Принципы и правила современной деонтологии. Основы медицинской деонтологии. Тактика медицинского работника в акушерско-гинекологической клинике

Принципы и правила современной деонтологии. Основы медицинской деонтологии. Тактика медицинского работника в акушерско-гинекологической клинике

Деонтология (от греч. – учение о должном) – раздел этики, который рассматривает проблемы долга, сферу надлежащего (того, что должно быть), все формы моральных требований и их соотношение. Термин «деонтология» как учение о надлежащем поведении, поступках, образе деятельности ввел английский юрист, социолог и философ Иеремия Бентам в 1834 г. Изначально это понятие носило довольно узкий смысл – обязанность верующего перед Богом, религией, религиозной общиной. Впоследствии оно употреблялось для обозначения теории нравственности в целом. Постепенно понятие «деонтология» стало употребляться в несколько другом смысле – в качестве термина, определяющего надлежащее поведение, поступки и действия отдельной личности или специалиста.

С формированием деонтологии этика по морали дружелюбного поведения стала моралью нормы, поскольку норма фиксирует необходимое, обязательное в определенных максимумах, правилах.

Деонтология рассматривает деятельность, преимущественно профессиональную, с точки зрения надлежащего, обязанности и, конечно, нормы, что фиксирует должное, необходимое поведение.

Учение о должном является ядром каждой профессиональной этической системы. Понятие «деонтология» значительно более узкое понятие, чем «профессиональная этика». Если этика раскрывает суть профессионального долга, то деонтология выявляет специфику его реализации в конкретных видах взаимоотношений. Именно в деонтологии ярко выражено соотношение моральных и профессиональных компонентов в поведении и действиях специалистов.

Общественная полезность и характер деятельности профессиональных юристов, в том числе сотрудников правоохранительных органов, важность сферы их деятельности (цель, средства и конечный результат), безусловно, предполагают специфически профессиональные нравственные требования. В этом отношении особенность профессиональной морали юристов является результатом специфического преломления общих принципов и норм морали в их служебной деятельности и неслужебном поведении и выражается в следующих чертах:

1. Ни в какой другой области жизни нормы поведения, морали не являются в максимальной степени обязательными и определенными.

2. Моральные нормы юриста, как и сотрудника правоохранительной системы, юридически оформлены, подкреплены законом, установлены государством.

3. Нормы и принципы профессиональной этики сотрудника ОВД и юриста носят повелительный характер и требуют исполнительности, обязательности выполнения.

4. Действия профессиональных юристов и сотрудников ОВД при всей их строгости должны быть справедливыми, не унижающими человеческое достоинство.

5. Отношения профессиональных юристов и сотрудников правоохранительной системы с гражданами требуют индивидуального подхода, внутренней культуры и такта.

6. При применении права юристам и сотрудникам ОВД необходимо ко всему подходить с точки зрения закона, отрешившись от своих личных симпатий и антипатий.

Из всех этих особенностей складывается во всей полноте профессиональная этика сотрудников правоохранительной системы, его нравственная культура в целом. Профессиональная этика – это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.

Понятие, учение) , раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и должного. Термин введен англ. философом-утилитаристом Бентамом, который употребил его для обозначения теории нравственности в целом («Д., или Наука о морали», «Deontology or The science of morality», v. 12, 1834) .

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ДЕОНТОЛОГИЯ

(от греч. deontos должное и logos – учение)

раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований. Термин введен англ, философом Иеремией Бентамом, который употреблял его для обозначения учения о нравственности в целом («Деонтология, или Наука о морали» – «Deontology or the science of morality», vol. 1 – 2, 1834). Позже деонтологию стали отличать от аксиологии – учения о моральных ценностях. Деонтология изучает формы выражения долженствования, путем которого выражает требования социальных законов, принимает различные формы в частном поведении, общих нормах и требованиях.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Деонтология

ДЕОНТОЛОГИЯ (от греч. δέον, родительный падеж δέοντος - , обязанность и - слово, учение) - или учение о должном. Термин впервые употреблен Бентамом в качестве синонима научной этики в целом (“Деонтология, или Наука о морали” . Deontology or The Science of morality, v. 1-2, 1834), однако впоследствии он приобрел более узкое и специальное , точнее отвечающее его этимологии. В современной философии деонтология обычно трактуется как долга, отличная от этики добра , или аксилогии . Основанием для такого разграничения является наличие в морали двух формально и функционально разных способов декларирования нравственной позиции - в виде императивов , выражающих или запрет, и в виде оценок, выражающих одобрение или осуждение. Признание долга и добра специфическими и вместе с тем равноправными понятиями приводит к представлению о деонтологии и аксиологии как о двух относительно самостоятельных разделах этики, каждый из которых имеет собственную проблематику. Нередко, однако, деонтология выступает и в качестве особой концепции, отстаивающей приоритет, “первичность” долга перед добром и тем самым отрицающей самостоятельный аксиологии. Так, Кант (которого принято считать основоположником этого подхода) утверждал, что само понятие добра производно от понятия долга: “добром” мы называем именно то, чего требует долг; попытка же определить помимо долга даст нам лишь эмпирическое о предмете удовольствия, но не понятие о моральном добре самом по себе. Сходную позицию занимает и современный деонтологический интуитивизм (У. Росс , Ч. Брод, и др.), противостоящий аксиологическому интуитивизму. Еще один этической деонтологии состоит в отрицании необходимости учитывать , цели и последствия того или иного поступка для квалификации его вообще как морального: нравственная специфика поступка определяется исключительно побудительным импульсом, “энергией” долга, а не тем, ради чего он совершается. Этим утверждением деонтология противополагает себя телеологической и консеквенциальной этике - гедонизму , утилитаризму и др.

Все эти теоретические коллизии обусловлены, гл. о., несовпадением философских, метафизических посылок, на которых основываются указанные концепции. В реальном же нравственном сознании формальные различия суждений добра и долга не заслоняют их смыслового единства и не служат препятствием для адекватной, равноценной взаимозамены этих понятий в соответствующих контекстах.

Л. В. Максимов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ДЕОНТОЛОГИЯ" в других словарях:

    Деонтология … Орфографический словарь-справочник

    - (от греч. δέον должное) учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали. Основы деонтологии в отечественной медицине заложил заслуженный… … Википедия

    - (греч., от deon, deontos необходимое, и logos слово). Учение о правах и обязанностях учение о нравственности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕОНТОЛОГИЯ [Словарь иностранных слов русского языка

    Деонтология - Деонтология ♦ Déontologie Род профессиональной этики; совокупность обязательств, накладываемых той или иной профессией (от to deon – что нужно делать). Деонтология носит одновременно и условный, и частный характер: это не столько этика в… … Философский словарь Спонвиля

    - (от греческого deon, родительный падеж deontos должное и...логия), 1) раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного. 2) Учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения медицинского работника … Современная энциклопедия

    - (от греч. deon родительный падеж deontos должное и...логия), 1) раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного. Термин введен Бентамом (1834) для обозначения теории нравственности в целом.2) Учение о юридических, профессиональных и… … Большой Энциклопедический словарь

    - (греч. deon долгжное и logos учение, слово) концепция, раздел этической теории, в котором рассматриваются вопросы, связанные с понятием долга. Термин и концепция Д. введен и разработан Вентамом. Вопрос об исходной роли долга в этической теории до … Новейший философский словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 этика (11) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    I Деонтология (от греч. déon, родительный падеж déontos нужное, должное и...Логия) раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и должного. Термин введён английским философом утилитаристом И. Бентамом, который употребил его для … Большая советская энциклопедия

    - (греч. deon, deontos должное, надлежащее) в медицине см. Медицинская деонтология … Большой медицинский словарь

Книги

  • Деонтология социальной работы. Учебник для бакалавров , , В учебнике рассматриваются теоретические и научно-практические проблемы использования деонтологического знания в социальной работе. Учебник разработан в соответствии с требованиями… Категория: Учебники: основные Серия: Учебные издания для бакалавров Издатель: Дашков и К° ,
  • Деонтология в медицине (комплект из 2 книг) , Белинская Александра Борисовна , В первом томе монографии изложены основные вопросы деонтологии как учения о должном в медицине и одним из важнейших элементов воспитания, обучения и формированияличности советского… Категория:

греч.: deon (deontos) должное + logos – слово, учение) 1) учение о долге, составляющее рездел этики; 2) мед.: совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполненинии своих профессиональных обязанностей.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДЕОНТОЛОГИЯ

наука или учение о должном. Термин впервые употреблен Бентамом в качестве синонима научной этики в целом («Деонтология, или Наука о морали». Deontology or The Science of morality, v. 1-2, 1834), однако впоследствии он приобрел более узкое и специальное значение, точнее отвечающее его этимологии. В современной философии деонтология обычно трактуется как этика долга, отличная от этики добра, или акстлогии. Основанием для такого разграничения является наличие в морали двух формально и функционально разных способов декларирования нравственной позиции-в виде императивов, выражающих долженствование или запрет, и в виде оценок, выражающих одобрение или осуждение. Признание долга и добра специфическими и вместе с тем равноправными понятиями приводит к представлению о деонтологии и аксиологии как о двух относительно самостоятельных разделах этики, каждый из которых имеет собственную проблематику. Нередко, однако, деонтология выступает и в качестве особой концепции, отстаивающей логический приоритет, «первичность» долга перед добром и тем самым отрицающей самостоятельный статус аксиологии. Так, Кант (которого принято считать основоположником этого подхода) утверждал, что само понятие добра производно от понятия долга: «добром» мы называем именно то, чего требует долг; попытка же определить добро помимо долга даст нам лишь эмпирическое представление о предмете удовольствия, но не понятие о моральном добре самом по себе. Сходную позицию занимает и современный деонтологический интуитивизм (У. Росс, W. Ross; Ч. Брод, Ch. Brod; и др.), противостоящий аксиологическому интуитивизму. Еще один тезис этической деонтологии состоит в отрицании необходимости учитывать мотивы, цели и последствия того или иного поступка для квалификации его вообще как морального: нравственная специфика поступка определяется исключительно побудительным импульсом, «энергией» долга, а не тем, ради чего он совершается. Этим утверждением деонтология противополагает себя телеологической И консеквенциальной этике- гедонизму, утилитаризму и др.

Все эти теоретические коллизии обусловлены, гл. о., несовпадением философских, метафизических посылок, на которых основываются указанные концепции. В реальном же нравственном сознании формальные различия суждений добра и долга не заслоняют их смыслового единства и не служат препятствием для адекватной, равноценной взаимозамены этих понятий в соответствующих контекстах.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Деонтология в медицине

Этика - система норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению друг к другу, к обществу, Родине на основе общечеловеческих представлений о добре и зле, а также - философское учение о морали, нравственности, как одной из форм идеологии, о ее сущности, законах исторического развития и роли в общественной жизни.

Медицинская этика рассматривает всю совокупность моральных критериев, которыми руководствуется работник здравоохранения в повседневной работе, направленной на удовлетворение потребностей общества и каждого человека в сохранении и укреплении состояния здоровья или возвращении его при болезни.

Медицинская деонтология - совокупность этических норм при выполнении медицинским работником своих профессиональных обязанностей, а также принципов поведения, профессиональных приемов психологического общения с обратившимся к врачу здоровым или больным человеком. Таким образом, деонтология - составная часть медицинской этики, и если этика - методологическое, то деонтология - методическое понятие. Если медицинская этика не несет в себе специфики отдельной врачебной специальности, то медицинская деонтология имеет прикладной характер, обусловленный той или иной медицинской профессией, т. е., различают деонтологию акушера-гинеколога, педиатра, терапевта, эндокринолога, хирурга, судебного медика, онколога, рентгенолога, венеролога и др.

Решение важнейших задач - повышение качества и культуры медицинской помощи населению страны, развитие ее специализированных видов и осуществление широких профилактических мероприятий во многом определяется соблюдением принципов медицинской деонтологии (от греч. «деон» - должное и «логос» - учение) - учения о должном в медицине.

Медицинская деонтология постоянно развивается, возрастает и ее значение. Возрастает и значение медико-психологических аспектов деонтологии, т. к.: естественные и социальные последствия научно-технического прогресса приводят к возрастанию психологически-эмоциональной напряженности во взаимоотношениях между людьми, к различным конфликтным ситуациям и трудностям адаптации. Назрела настоятельная необходимость изучения человека в целом - как объекта биологически-социальной природы.

В процессе дифференциации и интеграции медицины, формирования ее новых областей, специальностей, профилизации отдельных направлений возникают и другие, новые, не менее сложные, деонтологические проблемы.

В связи с появлением сложных медицинских систем требования к медицинскому персоналу существенно возросли. Каждый член медперсонала должен не только в совершенстве владеть медицинскими навыками, но и уметь общаться и взаимодействовать с больными, тем более с детьми.

Взаимоотношения врача и пациента - одна из сложнейших проблем медицины и, возможно всего человеческого сообщества, так как именно в модели «врач - больной» наиболее драматично обнажаются проблемы отношений между людьми вообще. Слишком велика ставка, которая «разыгрывается» при контакте врача и пациента - сохранение здоровья, степень его потери, продолжение жизни или смерть.

Ни в какой иной сфере человеческой деятельности не обсуждаются подобные альтернативы. С момента возникновения медицины появилась необходимость регулировать такие взаимоотношения. С тех пор как существует философия, вопросами нравственности (морали) в обществе занимается один из разделов этой науки - этика.

Этика - учение о нравственных, моральных нормах и правилах, которые определяют взаимоотношения людей в семье, обществе, быту и трудовой деятельности. Медицинская этика существует десятки столетий. В основе многочисленных медицинских присяг, которые сегодня принимают врачи в разных странах мира лежит «Клятва Гиппократа» известная уже около 2400 лет. Во второй половине ХХ века американский ученый В.Р. Поттер предложил понятие «биоэтика», как определение новой этики человечества, которая должна стать «наукой выживания», «мостом в будущее» в условиях современного экологического кризиса.

Деонтология - раздел общей этики, в котором рассматриваются специфические критерии долга и моральных требований при исполнении профессиональных обязанностей.

Принципы поведения врача и медицинского персонала в практической и научной деятельности рассматриваются медицинской деонтологией. В общих чертах медицинская деонтология означает свод предписаний и запретов, соблюдение которых в отличие от правовых норм регулируется совестью врача и медицинского работника.

Особый характер взаимоотношений врача и персонала с детьми и их родителями обосновывает выделение раздела медицинской этики - педиатрической деонтологии.

Принципы этики и медицинской деонтологии закреплены в ряде международных деклараций и конвенций. Прежде всего - это Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН в которой статус важнейшего положения международного права приобрел один из принципов врачебной этики Гиппократа - о святости человеческой жизни. Основные положения медицинской этики, изложенные в «Клятве Гиппократа» сохраняющие актуальность и в настоящее время, гласят:

  • 1. «Non nocere!» («Не вреди!»). Всякое лечение, все действия, все рекомендации врача должны быть направлены на благо больного, приносить ему пользу;
  • 2. Человеческая жизнь есть безусловная ценность;
  • 3. Врач должен уважать личную жизнь пациентов, воздерживаться от аморальных поступков;
  • 4. Врач должен соблюдать медицинскую тайну, уважать свою профессию.

Следует подчеркнуть, что медицинская этика всегда была средоточием морально-этических идеалов своей эпохи. Гиппократ (460-377 гг. до н. э.), писал, что на вооружении у врача должны быть «...презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку...». Проблемы этики и деонтологии всегда находились под пристальным вниманием передовых клиницистов XVIII-XXI вв. - С.Г. Зыбелина, Д.С. Самойловича, Н.И. Пирогова, В.А. Манассеина, С.П. Боткина, И.А. Кассирского, Б.В. Петровского, Е.И. Чазова и др.

Основы общения детского врача с ребенком заложены в трудах Н.Ф. Филатова, А.А. Кисель, В.И. Молчанова, Г.Н. Сперанского, М.С. Маслова, С.Д. Терновского, С.Я. Долецкого, отечественных ученых-педиатров В.А. Леонова, И.Н. Усова и др.

100-120 лет назад, когда объем научных сведений, был во много раз меньшим, чем в настоящее время, педиатры были «элитой» врачебной корпорации, обладали широким кругозором и глубокими медицинскими знаниями. В настоящее время перегрузка общей и профессиональной информацией столь велика, что широко образованный детский врач стал встречаться реже.

Появились детские хирурги, педиатры инфекционисты и др.

Специалисты вынуждены сочетать знания двух и более пограничных дисциплин. Например, детский хирург должен мыслить как педиатр, а действовать, как хирург.

Врач-педиатр - особая профессия, суть которой состоит не только в диагностике, лечении и профилактике заболеваний у детей, но и прежде всего в осуществлении контроля за ростом и развитием ребенка, предупреждении и раннем выявлении отклонений от нормы данных параметров. Кроме того, педиатр должен обладать или развивать в себе особые личностные качества.

Одним из первых на это обратил внимание С. Хотовицкий (1874), который писал, что «кроме основательных теоретических и практических познаний, кроме надлежащей теоретической способности, кроме спокойствия и твердости духа, кроме справедливости и кротости в поступках, детский врач не только должен вполне ознакомиться с физиологическими и патологическими отличиями детского организма, но вместе с тем иметь особую врожденную привязанность к детям».

Клиническая практика показывает, что проблемы и вопросы, возникающие при оказании медицинской помощи детям, имеют не только сугубо медицинский, но и этический характер и присутствуют на всех уровнях системы «врач - родители - больной ребенок».

Без четкого представления этических особенностей охраны здоровья ребенка нельзя гарантировать безопасность детей при получении ими медицинской помощи. Для квалифицированного оказания медицинской помощи детям врачу необходимо иметь не только глубокие теоретические знания, умело использовать практические навыки, но и тонко понимать психологию больного ребенка и его родителей, четко представлять существующие в этой области этические проблемы.

Одна из важнейших среди них - осведомление родителей, родственников ребенка об особенностях заболевания для получения согласия на лечение. Умение врача успокоить, объективно информировать родителей о методах диагностики, организации медицинской помощи ребенку, развитии возможных осложнений и при этом ободрить, настроить на активную помощь, является обязательным этическим требованием.

Медицинская деонтология предъявляет особые требования к педиатру, прежде всего потому, что его деятельность основана не только на прямом контакте с детьми, но и на общении с ближайшими родственниками с их восприятием состояния здоровья своего ребенка и характерологическими особенностями. Второе принципиальное отличие педиатрической деонтологии состоит в необходимости использования специальных навыков общения с детьми, которые основаны на знании их возрастных особенностей. В-третьих, требуются глубокие познания не только возрастной патологии, но и возрастной физиологии, без которых трудно выявить ранние отклонения, свидетельствующие о болезни. Педиатр контактирует в своей работе с детьми, родителями и родственниками больного ребенка. Каждая из этих категорий требует особого подхода. В настоящее время родители и их родственники обладают большим запасом сведений о заболеваниях детского возраста, почерпнутых из специальной, просветительской литературы и средств массовой информации. В связи с этим, увлечение модными различными средствами и методами лечения, рекламируемыми порой самими медиками, могут создавать затруднение при контакте врачей с родителями. Общаясь с врачом, родители больного ребенка нередко ожидают встречи с крупной личностью. Порой они испытывают разочарование, встречаясь «всего лишь» с добросовестным тружеником и хорошим профессионалом. И если при этом нарушаются правила деонтологии, то возникает повод для недоразумений. Полезно воспользоваться следующими рекомендациями, относящимися к форме отношений с родителями маленьких пациентов, описанными в книге - Деонтология в медицине: под ред. Б.В. Петровского:

  • 1. Контакт устанавливают в первую очередь с ребенком, ибо, как только родители отмечают, что ребенок не сопротивляется врачу, они относятся к нему с доверием;
  • 2. Доверие к врачу вызывается его поведением, личным примером, человеческими качествами. Спокойный, внимательный, оптимистичный, аккуратный врач, сохраняющий здоровый цвет лица, правильную осанку, без избытка массы тела, не курящий служит примером, внушающим доверие;
  • 3. Убежденное и четкое изложение сведений о больном ребенке в доброжелательной и мягкой форме, свидетельствующее о высоком профессиональном уровне врача, вызывает доверие к нему лично и к учреждению, которое он представляет;
  • 4. Подавление страха у ребенка и его близких - одна из главных деонтологии задач, чему способствуют перечисленные качества врача и некоторые приемы - отвлечение, шутка и др.;
  • 5. Соблюдение известной дистанции при условии предельной доброжелательности облегчает взаимопонимание в сложных ситуациях;
  • 6. Проявление таких душевных качеств, как внимание, доброта, ласка, вносит успокоение в сознание родителей;
  • 7. Твердая воля при предъявлении родителям определенных требований облегчает лечебный процесс, так как родители, порой теряющие самообладание, не всегда понимают, что их поведение отражается на состоянии ребенка;
  • 8. Внушение ребенку и его родным мысли о том, что они сами заинтересованы и нуждаются в выполнении врачебных предписаний, снимает многие трудности.

Соблюдение врачебной этики в отношении к ребенку не зависит от его возраста. В этом состоит специфика профессии детского врача - высокий профессионализм, сочетающийся с терпением и любовью к детям. Педиатры в отношениях с ребенком и родителями должны быть психологами и педагогами. При общении с детьми целесообразно учитывать следующие психологические особенности детского возраста:

  • 1. Контакт с детьми облегчают - их доверчивость, внушаемость, непонимание степени опасности заболевания, манипуляции или хирургического вмешательства, оптимизм, отсутствие психических комплексов;
  • 2. Общение с детьми затрудняют - чувство страха, полярность и неадекватность реакций, негативизм, низкие сознательно-волевые качества, склонность к симуляции и диссимуляции, редкие, но опасные психосоматические реакции, когда боязнь манипуляций способна осложниться срывом компенсаторных механизмов.

При контакте с детьми, особенно в ситуациях угрожающих жизни ребенка, необходимо учитывать, что одно и то же заболевание переносится в разном возрасте неодинаково. Чем старше ребенок, тем осознаннее и трагичнее ощущает он свое состояние и тем серьезнее для него психологическая травма. Различие таких представлений зависит от познавательного уровня ребенка, психосоциального развития, пережитого опыта. Поэтому крайне важно предотвратить психогенную (информационную) ятрогению, которая может возникнуть вследствие необдуманной беседы врача, сообщения им без предварительной подготовки угрожающего жизни диагноза, непонятной медицинской информации или его излишней молчаливости. В настоящее время к ятрогенным относят не только ошибочные или неадекватные действия врача, а и неблагоприятные последствия действий всех медицинских работников. Международная классификация болезней IX пересмотра определяет ятрогению как «любые нежелательные или неблагоприятные последствия профилактических и терапевтических вмешательств либо процедур, которые приводят к нарушению функции организма, ограничению привычной деятельности, инвалидизации и смерти».

Опыт показывает, что детей, боящихся хирургического вмешательства, ни в коем случае не следует оперировать. Необходимо терпеливо готовить их к операции, применяя различные методы (объяснение, внушение, медикаменты). Пластичность психики в детском возрасте имеет как положительные, так и отрицательные стороны - ребенок, подвергаясь в процессе роста и развития какому-либо вредному воздействию, может настолько страдать, что эта «поломка» спустя многие годы проявится в виде какой-либо патологии.

Отказ родителей от госпитализации, оперативного лечения, профилактических, диагностических и лечебных процедур нередко ставит врача в затруднительное положение. Родители часто рассматривают ребенка как собственность, с которой могут поступать как им угодно, причем решения их, как правило, основываются на сиюминутных впечатлениях. Стремясь защитить своего ребенка от возможных ошибочных, по их мнению, агрессивных процедур они выдвигают собственные, далеко не всегда правомерные и адекватные требования, не задумываясь об их последствиях. Это в особенности относится к молодым родителям, не имеющим жизненного опыта. В качестве примера можно привести отказ от профилактических прививок, что способствует росту заболеваемости дифтерией, корью, туберкулезом, эпидемическим вспышкам коклюша и др. Конечно, и это признано во всем мире, небольшой процент вакцинаций сопровождается осложнениями, однако вред, наносимый отказом от прививок, существенно превышает риск побочных реакций.

Важно учитывать, что родители больного ребенка часто находятся в стрессовом состоянии. Поэтому сообщение о развитии тяжелого осложнения, возможном неблагоприятном исходе заболевания должно быть крайне осторожным и поэтапным. Более подробная информация представляется по прошествии некоторого времени, когда родители будут способны воспринять ее более спокойно. Родители или опекуны могут и должны участвовать в решении вопросов организации диагностических и лечебных мероприятий. Исключение составляют особые случаи, когда нельзя своевременно сообщить родителям о предстоящем хирургическом вмешательстве ввиду внезапного ухудшения состояния ребенка и необходимости оказания неотложной медицинской помощи.

При отказе родителей от медицинской помощи необходимой для спасения жизни ребенка, медицинские организации имеют право обратиться в орган опеки, попечительства или суд. Как правило, в этом случае врачи продолжают лечение, если оно показано ребенку по жизненным показаниям. Однако этот вопрос до конца не урегулирован и остается серьезной этико-правовой дилеммой требующей разрешения. Именно здесь необходимо влияние и помощь больничных и региональных этических комитетов, имеющих юридический статус. Госпитализация в больницу - серьезное психологическое испытание для семьи и ребенка. Существовавший ранее запрет на госпитализацию матери с ребенком (кроме детей первого года жизни) был обусловлен не этическими, а чисто административными соображениями. К сожалению, это не вина, а беда врачей. Отмечено - если мать участвует в уходе за ребенком, находясь с ним в больнице, лечение оказывается более эффективным.

Всегда следует помнить о существовании врачебной (медицинской) тайны (право пациента на конфиденциальность).

К ней относится «информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении».

Врачебная тайна соблюдалась уже в глубокой древности. Ее история насчитывает более двух тысячелетий. По некоторым источникам, она зародилась в Древней Индии, где существовала пословица: «Можно страшиться брата, матери, друга, но врача - никогда».

Исходя из традиционного понимания медицинской тайны, сохранять ее следует от всех посторонних. Однако необходимо отметить, что с одной стороны, медицинский работник, обязан хранить тайну, с другой - он может и должен нарушить ее, если общественные интересы преобладают над личными. Известна история разглашения медицинской тайны английскими врачами в связи с жестоким обращением родителей с детьми. Закон сохранения врачебной тайны, важнейшего элемента клятвы Гиппократа в детских учреждениях нередко нарушается.

Истории болезни не всегда хранятся надлежащим образом и могут быть доступны детям и родителям, а эпикризы зачастую печатаются техническими сотрудниками, которые получают доступ к медицинским заключениям. Родители обычно стремятся сохранить в тайне пороки развития у ребенка, наследственные заболевания, умственную отсталость, психические заболевания у членов семьи.

Сохранение медицинской тайны обязательно, если подросток, особенно девушка, доверился врачу о начале половой жизни, не поставив об этом в известность родителей. Разглашение врачебной тайны сопряжено с вмешательством посторонних людей в жизнь семьи и личную жизнь ее членов, а это прямое нарушение Декларации прав человека.

Не следует скрывать от родителей и ребенка наличие у него серьезного, фатального заболевания (злокачественная опухоль, лейкоз) и хотя ранее преобладало стремление защитить маленьких пациентов от серьезного диагноза, многие дети догадывались или были уже осведомлены о природе их болезни. Поэтому в настоящее время преобладающей становится позиция, согласно которой ребенок должен быть информирован о заболевании. Часто эту миссию должен выполнить врач естественно с выражением надежды и внушением веры. Нельзя обманывать ребенка, тем самым врач теряет его доверие. В то же время, учитывая особенности психики ребенка, в некоторых ситуациях необходимо воспользоваться советом Гиппократа: «окружи больного любовью и разумным утешением, но главное, оставь его в неведении того, что ему предстоит, и особенно того, что ему угрожает».

Большой такт и чуткость необходимы врачу при сообщении родителям о летальном исходе заболевания ребенка. Внезапная смерть ребенка и смерть, наступившая после продолжительного периода угасания, расцениваются родителями по-разному. Первая, как правило, является для них тяжелым ударом, вторая воспринимается порой как облегчение. От врача требуется большая деликатность, сочувствие и умение объяснить причину смерти, убедить родителей, что печальный исход болезни связан с объективными причинами, а не вызван неверными действиями врача или их самих. Одним из видов врачебных ошибок, которые могут повлечь за собой серьезные последствия, являются деонтологические ошибки. При неблагоприятном исходе лечения именно такие ошибки нередко учитываются родственниками в первую очередь, порождая многочисленные жалобы и требования о привлечении врача, допустившего эту ошибку, к уголовной ответственности. Напротив, известны случаи, когда при неблагоприятном исходе лечения, но соблюдении врачом правил медицинской деонтологии родственники умершего больного становились защитниками врача, поскольку видели, что врач сделал все, что было в его силах, и сам тяжело переживал происшедшее.

Вместе с тем, если не соблюдаются правила медицинской деонтологии, конфликты между родственниками больного ребенка и детским хирургом часто возникают даже при правильном лечении. В этих случаях родственники умершего больного, потрясенные случившимся горем, стараются найти виновных и нередко действуют, исходя из принципа: «Post hoc - ergo propter hoc» («после этого - значит, вследствие этого»). Необходимо отметить, что ответственность медицинских работников за нарушение прав граждан в сфере здравоохранения может быть гражданской, уголовной, административной и дисциплинарной. С точки зрения и врача и пациента наиболее важными из них являются гражданская и уголовная. В связи с появлением таких понятий, как «смерть мозга», «декортикация» при заключении о безнадежности прогноза для жизни вновь возникла дискуссия об эвтаназии (легкой смерти) и о праве на смерть. Эвтаназию, то есть применение активных агентов, ускоряющих наступление смерти безнадежного пациента на заключительных этапах болезни, большинство ученых мира считают безнравственной.

Заключение

В заключение необходимо подчеркнуть, что в настоящий период этике и медицинской деонтологии угрожает девальвация таких принципов, как гуманность, доброта, сострадание и милосердие. Эта тенденция проявляется в тех случаях, когда врачи усматривают в своих обязанностях не заботу о пациентах и их здоровье, а источник материального благополучия. С другой стороны, появились новые проблемы биоэтики, основанные на последних достижениях генетики и молекулярной биологии. В связи с этим, крайне важно создание медицинских этических комитетов при органах здравоохранения и лечебно-профилактических учреждениях, куда наряду с врачами, должны входить юристы, представители общественности и священнослужители для обсуждения этических вопросов. Только коллегиальный анализ позволит найти рациональное решение спорных этико-правовых проблем при оказании медицинской помощи пациентам детского возраста. Отсутствие законов, охраняющих здоровье и благополучие детей с позиции биоэтики, создает условия не только для этических, но и для правовых нарушений.

Именно в этих условиях крайне важно не предавать забвению нравственные постулаты, принципы человеческих отношений и медицинской деонтологии.

Психологический уход за больным ребенком является частью медицинской деонтологией. Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного. Термин медицинской деонтологии ввел выдающийся хирург Н.Н. Петров.

Таким образом, теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов. Особенности деонтологии в педиатрии обусловлены своеобразием детской психики, а также необходимостью контакта в работе не только с детьми, но и с их родителями.

Аспектами медицинской деонтологии являются:

  • - взаимоотношения медицинских работников с больным ребенком;
  • - взаимоотношения медицинских работников с родственниками больного ребенка; здравоохранение врач педиатр
  • - взаимоотношения медицинских работников между собой.

Понятия «медицинская деонтология» и «медицинская этика» не тождественны. Проблема долга -- одна из основных проблем медицинской этики; соответственно медицинская деонтология является отражением этических концепций, но она имеет более прагматический и конкретный характер. Если медицинская этика не несет в себе специфики, обусловленной той или иной врачебной специальностью (не существует отдельно этики терапевта, этики хирурга и т.д.), то медицинская деонтология обрела черты специализации, обусловленные ее прикладным характером, взаимосвязью с той или иной медицинской профессией (различают деонтологию хирурга, педиатра, онколога, рентгенолога, венеролога и т.д.).

Клинический этикет - (от греческого etos- нрав, обычай, характер), это традиционный церемониал, традиционные внешние правила поведения медицинского персонала, способствующий повышению качества лечебного процесса и улучшению его результатов. Клинический этикет включает в себя внешний вид врача, медсестры, стиль речи, на котором врач общается с больным и т.п.

Биоэтика решает этические проблемы, возникающие в результате прогресса биологии и медицины а также при медико-биологических исследованиях. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека»). Биоэтика представляет собой важную точку философского знания.

Метаэтика (аналитическая этика) - направление этических исследований, анализируюшее саму этику как научную дисциплину методами логико-лингвистического анализа.

Основы и принципы медицинской деонтологии.

Деонтология (греч. deon, deontos -- должное, надлежащее + logos -- учение) -- совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей.

Предметом медицинской деонтологии являются главным образом вопросы разработки этических норм и правил поведения медицинского работника при его общении с больными.

Нормы и принципы врачебной деонтологии и этики могут верно ориентировать медицинского работника в его профессиональной деятельности только в том случае, если они не произвольные, а научно обоснованы. Только тогда они будут теоретически осмысленными и найдут широкое признание.

Медицинская деонтология -- наука о должном, разрабатывает принципы поведения медицинского персонала, направленные на достижение максимального лечебного и оздоровительного эффекта посредством строгого выполнения медиками этических норм и правил поведения. Принципы поведения врача вытекают из сущности его гуманной деятельности. Поэтому недопустим бюрократизм, формальное бездушное отношение к больному человеку (инвалиду).

Строить свою деятельность в соответствии с требованиями медицинской деонтологии может только врач, избравший свою профессию по призванию. Любить свою профессию -- это значит любить человека, стремиться помочь ему, радоваться его выздоровлению.

Ответственность за больного и его здоровье -- главная черта нравственного долга врача. Вместе с тем в задачу врача входит оказывать психологическое воздействие на родственников, когда вмешательство последних может неблагоприятно влиять на состояние больного.

В создании оптимальной обстановки в лечебных учреждениях, высокой служебной и профессиональной дисциплины врачу помогают медицинские сестры. Высокая культура и опрятность, сердечность и заботливость, тактичность и внимательность, самообладание и бескорыстие, человечность -- основные качества, необходимые медицинской сестре. Она должна хорошо владеть искусством слова в общении с больными и их родственниками, соблюдать чувства меры и такта, прилагать максимум усилий для создания обстановки доверия между больным и врачом.

Отношения между врачами, сестрами и младшими медицинскими работниками должны быть безукоризненными и основываться па абсолютном взаимном доверии. В лечебных учреждениях должна быть создана такая обстановка, которая бы максимально щадила психику больных и порождала атмосферу доверия к врачу.

Наиболее важные принципы врачебной этики.

  • 1. Гуманное отношение к больному (инвалиду), выражающееся в готовности всегда прийти на помощь каждому нуждающемуся, в необходимости соблюдать гиппократовскос требование -- не вредить, щадить психику больного (инвалида), стараться не причинять ему боли.
  • 2. Соответствие поступков врача общественной функции, целям и задачам медицины, согласно которым врач ни под каким предлогом не может участвовать в действиях, направленных против физического и психического здоровья и жизни.
  • 3. Обязанность врача -- бороться за физическое и психическое совершенство людей. Самопожертвование и героизм во имя здоровья и жизни человека должны быть правилом врачебного поведения.
  • 4. Обязанность врача -- помогать всем независимо от пола, национальной и расовой принадлежности, политических и религиозных убеждений.
  • 5. Принцип солидарности и взаимопомощи между всеми врачами.
  • 6. Принцип сохранения врачебной тайны.

Многие из перечисленных принципов универсальны, т.е. характерны для деятельности любых специалистов, общающихся с людьми, в том числе с больными и инвалидами.

Проблема отношений врача и больного (инвалида) была всегда важной проблемой медицины на всех этапах ее развития.

Вопросы врачебной этики занимали видное место и в истории русской медицины. Честность, правдивость, душевная чистота, чувство моральной ответственности перед своей совестью, коллективом, обществом -- это главное, чем измеряются требования к любому специалисту, чем определяется мера их ценности, понимание ими своего долга.

Вопросы деонтологии надо рассматривать в плане выполнения принципов поведения тех или иных специалистов в своей профессиональной деятельности.

В основе поведения любого специалиста должны находиться требования гуманизма. Отсюда высший моральный долг его должен найти свое проявление в бескорыстном служении людям. В моральном долге должна быть выражена необходимость любви к человеку. При этом в деятельности любого специалиста особенно важно, чтобы исполнение долга органически сочеталось с внутренней убежденностью, переходящей в привычное повседневное поведение. «О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни» (Паскаль).

Исполнение врачебного долга предполагает убеждение в необходимости подчинить свои личные желания требованиям долга. В жизни бывает и так, что врачу приходится поступаться личными интересами, если это нужно для спасения жизни других. Н.А. Добролюбов говорил: «Не того надо назвать человека истинно нравственным, кто только терпит над собой веление долга, как какое-то тяжелое иго, как нравственные вериги, а именно того, кто заботится слить требования долга с потребностями существа своего, кто старается переработать и свою плоть, и кровь внутренним процессом самосознания и самовоспитания так, чтобы они не только сделались истинно необходимыми, но и доставляли внутреннее наслаждение».

Авторитет врача играет большую роль в установлении оптимального психологического контакта с больным, а следовательно, во многом определяет эффективность лечения. На всех этапах врачевания исключительно важное значение имеет хороший контакт, установленный между больным и врачом. Отсутствие такого контакта может быть одной из основных причин неверной диагностики и безуспешного лечения. Врачу надо верить безраздельно. Лечить сомневающегося пациента очень трудно. В.В. Вересаев указывал, что «врач может обладать замечательным распознавательным талантом, уметь улавливать самые тонкие детали своих назначений и все это останется бесплодным, если у него нет способности подчинить себе душу больного». Таким образом, несомненно, что психологическая совместимость врача и пациента играет ведущую роль в процессе врачевания.

В этой связи большое значение приобретает необходимость завоевать доверие больного. Предпосылки возникновения положительных психологических отношений между врачом и пациентом являются, несомненно, квалификация, опыт и искусство врача. Однако квалификация служит только инструментом, применение которого с большим или меньшим эффектом зависит от других сторон личности врача. Это вытекает из доверия к врачу. Ведь «врач -- тот единственный человек, которому мы, не смущаясь, смеем говорить все о себе» (Мур).

Доверие к врачу -- это динамическое, положительное отношение больного к врачу, когда больной видит, что врач имеет не только способности, но и желание помочь ему наилучшим образом. В процессе лечения больной должен стать союзником врача. М.Я. Мудров в своей работе «Слово о способе учить и учиться медицине» писал: «Теперь ты испытал болезнь и знаешь больного, по ведай, что и больной испытал тебя и знает, каков ты. Из сего ты можешь заключить, какое нужно терпение, благоразумие и напряжение ума при постели больного, чтобы выиграть всю его доверенность и любовь к себе, а сие для врача всего важнее».

Разумеется, что любой специалист должен обладать хорошими знаниями и большим профессиональным опытом. Высокий профессионализм требует большого и систематического труда. Вся жизнь любого специалиста представляет собой постоянное совершенствование своих знаний. Однако развитие и образование ни одному человеку не могут быть дамы или сообщены. Поэтому всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Польский медик Ксланович пишет, что врача, который не заглядывает в книги, следует остерегаться больше болезни. Важная задача в процессе обучения - научить человека мыслить. A.M. Горький говорил: «Знания необходимы не только для того, чтобы знать, но осмысленно действовать».

Только в труде, в преодолении препятствий формируются профессиональные знания и навыки, настоящий характер, воспитывается на всю жизнь высокая нравственность. Человек должен заниматься самовоспитанием. Только тогда вырабатывается постоянная осмысленная психологическая готовность поступать так, как велит совесть, диктует чувство долга. Разумеется, что необходим прочный слой профессиональных знаний и опыта. «Ум заключается не только в знании, но и в уменье прилагать знание на деле» (Аристотель).

Медицинский работник приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен и если его манера поведения -- настойчивая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью. Особые требования к нему предъявляет необходимость быть терпеливым и владеть собой.

Уравновешенная личность врача является для больного комплексом гармонических внешних стимулов, влияние которых принимает участие в его выздоровлении. В целом можно сказать, что больной теряет доверие, а врач теряет свой авторитет в том случае, если у больного создается впечатление, что врач является тем, что называют «плохой человек». Не о таких ли врачах Вольтер говорил: «Врачи прописывают лекарства, о которых они мало что знают, от болезней, в которых они разбираются еще хуже, и пичкают ими людей, о которых им вообще ничего неизвестно».

Обстоятельства работы вынуждают врача быть своего рода актером. Что ни больной, то для врача не только новое, неповторимое в деталях заболевание, но и особая личность. Какая гамма темпераментов, характеров; у каждого свой склад ума. И врач должен иметь к каждому особый подход. В этом отношении весьма созвучны слова К.С. Станиславского: «...Играть при полном и сочувствующем вам зрительном зале то же, что петь в помещении с хорошей акустикой. Зритель создает, так сказать, душевную акустику. Он воспринимает от нас и, точно резонатор, возвращает нам свои живые человеческие чувствования».

Врачу очень важно знать те реакции личности больного, которые формируются во время болезни. Поэтому врачи должны быть хорошими психологами и психотерапевтами. Нет сомнения, что болезнь влияет в определенной степени на психику больных. Каждый больной имеет свою психологию, свое отношение к окружающим, себе и своей болезни. Не случайно академик Миротворцев как-то сказал, что «нет ведь больших эгоистов, чем больные...». Следовательно, если психические факторы имеют такое большое значение в лечебной деятельности, то необходимо заниматься и методами их познания. Как говорил Г.А. Захарьин: «...врач должен сиять психологический портрет больного».

Придавая большое значение состоянию нервной системы и психики в сопротивлении болезнетворным воздействиям, надо бережно относиться к больным. Рекомендуется не травмировать и не пугать боль- пых, успокаивать возбужденную нервную систему и подчинять больного своему психотерапевтическому влиянию.

Больной человек ждет ласки и утешения, а порой и нежности. Вместе с тем быть гуманным к людям, к больному -- это дело не только сердца, но и разума. Интересны рассуждения Цвейга о различных видах сострадания. Он пишет: «...есть 2 рода сострадания. Одно -- малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, торопящегося избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья, это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий больного. Но есть и другое сострадание -- истинное, которое требует действий, а не сентиментальных переживаний, оно знает чего хочет и полон решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их».

Больной человек в значительно большей степени, чем здоровый, восприимчив к различного рода внушающим влияниям. Даже неосторожный жест врача может вызвать у больного искаженное представление о тяжести болезни, а ободряющее слово может вселить веру в выздоровление.

Авторитет любого специалиста во многом выигрывает, если он не боится ответственности. Тот, кто боится ответственности, не может решать судьбы людей. Наивысшего успеха человек достигает тогда, когда он подает хороший пример. Никто не должен давать другим тех советов, которым он сам не следует. Личный пример врача всегда воздействует сильнее, чем проповедь. «Следуйте моим делам, а не словам» (Тит Ливий). В этом отношении вполне справедливы слова о том, что учитель не тот, кто учит, а у кого учатся.

Большое значение приобретает умение устранять свои ошибки и недостатки. Авторитет во многом выигрывает, если своевременно признаются, исправляются и не повторяются ошибки. Следует помнить, что от мелких ошибок легко перейти к крупным порокам. Сознание своей ошибки -- одно из главных средств самовоспитания и урок для других. Мыслящий человек черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов. Упрямство -- это нежелание исправлять свои ошибки и прислушиваться к мнению других людей.

Условия, способствующие оптимальному психологическому контакту врача с больным (инвалидом).

К числу этих условий относятся:

1. Авторитет специалиста, которому надо верить безраздельно. Специалист обязан не только рассеять сомнения и страх больного (инвалида), обнадежить, но и уметь скрыть свое огорчение и недовольство, проявить спокойствие и самообладание. В отношении каждого больного (инвалида) реакция специалиста должна быть быстрой, иногда почти моментальной, а решение вопроса -- предельно точным. Авторитет специалиста -- результат не только высоких профессиональных и нравственных качеств, но и большой культуры.

Специалист, общаясь с больными (инвалидами), являющимися представителями различных слоев населения, должен быть всесторонне подготовлен, чтобы всегда найти общую тему для разговора, которая могла бы стать предпосылкой успешного контакта.

Случаи конфликтной ситуации во взаимоотношениях специалиста и больного (инвалида), к сожалению, еще встречаются. Конфликтный процесс обычно двусторонний. Иногда могут быть виновны и больные (инвалиды). Если специалист воспитанный и образованный человек, если он хороший психолог, то ему должно хватить благоразумия и такта в общении с так называемыми конфликтными больными (инвалидами). И наоборот, если он не находит с больным (инвалидом) общего языка, конфликтует, если на него жалуются, то это прямое свидетельство Того, что в его образовании или воспитании имеются серьезные проблемы.

Каждый больной (инвалид) имеет свою психологию, свое отношение к окружающему, к себе и своей болезни (инвалидности). Следовательно, каждый специалист, работающий с людьми, должен быть хорошим психологом. При несоблюдении этих принципов возникают врачебные ошибки и конфликтные ситуации. Нарушения принципа индивидуального подхода к больным (инвалидам) без учета их психологического портрета, особенно неосторожное слово, тон и тому подобное, могут быть источником так называемых ятрогенных заболеваний, т.е. заболеваний «рожденных врачом».

Теплый пол