zaeto.ru

Воспитание детей эмоционально отзывчивыми Уроки общения в начальной школе

Другое
Экономика
Финансы
Маркетинг
Астрономия
География
Туризм
Биология
История
Информатика
Культура
Математика
Физика
Философия
Химия
Банк
Право
Военное дело
Бухгалтерия
Журналистика
Спорт
Психология
Литература
Музыка
Медицина
добавить свой файл
 

 
страница 1 страница 2 ... страница 5 страница 6


Приложение 20 к ООП НОО

МБОУ СОШ №10 г. Павлово
Проект «Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников»

Воспитание детей эмоционально отзывчивыми

Уроки общения в начальной школе



1 класс
Воспитание интереса

к своему внутреннему миру

«Я ощущаю покой, тишину и радость» ………………………………….

Упражнение «Сад чувств» …………………

Упражнение «Путешествие в волшебный лес» …………………

Упражнение «Жираф» …………………



«Моё имя» …………………………………………………………………..

Игра «Новое имя» …………………

Игра «Мое имя» …………………

Упражнение «Яркое имя» ……………………………………………

Упражнение: «Представь, и ты увидишь» …………………

«Мои чувства» ………………………………………………………………..

Игра «Что будет, если...» …………………

Упражнение «Нарисуй свой страх, победи его» …………………

«Мой портрет в лучах солнца» ………………………………….

Игра «Ладошки» …………………

Упражнение «Я такой же» …………………

Зачем нужны иголки? А. Усачёв …………………



«Семейные сокровища» ……………………………………………………….

Упражнение «Семейная стена» …………………

Упражнение «Семейные сокровища» …………………
Упражнение «Сад чувств»

Можно включить классическую музыку или музыку из серии «Волшебные голоса природы», «Наедине с природой», «The sounds of nature» и т.п.

– Сядь поудобней и закрой глаза. Представь, что ты входишь в заброшенный сад и становишься его садовником.

– Тебе хочется очистить его от мокрых листьев и веток, ты берёшь грабли, садовые инструменты и начинаешь свою работу. Ты подстригаешь разросшуюся траву и срезаешь старые ветви. Заглядываешь в каждый уголок сада и везде наводишь порядок. Сажаешь новые цветы и кустарники, самые разные.

– Сад наполняется прекрасными звуками: ты слышишь жужжание пчел, пение птиц, отдаленный шум водопада, потаенный звук глубокого покоя. Этот покой обновляет твои чувства.

– Ты ощущаешь свежий запах ели, чистого воздуха, благоухание шиповника, иван-чая, лилии и множества других цветов; сильный, как крепкий кофе, запах земли. Воздух отдает дымком. Кто-то разжег костер. Представь что-нибудь вкусненькое, чтобы у тебя потекли слюнки.

– Представляя это, опусти руки с края бревна, на котором ты сидишь, коснись прохладной влажной земли.

– Ты можешь прийти в этот сад в любое время, он так много дарит тебе в благодарность за заботу. Этот сад цветет в твоем воображении, и каждый день там появляются новые ростки и цветы.

– Несколько раз глубоко вдохни и выдохни, ощущая аромат воздуха. Медленно открой глаза. Если хочешь, можешь нарисовать и описать сад своих чувств.

Упражнение «Путешествие в волшебный лес»

Материалы: мультимедийная аппаратура, специальные серии музыкальных произведений («Волшебные голоса природы», «Наедине с природой», «The sounds of nature» и т.п.), бумага, цветные карандаши или фломастеры.

– Сядь удобно. Можешь закрыть глаза. Ты видишь лес, деревья, кустарник и всевозможные цветы. В самой чаще стоит белая каменная скамейка. Присядь на неё.

– Прислушайся к звукам и насладись запахами вокруг тебя. Пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Ты слышишь пение птиц, шорохи трав.

– Представь, что сказочные персонажи, обитающие в лесу, пришли на помощь к тебе. Они рассказывают свои секреты, помогают разгадать загадки или смешат тебя. Подружись с ними.

– Как ты себя чувствуешь? Тебя ждет долгая дорога домой из твоего сказочного леса. Ты идёшь, смотришь вокруг и разговариваешь со своими новыми друзьями. Послушай их советы.

– Опиши и нарисуй твое путешествие в волшебный лес. При этом постарайся обращать внимание не только на развитие событий, но и на чувства, переживания, которые ты испытал.



Упражнение «Жираф»

Материалы: мультимедийная аппаратура, специальные серии музыкальных произведений («Волшебные голоса природы», «Наедине с природой», «The sounds of nature» и т.п.), бумага, цветные карандаши или фломастеры.

– Закрой глаза.

– Сделай вдох и расслабься.

– Положи подбородок на грудь. Поверни подбородок и шею направо, затем налево. Повтори это три раза. Теперь повращай шеей.

– Приподними плечи, затем опусти их. Повтори это три раза, затем подними каждое плечо несколько раз.

– Снова сядь прямо и удобно. Почувствуй, как удлинилась твоя шея, как она расслабилась. Представь и нарисуй себя с длинной, как у жирафа, шеей.



Примечание: маленьким детям иногда сложно закрыть глаза. Они могут выполнять это упражнение с открытыми глазами.

Игра «Новое имя»

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Педагог просит детей придумать каждому ребёнку группы (класса) новое имя на основе использования первой буквы настоящего имени. Педагог сообщает условие: новое имя должно быть добрым. Например: Арсения – артистичная, аккуратная, ажурная, апельсиновая; Саша – спокойный, светлый, солнечный; Лена – ласковая, любознательная; Ульяна – ультрамариновая, уверенная, улыбчивая и т.п. Затем педагог просит детей рассказать и нарисовать то, что они чувствуют, какие эмоции переживают, получив новые имена.



Игра «Моё имя»

Материалы: предмет, который дети будут передавать друг другу, например мяч или игрушка; бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Участники игры сидят по кругу. Педагог даёт предмет (мячик или маленькую игрушку) ребёнку и задаёт вопрос (несколько вопросов). Получив предмет и ответив на вопросы, ребёнок передаёт его соседу.



Примерные вопросы:

– Как тебя зовут? На какое животное (дерево, цветок) ты похож? Что ты умеешь чувствовать, переживать так же, как цветок?

– Как тебя зовут? На какое животное (дерево, цветок) ты похож? Это домашнее животное (декоративное растение) или живущее в лесу? Почему? Что ты умеешь чувствовать, переживать так же, как это животное (растение)?

– Как тебя зовут? На какое животное (дерево, цветок) ты похож? Это животное (растение) зимой засыпает? Почему? Что ты умеешь чувствовать, переживать так же, как это животное (растение)?

– Как тебя зовут? Представь, что ты превратился в животное под названием … (имя ребёнка), живущее в лесу. Чем ты питаешься? Что ты умеешь чувствовать, переживать так же, как это животное (растение)?

– Как тебя зовут? Представь, что ты превратился в животное под названием … (имя ребёнка), живущее в доме человека. Чем ты питаешься? Тебя кормят или ты самостоятельный: сам добываешь продукты, сам готовишь пищу, сам моешь посуду; ешь, сколько и когда хочешь? Что ты умеешь чувствовать, переживать так же, как это животное?

– Как тебя зовут? Представь, что ты превратился в животное под названием … (имя ребёнка), живущее в доме человека. Что ты делаешь, когда поешь и поспишь? Что ты умеешь чувствовать, переживать так же, как это животное?

– Как тебя зовут? Представь, что ты превратился в животное под названием … (имя ребёнка), живущее в доме человека. С тобой играют люди? Кто с тобой играет? Тебе вычёсывают шёрстку? Кто тебя почёсывает за ушком? С тобой разговаривают? Кто с тобой разговаривает? О чём с тобой разговаривают? Что ты чувствуешь, когда с тобой разговаривают?

– Как тебя зовут? Представь, что ты превратился в животное под названием … (имя ребёнка), живущее в доме человека. Кто живёт рядом с тобой? Какие чувства ты испытываешь к тем, что живёт рядом с тобой?

– Как тебя зовут? Представь, что ты превратился в животное под названием … (имя ребёнка), живущее в доме человека. У тебя есть детки? Это взрослые дети или малыши? Сколько у тебя малышей? Какие чувства ты испытываешь по отношению к своим деткам?

– Как тебя зовут? Представь, что ты превратился в волшебное растение под названием … (имя ребёнка). Какие листочки у этого волшебного растения – круглые, треугольные, квадратные, овальные, плоские, иголочками; зелёные, красные, синие или какие-то другие; а, может быть, все сразу? Что ты чувствуешь, превратившись в волшебное растение?

– Как тебя зовут? Представь, что ты превратился в волшебное растение под названием … (имя ребёнка). Какие желания других людей исполняет это растение? Что ты чувствуешь, какие эмоции переживаешь всякий раз, исполняя желание другого человека?

– Как тебя зовут? Представь, что ты превратился в волшебное растение под названием … (имя ребёнка). Ты можешь исполнять не только желания других людей, но и свои собственные. Какие два желания ты исполнил бы сам для себя в первую очередь? Что ты будешь чувствовать, какие эмоции переживать, исполнив эти желания?

– Как тебя зовут? Представь, что ты превратился в книгу под названием «...» (имя ребёнка). Эта книга – учебник или художественная (сказки, рассказы, стихи)? Кто тебя любит читать? Как ты думаешь, какие чувства ты вызываешь у своего читателя?

– Как тебя зовут? Представь, что ты превратился в книгу под названием «...» (имя ребёнка). Это толстый учебник (книга), в нём много страниц? Что важного, интересного узнает твой читатель? Что ты чувствуешь, какие эмоции переживаешь, когда даришь радость своему читателю?

– Как тебя зовут? Представь, что ты превратился в учебник под названием «...» (имя ребёнка). По какому предмету этот учебник? Почему? Как ты думаешь, какие эмоции переживают дети, которые тебя читают?

– Как тебя зовут? Представь, что ты превратился в учебник под названием «...» (имя ребёнка). Чем ты помогаешь детям, которые тебя читают? Что ты чувствуешь, какие эмоции переживаешь, когда помогаешь детям?

– Как тебя зовут? Представь, что ты превратился в учебник под названием «...» (имя ребёнка). Чем ты помогаешь учителю, который тебя читает? Как ты думаешь, что чувствует учитель, который тебя читает? Что ты чувствуешь, когда помогаешь учителю?

– Как тебя зовут? Представь, что ты превратился в учебник под названием «...» (имя ребёнка). В тебе крупные буквы? В тебе есть иллюстрации? Тебя любят листать другие люди? Как ты думаешь, что чувствуют, переживают эти люди, когда читают тебя и рассматривают иллюстрации на твоих страницах?

– Как тебя зовут? Представь, что ты превратился в книгу под названием «...» (имя ребёнка). В тебе один рассказ (сказка, стихотворение) или несколько? Литературные герои на твоих страницах ходят в гости друг к другу? О чём они беседуют? Твой читатель ходит к ним в гости?

– Как тебя зовут? Представь, что ты превратился в книгу под названием «...» (имя ребёнка). Про кого или про что в тебе написано? Кто художник, оформивший тебя? С какими чувствами он оформлял твои страницы? Что переживает читатель, рассматривая иллюстрации на твоих страницах?

Как тебя зовут? Представь, что ты превратился в альбом для раскрашивания под названием «...» (имя ребёнка). Какие рисунки в тебе? Что ты чувствуешь, переживаешь, когда дети и взрослые раскрашивают твои страницы?

– Как тебя зовут? Представь, что ты превратился в альбом для раскрашивания под названием «...» (имя ребёнка). В комплект с тобой входят цветные мелки (фломастеры, карандаши): какого они цвета? Что ты чувствуешь, переживаешь, когда твои страницы раскрашивают в какой-либо цвет?

– Как тебя зовут? Представь, что ты превратился в книгу под названием «...» (имя ребёнка). Где ты находишься: лежишь на столе в твоей комнате, лежишь в кабинете на столе учителя, стоишь на полке в книжном магазине, стоишь в твоей комнате на полке среди других книг, лежишь в школьном портфеле, у мамы под подушкой или где-то ещё? Что ты чувствуешь, переживаешь, когда там находишься?

– Как тебя зовут? Представь, что ты превратился в книгу под названием «...» (имя ребёнка). Ты – книга, лежащая на столе. Ты открытая или закрытая книга? Ты кого-то ждёшь или хочешь побыть наедине с собой? Что ты чувствуешь, переживаешь, когда тебя закрывают или открывают?

– Как тебя зовут? Представь, что ты превратился в книгу под названием «...» (имя ребёнка). Ты – книга, стоящая на полке в книжном магазине. Чем ты выделяешься среди других книг? Чем ты хочешь порадовать, заинтересовать, помочь будущему читателю? Что ты чувствуешь, когда ты нравишься твоему читателю?

– Как тебя зовут? Представь, что ты превратился в книгу «...» (имя ребёнка), стоящую на полке в книжном магазине. Почему так много покупателей выбирают именно тебя? Что ты чувствуешь, переживаешь, когда тебя берёт в руки очередной читатель? Чем ты хочешь его порадовать, заинтересовать, помочь?

В конце игры дети могут нарисовать предмет, в который они хотели бы превратиться. В рисунке важно отразить их новые чувства, переживания.

Любим нос везде совать

И чертить, и рисовать.

Всё раскрашиваем сами

Разноцветными носами.



(Карандаши)

Владимир Данько

Упражнение «Яркое имя»

Материалы: лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры, трафарет мальчика (по количеству мальчиков) и трафарет девочки (по количеству девочек).

Педагог предлагает детям с помощью трафарета нарисовать на листе бумаге контур мальчика (для мальчиков) или девочки (для девочек) и написать в центре рисунка свое имя. Затем педагог предлагает детям разрисовать, украсить свое имя так, чтобы получилось очень красиво.

При последующем проведении упражнения можно предложить детям разрисовать контуры фигур мальчика или девочки с именами их друзей.

Для проведения следующих упражнений из серии «Поиграем-помечтаем» детям понадобятся бумага, цветные карандаши, фломастеры или краски.


Упражнение: «Представь, и ты увидишь»

– Ты уже знаешь, что трава зелёная, небо синее, сигнал стоп красный, коровы не бывают фиолетовыми, зато луна часто бывает серебристо-белой. Все эти и многие другие цвета тебе хорошо знакомы. А вот какого цвета твоё собственное имя? Это упражнение поможет тебе использовать твоё зрительное воображение. Представь, и ты увидишь необыкновенные цвета и краски твоего собственного имени (имени твоего одноклассника).


Игра «Что будет, если...»

Материалы: бумага, ручки, цветные карандаши или фломастеры.

Дети придумывают, что будет, если:

– Твой обидчик подойдет к тебе и скажет: «Помоги мне, пожалуйста, разобраться с новой темой по математике»;

– В весеннюю грязь и слякоть у тебя появятся крылья;

– Твои учебники (игрушки) начнут разговаривать;

– Ты станешь владельцем волшебной палочки;

– Ты превратишься в заведующего детского сада (директора школы);

– Ты превратишься в школьного учителя;

– Все люди будут жить только в соответствии с их желаниями.

Детям предлагается описать и нарисовать самые приятные мечты.



Упражнение «Нарисуй свой страх, победи его»

Материалы: бумага, ножницы, цветные карандаши, фломастеры или краски; мусорное ведро.

– Расскажите о своих страхах. Чего вы боитесь? Когда вам бывает страшно? Было ли так, что вы сильно испугались?

– А вот когда я был таким, как вы, то...

Педагог рассказывает о своих детских страхах.

– А у вас было такое? Расскажите, чего вы боитесь.

Дети, по желанию, рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Педагог каждый раз просит поднять руку тех, с кем случалось похожее событие.

– Нарисуйте то, чего вы боитесь.

– Возьмите ножницы и разрежьте ваш «страх» на мелкие кусочки, а мелкие – на ещё более мелкие.

Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки, делается вывод, что теперь его собрать невозможно. Мелкие кусочки заворачивают в бумагу и выбрасывают в мусорное ведро. Затем можно пойти и выбросить мусор: он никому не нужен. Его увезут и сожгут, а вместе с мусором сгорит и «страх», и больше его никогда не будет.

Примечание: важно, чтобы сюжеты рассказов были разными. Обговорите с детьми все возможные страхи: темнота, одиночество, смерть, чужие люди, животные, злые сказочные герои, плохие отметки и т.д. Повторите упражнение через 1–2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении детьми страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до того момента, пока не увидите недоуменное выражение лица в ответ на просьбу: «Нарисуй свой страх».

Игра «Ладошки»

Материалы: бумага, ножницы, цветные карандаши или фломастеры, лист ватмана в форме круга или эллипса.

Педагог предлагает детям обвести их ладошки на бумаге и затем в контуре каждого нарисованного пальчика написать свои самые любимые чувства, эмоциональные переживания, ощущения.

С разрешения авторов педагог читает «ладошки» всем детям, а они стараются угадать, чья это «ладошка» и обосновывают свой выбор. Важно подвести детей к пониманию схожести эмоциональных переживаний людей.

В конце игры все вместе составляют панно «Ладошки». «Ладошки» надо вырезать и расположить на листе ватмана (лучше, если лист имеет форму круга или эллипса). «Ладошки» можно перемещать до тех пор, пока каждый ребёнок почувствует себя комфортно среди других на пространстве листа бумаги.



Упражнение «Я такой же»

Материалы: мяч.

Педагог предлагает поиграть: «У меня в руках мяч. Тот, кому этот мячик достанется, должен бросить его любому товарищу, обратившись к нему по имени, и закончить фразу: «Я такой же, как ты, потому что...». Например, я такой же, как ты, потому что мы оба трудолюбивые, мы помогаем другим детям дежурить в столовой после завтрака». Или: «Я такой же, как ты, потому что я тоже люблю животных, и мы можем подкармливать птиц зимой, делать кормушки для птиц». Тот, кому бросили мяч, выражает свое согласие или несогласие с объяснением похожести и бросает мячик следующему игроку.

В конце упражнения дети могут назвать объяснение, которое, с их точки зрения, было самым неожиданным, самым весёлым, самым добрым, самым тихим, самым светлым и т.п.

Зачем нужны иголки?

Андрей Усачёв

Жил-был маленький Ёжик. Пригласила его Белочка на день рождения. Пришёл Ёжик в гости и случайно проткнул иголками все шарики. Рассердилась Белочка:

– Ты испортил мне праздник. Уходи, Злючка-Колючка!

Расстроился Ёжик, побрёл по лесу. А на поляне зайцы в футбол играют.

– Можно, я с вами? – спрашивает Ёжик.

Поставили его вратарём. Разбежался один заяц и ударил по воротам. Бросился Ёжик на мяч – тот и лопнул.

– Больше к нам не приходи играть! – дружно закричали зайцы. – Ты нам всю игру испортил!

Вздохнул тяжело Ёжик и побрёл к реке. А у реки работа кипит: бобры новую хату построили и мебель перетаскивают.

– Можно я вам помогу?

– Попробуй, если силы хватит!

Взвалил Ёжик на спину тумбочку: пыхтит, но тащит... Принёс её в дом. Посмотрели бобры на его работу и говорят:

– Больше ничего не трогай! Ты нам всю мебель поцарапаешь!

Заплакал маленький Ёжик и побежал домой:

– Мама! Ну почему я такой колючий-невезучий? Никто со мной не играет. И зачем нужны эти иголки?

– Глупенький, – улыбнулась мама, – иголки тебе в жизни очень пригодятся. И не только тебе, но и другим зверям!

– Нужны? – удивился Ёжик. – А зачем?

– Сходи к бабушке – тогда узнаешь! Побежал Ёжик к бабушке:

– Бабушка, я хочу задать тебе вопрос...

– Посиди минутку, – говорит она. – Белочка зацепилась за сучок и порвала своё платье. Срочно нужно сшить ей новое!

Бабушка работала портнихой. Взяла она иголку: сделала стежок, сделала другой. И через пять минут платье было готово.

– Ты у меня что-то хотел спросить?

– Нет, ничего, спасибо! – ответил Ёжик и побежал домой.

– Ну что, понял, для чего нужны иголки? – спрашивает мама.

– Понял, – говорит Ёжик, – только это не мужское дело!

– Тогда сходи к папе – спроси у него!

Побежал Ёжик к папе. А у папы в мастерской Зайчиха сидит, жалуется:

– У меня десять детей. И все так по лесу бегают – хоть каждый день новые ботинки покупай.

– Ничего покупать не надо, – говорит папа. – Я им эти как следует прошью!

Достал он большую иглу, вдел суровую нитку и взялся за работу... Все сорок пар прошил, да ещё на лопнувший мяч заплату поставил.

Вернулся Ёжик домой. А возле дома на скамейке старый Бобёр сидит: охает да ахает. Испугался Ёжик, что это на него жалуются за испорченную тумбочку. Тут вышла мама с новой иглой и сделала бобру укол.

– Это он сегодня в воде долго плавал – поясницу застудил, – объяснила она сыну. – Ну что, понял, зачем нам нужны иголки?

Приготовила мама ужин, а несколько яблок и баночку грибов положила в узелок.

– Отнеси их дедушке, – говорит она Ёжику. – У него сегодня ночное дежурство...

Старый Ёж работал сторожем в лесном магазине. Он очень обрадовался внуку:

– Совсем ты взрослым стал, раз мама тебя одного вечером отпустила...

– А тебе не страшно здесь одному всю ночь сидеть? – спросил Ёжик. – У тебя ведь даже ружья нет...

– Ружья мне не надо, – ответил дедушка. – Давай лучше яблоки есть!

Только он развязал узелок, из-за кустов выглянули два волка.

– Смотри-ка, – удивился один. – Даже замок на дверь не повесили!

– Лапы вверх! – закричал второй. – Не то плохо будет!

– Ну это мы посмотрим! – ответил старый Ёж и, скатившись с крыльца, так поддал сначала одному, а затем другому, что грабители разбежались в разные стороны.

– С моими колючками сюда ни один разбойник не сунется, – усмехнулся дедушка. – И ты никого не бойся!

– Теперь ты понял, для чего нам нужны иголки? – спросила мама Ёжика перед сном.

– Да, – вздохнул Ёжик. – Жалко только, что из-за них нельзя ни с кем играть...

– Почему же – нельзя? – улыбнулась мама. – Просто при этом надо быть аккуратным, а не таким взъерошенным, как ты...

И она протянула Ёжику большую расчёску.



Вопросы и задания:

– Как вы считаете, хорошо ли закончилась история для маленького Ёжика?

– Что было бы, если бы Ёжик не проткнул случайно все воздушные шарики на дне рождения Белочки и футбольный мяч во время игры с зайцами, не поцарапал бы тумбочку, помогая бобрам переносить мебель?

– Специально ли маленький Ёжик проткнул все воздушные шарики на дне рождения Белочки?

– Специально ли Ёжик проткнул футбольный мяч во время игры с зайцами?

– Специально ли Ёжик поцарапал тумбочку, помогая бобрам переносить мебель?

– Маленький Ёжик даже не думал о том, что своими иголками он может кому-то навредить. Но ведь именно потому, что Ёжику не приходилось думать о назначении своих иголок, он снова и снова попадал в неприятные истории… Получается, что если бы Белочка, зайцы и бобры не прогнали бы Ёжика, то он так и остался бы «колючим-невезучим», и никто не играл бы с ним… Странно, как же так, на первый взгляд неприятные события, оказались жизненно важными для маленького Ёжика… Чему же учит нас сказка?

– Интересно, почему мама-Ежиха не ответила прямо на вопрос маленького Ёжика о том, зачем нужны иголки?

– Чем Ёжик своими иголками может помочь другим зверям?

– Чем Ёжик своими иголками может помочь самому себе?

– Сказка нас учит, что не бывает событий, которые становятся «только плохими». Обидчики помогают нам задуматься над тем, что у нас пока не получается, что мы ещё не умеем делать, или подсказывают, что мы дружим не с тем человеком… Маленький Ёжик научился пользоваться своими иголками. Попробуем воспользоваться нашим сказочным уроком. В вашей жизни, наверное, были ситуации, которые вы переживали как обиду. Вы, может быть, злились на обидчика, возможно, придумывали, как бы ему отплатить… Подумайте, какую возможность сделать лучше вашу жизнь получили вы от своего обидчика? Ответить на этот вопрос не просто, особенно, если чувство обиды было очень сильным.

– Почему именно на маленького Ёжика «сыпется» так много испытаний? А что происходит в результате всех злоключений?

– А разве Ёжик хотел стать крепче?

– Маленький Ёжик понял, что он сильный и может никого не бояться. С его колючками к нему ни один разбойник не сунется! Маленький Ёжик понял, что он сильный и может помогать другим зверям. Ещё неизвестно, что и как придётся делать, но уже ясно – «Я могу быть другом!»

– Зачем мама-Ежиха дала маленькому Ёжику большую расчёску?

– Маленький Ёжик понял, что все злоключения были даны ему потому, что он мог с ними справиться; были испытанием его силы, о которой он не знал. Неприятные ситуации помогли Ёжику открыть в себе силу добра большой энергии и показали, что этой силой надо правильно пользоваться.

– Как мы называем человека, который видит не только то, что находится рядом, но и то, что находится вдали?

– Вспомните ситуации, когда вы были дальновидными.

– Вспомните ситуации, когда были дальновидными ваши родители, учителя.

Примечание: если не проговорить с детьми о последствиях для маленького Ёжика того, что он видел в доме бабушки-портнихи, в обувной мастерской папы, дома во время визита старого Бобра, в лесном магазине во время ночного дежурства дедушки-Ежа, то многие дети могут понять, что ни Белочка-именинница, ни зайцы-футболисты, ни бобры-строители не увидели, не поняли добрых намерений маленького Ёжика и несправедливо рассердились на него, только и хотели обидеть, унизить его. Важно показать, что в этих ситуациях скрывается забота о будущем Ёжика.

Постепенно можно выйти на объяснение непонятных или обидных ребёнку действий родителей, учителей. Дети получают возможность не только проговорить свою обиду, но и, используя «сказочный урок», по-новому осмыслить ситуацию. В дальнейшем, в ситуации, схожей со сказочной, можно обратиться к «сказочному уроку»:

– Помнишь маленького Ёжика? Подумай, пожалуйста, что общего между тем, что происходит сейчас, и тем, чему учила нас сказка?..

Упражнение «Семейная стена»

Материал: лист ватмана, семейные фотографии, клей, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.

– Укрепите большой лист бумаги на стене комнаты. Выберите фотографии или другой материал, который может рассказать о вашей семье. Придумайте тему, например: «Семейный отдых», «Дедушка, бабушка, папа, мама, дядя, тетя, старший брат, младшая сестра, собака, кошка, крыса и я – спортивная семья», «Трое в лодке, не считая собаки, кошки и крысы».

Распределите выбранный материал по листу. Приклейте фотографии. Подпишите их. Вы можете добавить любые сведения или даты. Периодически добавляйте ценную информацию и новые фотографии. Отмечайте все важные события жизни вашей семьи: дни рождения, появление первого зуба у младшей сестренки, свой первый выпавший молочный зуб, спектакль в школе, появление в семье четвероногого друга и многое другое.

Примечание: это упражнение хорошо выполнять в выходные или дождливые дни.
Воспитание эмоциональной отзывчивости

к объектам и явлениям социального мира.

«Там на неведомых дорожках…» ……………………………………………….

Упражнение «Детский писатель» («Измени окончание сказки», «Придумай окончание сказки») …………………

Упражнение «Разрезные картинки» …………………

Упражнение «Абсолютно злых волшебников не бывает» …………………



«Это кто сказал, что дети не летают на ракете?» ………………………

Упражнение «Подготовка к путешествию» («Погрузи вещи») ……………

Игра «На пыльных дорогах далеких планет останутся наши следы» …………

«Волшебник кисточкой взмахнул» ……………………………………………

Упражнение «Овощ с настроением» …………………

Упражнение «У каждого фрукта своя история» …………………

Упражнение «Волшебные сады» …………………

Упражнение «Продолжи рисунок» …………………

«Есть у меня приятель – чудак-изобретатель» ……………………………

Игра «Угадай настроение» …………………

Игра «Изобретатели» …………………

«Тема для размышления» …………………………………………….

Игра «Всё может быть» …………………

Упражнение «Самое-самое в школе» …………………

Упражнение «Я хочу быть…» …………………

Упражнение «Отгадай роль» …………………………………………….

«Добрым фонариком свечу» ……………………………………………………..

Упражнение «Хорошее слово» …………………

Упражнение «Спасибо» …………………

В дороге. Т. Дашкевич, Е. Михаленко ………………………..

Спасибо. В. Данько ………………………………………………………

Игра «Прилетит вдруг волшебник…» …………………


Упражнение «Детский писатель» («Измени окончание сказки», «Придумай окончание сказки»)

Педагог читает детям сказку, которая «плохо» заканчивается. После прочтения сказки педагог спрашивает детей, хотели бы они изменить окончание сказки. Наверняка, дети согласятся, поскольку детям свойственно стремление переделывать всё «плохое» в «хорошее». Тогда педагог просит детей предложить их варианты.

Можно взять для изменения сюжета любую сказку, которая заканчивается не так, как хотели бы дети, например, сказку «Лиса – плотник» («Лиса и медведь», «Медведь и лиса»), в которой лиса нанялась к медведю плотником и построила курятник так хитро, что каждую ночь могла туда лазать и воровать кур, а медведь, узнав про плутни лисы, «размотал ее по кочкам», или «убил» – в другой литературной редакции.

Можно прочитать детям историю ослика Мафина «Мафин ищет клад» из книги «Мафин и его веселые друзья» писательницы, актрисы маленького лондонского кукольного театра Энн Хогард:

«Был чудесный весенний день, и ослик Мафин весело бегал по саду – искал, чем бы заняться. Он уже перемерил все свои парадные сбруйки и попоны, съел завтрак, посмотрел, как на грядках растут морковки, и теперь мечтал о том, чтобы произошло какое-нибудь чудо. И чудо свершилось. Ветер неожиданно принес откуда-то скомканный листочек бумаги. Листочек ударил Мафина прямо в лоб и застрял между ушами.

Мафин снял его, осторожно развернул и стал рассматривать – сначала с одной стороны, потом с другой.

Тут он вдруг обнаружил, что от волнения уже давно не дышит, и выпустил воздух с такой силой, будто он не ослик, а паровоз.

– Вот так штука!.. Да ведь это же клад! Зарытый клад. А это план того места, где он запрятан.

Мафин сел и снова уставился на бумажку.

– Ага! Догадался! – воскликнул он. – Клад спрятан под большим дубом. Сейчас же побегу и вырою его.

Но в этот миг за спиной Мафина раздался тяжелый вздох. Ослик быстро обернулся и увидел пингвина Перигрина, который тоже пристально рассматривал план.

– Ага, сокровище! – прошептал Перигрин. – Долго тут гадать не приходится. Сомнений нет: это карта Южного полюса. Сокровище зарыто там! Возьму-ка лыжи, топорик для льда – и в путь!

«Карта Южного полюса? – повторил про себя Мафин. – Южного полюса? Вряд ли! Я все-таки думаю, что сокровище зарыто под дубом. Давай-ка я еще раз взгляну на план».

Перигрин принялся рассматривать карту сквозь увеличительное стекло, а Мафин лег на живот и вытянул морду: он думал, что лежа лучше рассматривать карту.

– Дуб, – прошептал Мафин.

– Южный полюс, – пробормотал Перигрин.

Вдруг чья-то тень легла на карту. Это подошел негритенок Волли.

– Да ведь это штат Луизиана в Америке! – воскликнул он. – Я там родился. Мигом уложу вещи и отправлюсь за сокровищем! Интересно только, каким путем туда лучше добраться?

Все трое снова уставились на карту.

– Луизиана! – радовался Волли.

– Южный полюс, – бормотал Перигрин.

– Дуб, – шептал Мафин.

Вдруг все трое подскочили на месте, потому что сзади захрустели камушки. Это появился страус Освальд. Вытянув длинную шею, он посмотрел на карту и улыбнулся.

– Конечно, это Африка! – сказал он. – Я когда-то жил там. Отправлюсь в путь сию же минуту. Только сначала надо хорошенько запомнить план.

– Это Луизиана! – воскликнул Волли.

– Нет, Южный полюс! – возразил Перигрин.

– Дуб! Дуб! – настаивал Мафин.

– Африка,– шептал Освальд. – Вот что, – сказал он, – я забираю план с собой! – Он вытянул шею и схватил клювом бумажку.

В ту же секунду Волли вцепился в нее своей коричневой ручкой, Перигрин наступил на уголок карты перепончатой лапой, а в другой ее угол вцепился зубами Мафин.

И вдруг, откуда ни возьмись, хлопая ушами и виляя хвостом, примчался щенок Питер.

– Спасибо, Мафин! Спасибо, Освальд! Спасибо, Волли и Перигрин! – вскричал он, задыхаясь от быстрого бега.

Все от удивления забыли про карту.

– За что спасибо? – спросил Мафин.

– Да за то, что вы нашли мою бумажку! – сказал Питер. – Она улетела у меня изо рта, и я уж решил, что она пропала.

– Твоя бумажка? – буркнул Перигрин.

– Ну да, а мне бы очень не хотелось, чтобы она потерялась. Ведь без нее мне не найти мое сокровище!

– Какое сокровище?! – воскликнули разом Мафин, Освальд, Волли и Перигрин.

– Разве вы не поняли, что здесь нарисовано? Вот дорожка нашего сада. Вот кусты. А вот клумба. А это то место, где я зарыл мою самую любимую кость.

И Питер побежал прочь, бережно держа в зубах клочок бумаги.

– Кость! – простонал Мафин.

– Клумба! – вздохнул Освальд.

– Кусты! – проворчал Перигрин.

– А мы и не сообразили! – прошептал Волли.

И все четверо, убитые горем, отправились домой».



(ПереводО. Образцовой)

Энн Хогард заканчивает эту историю словами: «Но они быстро утешились, увидев, что их ждет чай со сладким печеньем». Дети могут придумать другое окончание сказки.



Упражнение «Разрезные картинки»

Материалы: комплекты разрезных картинок, бумага, ручки.

У детей на столах разложены разрезные картинки – изображения растений, людей, животных, технических средств и пр. Педагог предлагает детям составить из частей картинок фантастических персонажей. Например, если взять часть человека и часть лошади, получится кентавр, а если взять часть девушки и часть рыбы, то получится русалка. Педагог объясняет детям, что необходимо дать название получившемуся объекту и написать про него небольшую историю, каждое предложение в которой будет содержать слова «так же, как я …». Например: «Рыбокот так же, как и я, любит ласку мамы, и мурлычет, когда с ним разговаривают по-доброму. А ещё рыбокот, так же, как и я, хорошо умеет плавать и ездить на велосипеде, и его родители, так же, как и мои, гордятся им».



Упражнение «Абсолютно злых волшебников не бывает»

Материал: нераскрашенные силуэты волшебников, цветные карандаши.

Педагог раздает ребятам листы бумаги с нераскрашенным изображением двух волшебников и объясняет, что эти два волшебника имеют разные характеры: один – добрый, другой – злой, и нужно так их раскрасить, чтобы сразу можно было определить, кто из них кто.

Педагог предлагает детям пожалеть злого волшебника, посочувствовать ему: подумать, почему волшебник стал злым, найти в его образе что-то хорошее и за это похвалить волшебника – раскрасить этот элемент соответствующим цветом.

Упражнение «Подготовка к путешествию» («Погрузи вещи»)

Дети объединяются в две группы. Педагог сообщает: «Сейчас мы будем готовиться к путешествию. Для того чтобы отправиться в море, надо погрузить на наш корабль "предметы" – слова на одну и ту же букву. Если мы грузим, например, букву "Д", то мы грузим на корабль такие "предметы": дружба, доброта, добродетель, добродушие, добросердечие и т.д.».



После того, как все «вещи» «погружены», педагог предлагает всем детям по очереди выбрать один из «погруженных» «предметов» и рассказать, почему важно взять его в путешествие.

Б

Беззлобие, безобманный, безобидный, бережный, бескорыстие, благодарность, благодеяние, благородство, благотворение, благочестие, благоразумие, благожелательность

В

Вдохновение, вежливость, верность, веселость, взаимовыручка, взаимодействие, взаимоуважение, взаимопомощь, взаимопонимание, внимание

Д

Друг, дружба, дружелюбие, доброта, добродетель, добродушие, добросердечие, доброжелательство, добрососедство, добронравие, доверие, дар, долг, духовность, душевность, добросовестность, добропорядочность, достоинство, достопамятность, доблесть, дом

Ж

Жизнь, жизнелюбие, жизнерадостность, жалостливость, жизнеутверждающий

З

Забота, заинтересованность, здоровье, заступничество, защитник, защищенность, знание, загадочный

И

Интеллигентность, интерес

К

Комфортность, красота

Л

Любовь, лад, ласка

М

Мир, мечта, мелодичность, милосердие, мудрость, мужественность, музыкальность, мурлыканье, мыслитель, мягкосердечие

Н

Наблюдательность, надежность, настойчивость, наставление, небесный, непритворный, нравственность

О

Обаяние, одухотворение, одухотворенность, опрятность, оптимизм, осмысление, открытие, очарование, очеловечение, ощущение, осветление

П

Память, партнерство, подружиться, правильность, пробуждение, прозрение, прорастание, проницательность, просветление, прочувствовать, прощение, прояснение, право, природа, приветливый, прислушиваться, прекрасный, приятный, приятель




Р

Равноправие, равновесие, радость, радуга, радушие, размышление, разум, разумение, разъяснение, раскаяние, рассвет, рассудительность, речь, рождество, родник, родня, родина, родители, романтика

С

Солнце, самочувствие, совесть, счастье, самовоспитание, свет, свобода, своеобразие, согласие, созвучие, сочувствие, сожаление, содействие, создание, сознание, сотрудничество, сердечность

Т

Товарищество, тепло, тишина, тактичность

У

Убеждение, удивление, ум, умелость, уважение, усердие

Х

Художественный, хороший

Ц

Цветение, целитель, целебный, ценность

Ч

Человек, человечность, человеколюбие, честь, чувство, чувствование, чудеса, чуткость

Я

Ярко-оранжевый, яркий, ясный


Игра «На пыльных дорогах далеких планет останутся наши следы»

Материал: клеенки размером с развернутую газету.

Это кто сказал, что дети

Не летают на ракете?

Нам бы только захотеть,

Можем мы на всём лететь.

(Олеся Емельянова.

Из стихотворения «Большое путешествие»)

Дети объединяются в группы по 5–6 человек – это экипажи космического корабля. На полу разворачиваются клеенки (по числу экипажей) – это космические корабли. Задача экипажей – всем без исключения разместиться на своих космических кораблях.

По команде «старт» экипажи занимают свои места на кораблях (весь экипаж должен разместиться на клеенке). Затем клеенки сворачиваются вдвое, и по команде педагога экипажи снова стараются занять свои места на кораблях. Клеенки уменьшаются до тех пор, пока хотя бы один экипаж находит способ занять космический корабль всем составом.

После игры педагог спрашивает детей:

– Трудно ли вам было всякий раз занимать место в космическом корабле? Какие чувства вы испытывали, когда не помещались в космическом корабле?

– Какие чувства, по вашему мнению, испытывал ребенок, который не находил себе места в корабле?

– Какие чувства вы испытывали, когда кто-то из членов экипажа не помещался в космическом корабле?

– Тяжело ли вам было учитывать желание другого ребенка занять место в космическом корабле?

– Что вы делали, чтобы весь экипаж разместился на космическом корабле?

В конце беседы все дети получают «космический паек» (конфетку, морковку или яблочко) за проявленное беспокойство о других членах своего экипажа, поддержку других детей, а также за стремление быть добрым, отзывчивым к чужой беде.



Упражнение «Овощ с настроением»

Игровой материал: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Педагог раздает детям листы бумаги и предлагает вспомнить, как выглядит морковь (или свекла, картофель). После этого педагог даёт детям задание нарисовать морковь по представлению так, как будто она живая, чувствующая и может радоваться, грустить, тревожится, бояться, любоваться осенним небом, смеяться, мечтать, иметь своё отношение к происходящему вокруг неё и пр.

Когда задание выполнено, все вместе рассматривают рисунки: находят признаки, характерные для обычной моркови, и элементы творчества (цвет, форма, расположение и пр.), с помощью которых художник передал эмоциональное состояние, настроение моркови.

Упражнение «У каждого фрукта своя история»

Материал: бумага, цветные карандаши или фломастеры, 2–3 фрукта.

На столе у педагога лежат фрукты. Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть фрукты (даёт каждому ребёнку пощупать фрукты) и придумать историю про то, как они попали к детям. Затем педагог предлагает детям нарисовать фрукты такими, как будто они живые: что-то чувствуют, переживают разные эмоциональные состояния, как-то относятся к миру, к детям, к другим фруктам. В конце упражнения дети по желанию могут показать получившиеся рисунки и рассказать истории фруктов.



Живая картина

В раме блестит:

Там облачко тает

И клён шелестит,

Там дождик бормочет

И птица поёт,

И каждое утро

Солнце встаёт.



Вечером – светит фонарь.

Тишина.


А позднею ночью

Картина темна...

(Окно)

Владимир Данько


Упражнение «Волшебные сады»

Материал: листы бумаги с нераскрашенным изображением сада, цветные карандаши или фломастеры.

Это упражнение можно провести после упражнения «Сад чувств». Педагог предлагает детям раскрасить волшебные сады. Сады должны получиться очень красивыми, потому что в них живут хорошие, добрые и, значит, красивые люди, и им понравится, если сады у них будут веселые, звонкие, яркие, солнечные, или тихие, загадочные, сказочные, таинственные, мечтательные, нежные, светлые, ясные – такие, каким бывает волшебство.

В конце упражнения можно предложить детям подарить друг другу свои «волшебные сады», сопроводив подарки добрыми эмоциональными пожеланиями. Пожелания могут быть устными или письменными. Важно, чтобы каждый ушел с подарком. Если ребенок стесняется сам сделать подарок, то педагог может попросить автора взять работу себе, непременно с автографом.

Упражнение «Продолжи рисунок»

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Работа осуществляется в группах по 5–6 человек. Педагог просит детей придумать, что бы они хотели нарисовать, но не говорить о своем замысле. После этого по команде педагога все начинают рисовать свой замысел, но через 15–20 секунд рисунок прерывается и передается соседу по столу. Без слов и комментариев другой ребенок продолжает рисунок, по истечении того же отрезка времени рисунок передается дальше по кругу и так до конца – пока не дойдет до того, кто начал рисовать. Первый автор имеет право что-то дорисовать, но не может менять и зачеркивать уже сделанный рисунок. После этого педагог просит рассказать, что каждый из детей хотел нарисовать, и что из этого вышло.

Если получившийся рисунок сильно отличается от первоначального замысла, то педагог и дети обсуждают, что помешало реализовать план: кто-то невнимательно посмотрел на рисунок или замысел был обозначен неточно? Важно, чтобы дети подошли к осмыслению того, что видение людей, их эмоций, испытываемых по отношению к одному и тому же объекту, может не совпадать, и что уровень понимания замысла другого человека и умение донести свою мысль до других людей тесно взаимосвязаны.

После пробного рисунка можно повторить упражнение, усложнив условия: ограничить детей определенной темой (мир животных, мир растений, семья, город, школа), уменьшить время рисования (например, до 10 секунд) и др.

Беседа выстраивается на основе следующих вопросов:

– Что вы чувствуете, когда вас не поняли?

– Как нужно оформить ваш замысел, чтобы другой вас понял?

– Что чувствует, переживает другой человек, когда его не поняли?

– Как нужно изучать рисунок другого человека, чтобы как можно лучше его понять и не обидеть?

– Кто несет ответственность за непонимание и те чувства, которыми оно сопровождается?

Педагог подводит детей к осмыслению того, что если человек хочет быть понятым другими людьми, то нужно постараться, прежде всего, ему самому, а не только другим людям. В конце упражнения детям предлагается нарисовать рисунок таким, каким он был задуман.

Игра «Угадай настроение»

Материал: мультимедиа-аппаратура, фотографии с изображениями людей в различных эмоциональных состояниях.

Педагог предлагает детям рассмотреть фотографии с изображениями людей в различных эмоциональных состояниях:

– Какие эмоциональные состояния вы знаете? (Капризность, возмущение, радостной готовности, робости, таинственности и пр.).

– Какие средства выражения эмоциональных состояний вы знаете? (Мимика, жест, пантомимика и т.п.).

– Какое настроение, состояние, чувство соответствует ситуации «Получил "пятерку"», («Получил "двойку"», «День рождения», «Землетрясение» и т.п.)? Какое настроение, чувство возникает у человека? (Радость, ощущение счастья, состояние радостного ожидания, страх, испуг, тревога, беспокойство, настороженность и т.п.).

– Постарайтесь выразить с помощью мимики установку «Поздравляю!» («Не мешай», «Я боюсь», «Нет», «Идём со мной», «Здравствуй», «До скорой встречи», «Кто это сделал?», «Давай помиримся» и др.).

– Покажите частями тела (плечами, корпусом, руками, головой, носом, ушами, глазами) состояние радости (усталости, боязливого ожидания, радостного ожидания, нежности, никчемности и др.).

– Подойдите к стулу и рассмотрите его так, будто видите королевский трон (цветок, аквариум с рыбками, костёр, котенка).

– Передайте товарищу книгу так, будто передаете ему кусок вкусного пирога (чашку горячего чая, цветок созревшего одуванчика).

– Возьмите ластик так, будто берете брошь (горячую печёную картошку, кузнечика, камень).

– Пройдите по нарисованной мелом линии так, будто идете по канату (широкой дороге, узкой тропинке в горах или узкому мосту через реку).

– Пройдите между рядами парт так, будто прогуливаетесь по многолюдной улице (как солдат на плацу, как очень старый человек, как «задавака», как балерина, как манекенщица, как человек, которому очень жмут ботинки или как будто он несёт тяжелую ношу).

Важно после выполнения любого из заданий побуждать детей поделиться их чувствами, ощущениями.

Игра «Изобретатели»

Игровой материал: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Педагог предлагает детям побыть изобретателями. Сначала педагог совместно с детьми выбирает предмет, который ребята хотели бы изобрести. Потом сообщает, что на этот предмет нужно будет перенести качества и свойства других объектов. Например, дети предлагают изобрести необычный стул. Стул как раз и будет тем предметом, помещённым в фокус изобретательской деятельности детей, на который будут перенесены качества и свойства других объектов. Педагог предлагает детям назвать 2–3 слова, совершенно не имеющих никакого отношения к стулу. Допустим, дети придумали слова «кошка» и «книга», к которым необходимо подобрать по 4–5 качественных характеристик. Кошка – ласковая, пушистая, разноцветная, мурлыкающая; книга – приключенческая, иллюстрированная, интересная, подарочная.

Затем педагог просит перенести все вышеперечисленные качества на исходный предмет и выясняет: что это за стул? Чем интересен? Какую пользу он принесёт окружающим? Например:

– «ласковый стул» – это стул, который всегда радуется тем, кто на него садится, делает их добрее; очень необходим некоторым людям для избавления от злости и раздражения, для тех, у кого часто бывает плохое настроение, или для больных;

– «разноцветный стул» – это стул либо покрашенный в несколько цветов, либо такой, как хамелеон, меняющий цвет в зависимости от того, кто на него садится – дети, взрослые, грустные или весёлые люди, добрые или злые и т.п. После того, как предмет будет изобретен, детям предлагается запечатлеть в рисунках понравившиеся изобретения.

Игра «Всё может быть»

Педагог предлагает детям назвать какое-нибудь невероятное явление из жизни людей. Один ребёнок рассказывает, а другие слушают и говорят слова: «Бывает!» или «Не может быть!». Например: «Бездомная кошка расклеивала объявления о поиске доброго хозяина»; «В городе создан приют для бездомных, несчастных людей»; «В школьном медпункте в обмен на вежливые слова выдают витамины доброты»; «Мальчик уступил место в автобусе пожилому человеку» и др.



Упражнение «Самое-самое в школе»

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Детям предлагается рассказать о том, что, по их мнению, в школе самое-самое (интересное, трудное, скучное, радостное, страшное, теплое, холодное, светлое, темное, мягкое, жесткое, колючее, звонкое, тихое, шумное, мокрое, сухое, скользкое, шершавое, гладкое, уютное, приятное, комфортное, доброе и т.п.). Затем дети могут описать и нарисовать «самое-самое в школе».



Упражнение «Я хочу быть…»

– Давайте помечтаем! Я бы хотела быть детским художником. Как вы думаете, почему? (Самые яркие, самые добрые образы, которые впитывает в себя память ребенка, влияют на то, каким будет видеть мир взрослый человек. Можно много хороших, добрых людей воспитать, научить их радоваться солнцу, любить людей и животных).

– Поделитесь своими желаниями – кем бы вы хотели быть и для чего.

Упражнение «Отгадай роль»

Дети по очереди задумывают какую-либо роль – мамы, учителя, врача, водителя, одноклассника и т.п., и из этой роли произносят любую фразу, например:

– «Я хочу тебя накормить, чтобы у тебя были силы для учёбы и игры»;

– «Я звоню тебе, чтобы спросить, как твое здоровье. Надеюсь, ты чувствуешь себя лучше. Температура спáла?»;

– «Выпей микстуру. Я хочу, чтобы ты был здоровым и весёлым»;

– «Как вы провели выходные дни? Сегодня на уроке тоже будет интересно: мы будем сочинять сказку»;

– «Вас отвезти в аэропорт? Надеюсь, Ваш самолёт улетит вовремя. Желаю Вам приятного путешествия»;

– «Что сегодня в школе тебе понравилось больше всего?»;

– «Что из урока вам понравилось больше всего?».

Остальным предлагается отгадать задуманную роль и рассказать о том, что они чувствуют, когда слышат такие фразы.



Примечание: важно, чтобы фразы были позитивно маркированными.

Упражнение «Хорошее слово»

Материалы: бумага, ручки, цветные карандаши или фломастеры.

Детям предлагается изготовить открытки в подарок другим людям (сверстникам в детском доме, родителям, воспитателям детского сада, школьным учителям, старшеклассникам, одиноким пожилым людям, ветеранам Великой отечественной войны и другим), написав свои самые любимые хорошие слова (мир, мама, папа, бабушка, дедушка, солнце, небо, весна, трава, школа, книга, радость, справедливость, честность, дружба и другие).



Упражнение «Спасибо»

Материалы: бумага, ручки, цветные карандаши или фломастеры.

– Вежливое слово «спасибо» образовано сращением словосочетания «спаси бог» с последующей утратой конечного «г». Часто ли вы говорите слово «спасибо»? За что вы благодарите других людей?

– Как вы думаете, что чувствует человек, которому говорят «спасибо»?

– Слово «спасибо» приятно только тому, кто его слышит, или и тому, кто его произносит?

– Вспомните человека, которому вам хотелось бы сказать «спасибо». Расскажите, за что именно вы благодарны этому человеку. Начинайте со слов: «Я хочу сказать "спасибо"...».

– Как вы думаете, могут ли люди прожить без благодарности?

– Почему благодарных людей уважают?

– Расскажите, как вам помогает благодарное отношение людей к вам.

– Расскажите, как кому-нибудь помогла ваша благодарность.

– Когда вас кто-то обидел, можете ли вы сказать этому человеку «спасибо»? Почему?

– Напишите и нарисуйте вашу благодарность другим людям. Скажите «спасибо» маме или папе, бабушке или дедушке, ветеранам Великой отечественной войны – людям, подарившим вам жизнь.

В дороге. Татьяна Дашкевич, Елена Михаленко

Автобус приехал,

И все побежали

Скорее места занимать,

Ведь ехать так долго,

В автобусе жарко,

И так неохота стоять.


Ты сел так удобно,

Болтаешь ногами,

Весельем лучится твой взгляд.

А рядом старушка,

Из тех, что обычно

Совсем незаметно стоят.



Она очень много

Работала в жизни,

А нынче уж годы не те.

Болят её ноги,

И ломит ей спину,

И тяжко стоять в тесноте.


Скорей уступи ей,

Ты знаешь – так надо.

А сам отойди в уголок.

Вздохнув с облегченьем,

Старушка присядет

И скажет: «Храни тебя Бог».



Спасибо

Владимир Данько

Ребята, откуда

«Спасибо» берётся?

Оно в магазине

Не продаётся.

Не говорится

Оно по приказу.

И многим оно

Не досталось ни разу.


А Павлик сегодня

На улицу вышел

И сразу четыре

«Спасибо» услышал.


Косточку Павлик

Барбосу принёс –

– Спасибо! – пролаял

Счастливый Барбос.


Павлик два домика

Сделал для птиц –

Спасибо ему

от скворцов и синиц.



Потом поливал он

Тяжёлою лейкой

Цветы, что росли

За садовой скамейкой.


– Спасибо! – ему

Прошептали цветы.–

От жажды бы высохли,

Если б не ты.


Мама с работы

Вернулась домой.

Полы подметать

Ей не нужно самой.

Мама устала,

Павлик помог.

Мама сказала:

– Спасибо, сынок!



Игра «Прилетит вдруг волшебник…»

Материалы: бумага, ручки, цветные карандаши или фломастеры, предмет (мячик или игрушка), который дети будут передавать друг другу.

Дети бросают друг другу мячик и называют подарки, которые они подарили бы, если бы были волшебниками, например: «Я дарю тебе всегда голубое небо»; «Я дарю тебе солнечное настроение»; «Я дарю тебе звонкое журчание весеннего ручейка», «Я дарю тебе сладкий запах и т.п.

В конце игры детям предлагается изготовить открытку с волшебными, добрыми пожеланиями в подарок сверстникам в детском доме.

ВОСпитание у детей эмоциональной отзывчивости

к объектам и явлениям живой природы.

«Если в лесу сидеть тихо-тихо» …………………..

Игра «Хлопните в ладоши все, кто...» …………………..

Упражнение «Если в лесу сидеть тихо-тихо» …………………..

«…если в лесу сидеть тихо-тихо». С. Бялковская ………………..

Упражнение «И мы» ………………………………………………….

«В зарослях кошачьей мяты» ……………………………

Упражнение: «Представь, и ты увидишь» ……………………

Игра «Котенок под дождем» ………………….

Упражнение «Поиграем-помечтаем» ………………………



«Собачьи истории» ………………………………………………..

Упражнение «Отгадай роль» …………………………………………….

Упражнение «Хорошо быть собакой» ……………………….

«Снизу дождь идет только на Камчатке» ……………………………………

Упражнение «Поиграем-помечтаем» ……………………………

Упражнение «Эпитеты» ………………………………………………

«О Сером Волке ходят толки» …………………………………………………

Серый Волк. А. Усачёв ……………………….

«Добрая лисичка» ……………………………………………………………….

Лиса …………………………………………….



«Быче-быче-бычок» ……………………………………………………

Бычок и лисичка. Сказка азиатских эскимосов …………………….



«Медвежьей тропой»………………………………………………………

Пастух и медведь. Корякская сказка, Чукотская сказка ……………………

Упражнение «Предупредительный знак» ……………………………

«Мышеология» ……………………………………………………….

Упражнение «Поиграем-помечтаем» ………………………………..



«Слово милое и добродушное» ………………………...........

Чей дом лучше? Чукотская сказка ……………………………….


«Ворон-творец» ……………………………………………………………….

Упражнение «Ателье мод» ………………………………………………



«Кала́га» ………………………………………………………………

Упражнение «Калан» ………………………………………………..

Упражнение «Предупредительный знак» …………………………..
Игра «Хлопните в ладоши все, кто...»

Педагог говорит, что люди и животные очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Затем он говорит: «Хлопните в ладоши все, кто умеет вести себя в лесу тихо-тихо, ... подкармливает бездомных животных, ... кормит птиц зимой, ... не бросает мусор на улице, … любит книги о животных, … похож на собаку, … понимает язык деревьев, … любит слушать шум дождя, … уверен в себе, как бурый медведь, … игривый, как калан, … умеет преодолевать препятствия, как кета, идущая на нерест» и т.п.

Другим вариантом вопросов могут быть вопросы, подобные следующим: «Вытяните шею все, кто, как жираф, умеет спать, свернувшись калачиком»; «Мяукните все, кто, как кошка, в трудной ситуации не падает, а приземляется на лапы»; «Гавкните все, кто, как собака, верный и надежный друг» и т.п.

Дети сначала просто играют, а затем делают вывод о том, что, действительно, у них есть много общего друг с другом и с объектами живой природы.



Упражнение «Если в лесу сидеть тихо-тихо»

Материалы: бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Детям предлагается послушать фрагмент литературного произведения, в котором участниками событий являются человек и животные. Например, отрывок из книги С. Бялковской «…если в лесу сидеть тихо-тихо»:

«Приходилось ли вам, ребята, гулять по лесу спокойно, без беготни? Не аукаться, не кричать, а просто взять и посидеть потихоньку под ёлкой. Если в лесу сидеть тихо-тихо, много интересного можно увидеть. И зайца, и колючего ёжика, и лягушат, купающихся в лужице. Можно увидеть, как завтракают улитки или работают дятлы. Как пугливые лесные мышки тащат домой зелёную травку-горошек. Как паучки плетут свою паутинку. Как муравьи греют на солнышке свои личинки – белые, круглые яички. Потом из этих яичек вылупятся маленькие, но такие же трудолюбивые муравьята. Если в лесу сидеть тихо-тихо, можно увидеть, как белка заготавляет на зиму грибы. Не удивляйтесь, если увидите в её лапках красные ядовитые мухоморы. Ведь мухоморы считаются у белок лекарством от многих болезней. Понаблюдав жизнь леса, вам захочется рассказать о ней своим друзьям. А, может быть, и нарисовать что-нибудь?…».

Детям предлагается описать и нарисовать свои наблюдения за жизнью леса, при этом постараться обращать внимание не только на развитие событий, но и на настроение растений и животных.



Упражнение «И мы»

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Детям предлагается в процессе прослушивания текста завершать отдельные фразы педагога словами «…и мы».



страница 1 страница 2 ... страница 5 страница 6


Смотрите также:





      следующая страница >>

скачать файл




 



 

 
 

 

 
   E-mail:
   © zaeto.ru, 2020