированию новых экономических, политических, дипломатических и духовных отношений;

• идеологическими интересами каждого суверенного государства;

• возрастающими интересами к внешней политике Республики Таджикистан в связи с борьбой против международного терроризма, политического экс­тремизма и других реакционных идеологических течений.

Главная особенность внешней политики Республики Таджикистан связана с началом внутреннего граждан­ского противоборства общественно-политических сил, которое унесло жизни более 100 тысяч людей, причинило глобальный урон экономике республики. На начальном этапе несоответствие законодательства республики мно­гим общепринятым нормам международного права со­здавало множество барьеров для успешного преодоления переходного периода. Главный этап в истории междуна­родной деятельности Республики Таджикистан начался 9 сентября 1991 года. Сегодня более 140 государств мира признали Таджикистан. Так, с первого года независи­мости более 40 стран мира имеют свои посольства и дипломатические представительства в Таджикистане. К их числу относятся: Афганистан, Беларусь, Российская Федерация, Германия, Индия, Иран, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, США, Турция, Узбекистан и др. Республика Таджикистан открыла свои Посольства в Австрии, Белоруссии, Германии, Иране, Казахстане, Китае, Пакистане, Российской Федерации, Турции, Узбекистане и др. В 1992 году Таджикистан стал членом ООН, обрел членство в таких международных организа­циях, как ОБСЕ, ОИК, ЕБРР, ОЭС, МВФ, ОВЗ, ЮНЕСКО и с этих пор многие из них открыли в республике свои представительства.

Дипломатические отношения с Россией были установ­лены 9 апреля 1992 года. Для Республики Таджикистан по-прежнему имеет большое значение укрепление внешней политики, экономических, политических и культурных связей с Россией. Двухстороннее сотрудничество носит взаимовыгодный характер и скреплено стратегическим партнерством. Взаимоотношения между Таджикистаном и Россией регулируются двухсторонними таджикско-российскими и многосторонними в рамках СНГ документами по вопросам сотрудничества и взаимопомощи в военной, экономической, политической и других сферах. Заключено более 150 договоров и соглашений. Таджикистан — единс­твенная страна, с кем Россия имеет договор о двойном гражданстве, который был подписан 7 сентября 1995 года, согласно ему каждая из сторон признает за своими гражданами право приобрести, не утрачивая свое, граж­данство другой стороны. Несмотря на то, что с обретением независимости у обоих государств кардинальным образом изменились подходы к формированию внутренней и вне­шней политики, определились новые внешнеполитические ориентиры.

К более тесным отношениям Таджикистан актив­но стремился и с другими странами СНГ, такими, как: Украина, Беларусь, соседними государствами и странами Закавказья. Таджикистан заинтересован поддерживать самые тесные связи со своими ближайшими соседями — Узбекистаном, Туркменистаном, Кыргызстаном и Казахстаном.

Туркмено-таджикские двусторонние отношения тра­диционно строились в русле взаимовыгодного сотрудни­чества и в целом успешно развиваются в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной и иных сферах.

Кыргызско-таджикские взаимоотношения основыва­ются на 70 соглашениях. Двустороннее сотрудничество между странами характеризуется хорошей динамикой и устойчивостью.

Дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Республикой Таджикистан установлены 7 ян­варя 1993 г. На сегодняшний день Казахстан и Таджикистан имеют обширную договорно-правовую базу двусторонних отношений, включающую в себя более 70 действующих документов, которые охватывают практически все сферы сотрудничества.

В Центральной Азии особой напряженностью отли­чаются узбекско-таджикские отношения. Узбекско-таджикские противоречия являются самыми затяжными по своему развитию. Более половины таджиков проживает в Сурхадарьинской, Ферганской, Кашкадарьинской областях Узбекистана. В Таджикистане имеется крупная узбекская диаспора, численностью более 1 млн. человек, занима­ющая в количественном отношении второе место после титульной нации. Узбекские общины активно влияют на экономическую и политическую жизнь Таджикистана. Для узбекской элиты, живущей в Таджикистане, харак­терно стремление принимать все более активное участие в государственном строительстве, политической и эконо­мической жизни Таджикистана.

Таким образом, расселение этнических групп таджиков и узбеков практически на 50% не соответствует границам и географическому положению национальных государств — Республики Узбекистан и Республики Таджикистан. Это, соответственно, создает почву для многочисленных противоречий, самыми опасными из которых являются межэтнические. На состояние узбекско-таджикских межэ­тнических взаимоотношений большое влияние оказывают непростые межгосударственные отношения, сложившиеся между Ташкентом и Душанбе. Одним из факторов, зна­чительно осложняющих эти взаимоотношения, является проблема безопасности общих границ. Узбекская сторона применяла тактику минирования узбекско-таджикской границы, зачастую жертвами мин становились мирные граждане. Состояние узбекско-таджикских межэтнических взаимоотношений на сегодняшний день представляется достаточно проблемным и требует своего решения.

Возвращаясь к взаимоотношениям России и других стран соседей и Ирана в контексте роли и значения этих стран в переговорном процессе и по урегулированию межтаджикского конфликта необходимо отметить, что их действия носили дружеский, взаимовыгодный и конструк­тивный характер. В современных условиях необходимо приложить усилия по претворению в жизнь ранее подпи­санных двусторонних соглашений и договоренностей.

К внешним вызовам, влияющим на стабильность политической системы Таджикистана и государств Центральной Азии, относятся терроризм и связанные с ним бандитизм, наркомафия и организованная преступ­ность. Эти вызовы имеют международный характер, выходящий за пределы границ Таджикистана. Хотя после завершения гражданской войны в Таджикистане распро­странение терроризма уменьшилось, однако главным поставщиком наркотиков в страны Центральной Азии яв­ляется Афганистан, где еще продолжает свою активность религиозно-экстремистские движения.

Анализ показывает, что в странах Содружества раз­виваются две модели политических систем:

Первая — явно ориентированна на жесткие принци­пы управления в рамках авторитарно-демократического режима или авторитарного режима.

Вторая — тяготеющая к либерально-демократическим принципам управления в рамках «вибрирующих» демок­ратических режимов.

Неоднородность политических систем, идеологичес­кие различия евразийских стран выдвигают перед всеми государствами региона, в т.ч. Таджикистаном, задачи укрепления новой системы международных отношений, основу которых составляет политическая толерантность друг к другу. Постепенно она зарождается уже сегодня, но должна еще охватить всех как единое целое.

Таким образом, о многовекторной внешней политике заявил и Таджикистан. Эксперты отмечают три внешне­политических направления Душанбе: 1. Россия и СНГ; 2. Запад, Евросоюз и США, Китай; 3. мусульманские страны. Роль Таджикистана в Центральноазиатском регионе воз­растает, и это связано с несколькими факторами:

Первый фактор связан с крупными интеграционными региональными проектами.

Второй фактор — это осложнение геостратегической, геополитической обстановки в Центральноазиатском регионе, которое связано с тем, что США предложили новую стратегию в важнейшем для интересов своей страны регионе.

Третий фактор — это то, что Россия постепенно на­чинает воспринимать Таджикистан не только как некий географический придаток своих интересов, а как важней­шего партнера.

Из трех факторов геополитический фактор стоит на первом месте. Между Таджикистаном и Россией сфор­мировалась солидная договорно-правовая база для двус­тороннего сотрудничества, и в настоящее время между сторонами активно действуют межправительственные ко­миссии и рабочие группы. Широкий круг взаимодействия между этими государствами охватывает политическую, военно-техническую, торгово-экономическую, культурно-гуманитарную и другие области.

К внутренним вызовам, определяющим нестабиль­ность ситуации в Центральной Азии, в т.ч. в Таджикистане, относятся, в первую очередь, не находящие своего разре­шения межгосударственные проблемы. Они порождены нерешенностью проблемы использования водных ресур­сов реки Сырдарьи и Амударьи между Узбекистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном. Узбекистан выдвигает претензии Таджикистану и Кыргызстану в связи с тем, что перегораживание рек ради строительства гидроэлектрос­танций может еще больше ухудшить экологические усло­вия на Арале и уменьшить доступ к воде для остальной части населения Центральной Азии. При этом узбекская сторона скрывает реальные причины возникновения эко­логической катастрофы Арала, связанные с использовани­ем вод для полива, особенно хлопковых плантаций.

Таджикистан для решения проблем в области энергетики на взаимовыгодных условиях привлекает, Россию, Китай, Казахстан, Иран, Индию, Пакистан. Для Таджикистана вопрос обеспечения электроэнергией яв­ляется предметом национального интереса, от решения которого зависят внутренняя стабильность и дальнейшее развитие страны, поэтому в настоящее время занимается стратегическим строительством Рогунской ГЭС собствен­ными силами, что очень проблематично. Энергетический проект для Таджикистана имеет далеко идущие последс­твия не только в плане экономической интеграции в рамках ЕврАзЭС. Это форма сотрудничества не только между Россией, Таджикистаном и Казахстаном, но также с таки­ми странами как Иран, Индия, Пакистан и Афганистан.

В вопросе обеспечения стабильности в Таджикистане роль России выглядит ощутимой. Россия выступает союз­ником Узбекистана в обеспечении внутренней стабильнос­ти, и поэтому энергетический объект в Таджикистане ста­новится объектом сферы интересов России. России пред­стоит решить две задачи, с одной стороны предотвратить конфликт в межгосударственных отношениях Узбекистана и Таджикистана, и с другой стороны, обеспечить стабиль­ность политической ситуации в Таджикистане и во всей Центральной Азии1.

Большой интерес к Таджикистану, проявляет Китай и во многом опережает Россию, выстраивая длительные дол­госрочные проекты. Фундаментальный подход во многом на перспективу даст больше преференций, тому, кто сейчас поможет Таджикистану. Россия по-прежнему доминирует в отношениях с Таджикистаном, но в последнее время все больше Душанбе получает помощь из Китая.

Самый надежный путь для предотвращения конф­ликтов в странах Центральной Азии — это налаживание экономического сотрудничества в регионе. Странам ре­гиона необходимы совместные экономические проекты, реализация которых позволит снизить риск возникновения конфликтов.

При существовании внешней угрозы, исходящей из нестабильной политической обстановки в Афганистане, страны Центральной Азии могут обеспечить свою политическую безопасность на основе военно-полити­ческого сотрудничества. Значение Таджикистана как транзитной страны большая, она связывает как свою территорию, так и стран Содружества, с Афганистаном. Тем более, что Таджикистан вышел из транспортного тупика путем строительства автомобильных дорог, свя­зывающих Таджикистан с такими странами, как Китай, Афганистаном и далее Пакистан и Иран. Построены дорога Кулма-Карокурум, мосты, связывающие страну с Афганистаном.

Если учитывать реальные предложенные проекты, то наиболее приемлемым для Таджикистана был бы проект ЕврАзЭС, где Таджикистан имеет тесные контакты с Казахстаном и Россией. Таджикистан будет продвигаться в решении экономических проблем самостоятельно, без участия в проектах ЕврАзЭС, «Большая Центральная Азия», «Центральноазиатская интеграция». Поэтому многовекторность отношений остается пока единственно приемлемой политикой.

Анализ интересов в регионе и других государств необходимо проанализировать с точки зрения исходящих из Центральноазиатского региона, включая Таджикистан, угроз — терроризм, религиозный экстремизм, сепаратизм, наркоторговля. В этих вопросах интересы России, Китая и США в целом полностью совпадают. Указанные сверхде­ржавы Россия, Китай и США, но последние также заинте­ресованы в демократизации региона и анализ показывает, что во внешнеполитическом смысле Таджикистану стоит, опираться на ШОС, СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ.

В военно-стратегическом плане страна является труднодоступным горным районом, способным контро­лировать окружающие равнины. В географическом плане Таджикистан, находящийся в центре региона может конт­ролировать почти половину стока речных вод.

Политическая система Таджикистана носит переход­ный характер. В ней присутствуют черты авторитарной политической системы и некоторые элементы демократи­ческой системы. Важнейшим достижением политической системы в переходном периоде, является стабилизация обстановки и мира, и достижение национального согласия в Таджикистане.

Внешняя политика Республики Таджикистан нераз­рывно связана с коренными стратегическими задачами внутренней политики страны, направленными на мирное сосуществование с другими странами и народами; тесное сотрудничество в экономической, политической, куль­турной областях, на эффективное разрешение кризисной ситуации в Афганистане, отношениям в регионе, так как имеются существенные разногласия со странами СНГ и отношение с Европейскими странами как показатель лояльного отношения к мусульманским странам.

Совместное участие Республики Таджикистан со странами Содружества в различных региональных орга­низациях имеет важное значение. Новые политические ре­алии расширили региональное взаимодействие, включили некоторые районы сопредельных стран. Пять новых неза­висимых государств Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан составляют главное территори­альное ядро обширной юго-восточной части СНГ.

Основные тенденции развития взаимодействия стран СНГ в области коллективной безопасности осущест­вляется, в основном, на двух направлениях: во-первых, — странами Содружества принимаются конкретные меры в борьбе с терроризмом во внутренних страны СНГ; и, во-вторых, — страны Содружества постоянно и коллективно борются со странами мирового сообщества с международ­ным терроризмом.

Формирование системы обеспечения национальной безопасности, предусматривающей комплексный подход к реализации решений в политике, экономике, обороне, науке и технике, экологии, информатике, культуре и других сферах жизни и деятельности, связанных с обеспечением безопасности граждан, общества и государства, является сложнейшей задачей для новых независимых государств. Анализ практического опыта государственной независимости стран СНГ и Центральной Азии свидетельствует о постоянных попытках создания действенного, расши­ренного регионального сотрудничества. В таком случае стабильность и безопасность в регионе будут зависеть от степени интересов великих держав, успехов в проведении демократических реформ, уровня военно-оборонной само­достаточности, внешнеполитического курса, укреплении экономического потенциала, уровня сотрудничества с глобальными и региональными организациями и создания коллективной системы безопасности.

Сложная этнотерриториальная структура расселения народов в регионе, многочисленные проблемы как внут­реннего, так и внешнего характера, наблюдаемая активная геополитическая борьба за влияние в регионе предпола­гает необходимость построения эффективной системы региональной безопасности, требует заинтересованного подхода всех стран к решению проблем безопасности на пространствах СНГ.

В целом такая модель сотрудничества соответствует текущим задачам развития и учитывает долговременные интересы государств.


Библиография:
1. Захидов О. Состояние, проблемы и перспективы развития отношений между Таджикистаном и Россией// http://www.eurasianhome.Org/xml/t/cxpcrt. xml?lang=ru&pid=1387

2. Послание Президента Республики Таджикистан «Об основных направлениях внутренней и внешней по­литики Республики Таджикистан Маджлиси Оли (4 апреля 2003 г.) //Таджикистан и современный мир. 1(2), С.14-15. Душанбе, 2003.

3. Шах М. Место Таджикистана в Центральной Азии// http://www.apn.kz/publications/printl 18.htm

4. Медведев Н.П. Туманные перспективы СНГ// http:// www.politprognoz.ru/main_themc_tumannic pcrspe-ktivi sng_29_10 08.pp

5. Рахмонов Э.Ш.: Республика Таджикистан: на пороге XXI века альтернативы разумным подходам не сущес­твует// http://tajikistan.fromru.com/pub04.htm

6. Абдурахмонов A.M. Развитие внешней полити­ки Республики Таджикистан со странами СНГ/ Кандидатская работа канд. полит, наук — Душанбе, 2007.



1 Захидов О. Состояние, проблемы и перспективы развития отношений между Таджикистаном и Россией// http://www.eur-asianhome.oru/xml/t/expert. xml?lang=ru&pid=l387

страница 1


Смотрите также:





     

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2021